ФОРТУНА ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО

топ 100 блогов nikonova-alina18.04.2024
Алексей Тыранов. Портрет Ивана Айвазовского. 1841
Алексей Тыранов. Портрет Ивана Айвазовского. 1841

Часть 1.

         Биографии русских художников очень часто выстраиваются вполне в духе некоей национальной идеи о том, что истинный творец непременно должен страдать, и чем драматичнее и голоднее будет его судьба, тем гениальнее окажется его творчество. В этом смысле Иван Айвазовский – художник нетипичный, поскольку он действительно оказался счастливцем, обласканным фортуной. Может, ему не всегда везло в личной жизни, но зато он выстроил безупречную профессиональную карьеру, и при этом совершенно ничем не пожертвовал, оставаясь верен своим интересам и своим жизненным принципам.

Иван Айвазовский. Портрет Ашхен Айвазян, бабушки художника1858
Иван Айвазовский. Портрет Ашхен Айвазян, бабушки художника 1858
Иван Айвазовский. Портрет отца
Иван Айвазовский. Портрет отца
Иван Айвазовский. Портрет матери
Иван Айвазовский. Портрет матери

        Строго говоря, Ивана Константиновича Айвазовского надо называть совсем не так, и полностью русским художником его тоже считать нельзя. Геворк Айвазян, его отец, как это понятно по его имени, был армянином, причем родившимся в Польше, а точнее в Галиции. Еще в 18 веке предки Айвазянов бежали в Польшу из Западной (то есть турецкой) Армении, видимо, спасаясь от очередного турецкого геноцида.

Иван Айвазовский. Портрет брата Саркиса Айвазяна (в монашестве Габриэля). 1883
Иван Айвазовский. Портрет брата Саркиса Айвазяна (в монашестве Габриэля). 1883

Потом Геворк Айвазян перебрался в Крым, в Феодосию. Супругу он нашел себе уже в Крыму, девушку звали Рипсиме, и она также была армянкой. У супругов родилось пятеро детей: сыновья Ованес и Саркис (впоследствии он принял монашеский постриг под именем Габриэля, а затем стал архиепископом Армянской Апостольской церкви) и трое дочерей.

Феодосия начала 19 века
Феодосия начала 19 века

        Поначалу Айвазян-старший был весьма преуспевающим купцом, но в 1812 году в Феодосии случилась эпидемия чумы, и он по этой причине разорился. Это было еще за пять лет до рождения сына Ованеса. Невозможно предположить, стал бы Ованес Айвазян художником, если бы родился в семье богатого крымского купца. Может быть и нет. Но очевидно, что художественный дар мальчик получил при рождении, поскольку поражал окружающих своими рисунками еще в самом раннем возрасте.

        Дар этот был настолько очевиден, что на ребенка обратил внимание местный архитектор Яков Христианович Кох, который начал с ним заниматься и дарил принадлежности для рисования. Любопытно, что юный Оник был также и талантливым музыкантом, во всяком случае, известно, что он сам научился играть на скрипке.

Иван Айвазовский. Портрет А.И.Казначеева. 1847
Иван Айвазовский. Портрет А.И.Казначеева. 1847

        Позднее мальчику начал покровительствовать сам градоначальник Феодосии, Александр Иванович Казначеев, который немного позже стал губернатором Таврической губернии. И это было в те времена, когда не существовало ни фондов помощи талантливым детям, ни грантов, ни конкурсов. Но Ованеса Айвазяна, сына рыночного старосты из Феодосии, сначала определили в Симферопольскую гимназию, а затем – в Академию художеств в Санкт-Петербурге, причем за казенный счет.

Аполлинарий Горавский. Портрет М. Н. Воробьёва. 1854
Аполлинарий Горавский. Портрет М. Н. Воробьёва. 1854

        И с этого момента для него начинается полоса тотального профессионального везения, и даже мелкие неприятности не могут перебить этот глобальный успех. Его очень хорошо приняли в Академии. Сначала его наставником стал Максим Никифорович Воробьев, профессор пейзажного класса. Видимо, его отличал довольно сложный характер, поскольку многие учащиеся Академии пребывали с ним в состоянии конфликта, а кому-то он даже умудрился поломать жизнь или испортить карьеру (что, в сущности, почти одно и то же). Но с юным провинциальным талантом (который тогда уже предпочел сменить имя и стал называться Иваном Айвазовским (или Гайвазовским)), у Воробьева было полное взаимопонимание, он всегда ему помогал и поддерживал.

Карл Брюллов. Автопортрет. ок.1830
Карл Брюллов. Автопортрет. ок.1830

        Немного позднее Айвазовского взял под свое покровительство сам Карл Брюллов, кумир тогдашней молодежи, и ввел в так сказать, высший круг российской интеллигенции, где наряду с художниками можно было встретить и весь цвет российской литературы, начиная с Пушкина и Жуковского.

Иван Айвазовский. Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835
Иван Айвазовский. Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835
Филипп Таннер. Вид Дувра. 1840
Филипп Таннер. Вид Дувра. 1840

        Впрочем, нельзя сказать, что годы учебы для Айвазовского были абсолютно безоблачными. За два морских пейзажа 1835 года художник получил малую серебряную медаль, а также его поощрили тем, что отправили помощником в мастерскую модного тогда французского мариниста Филиппа Таннера. Но, судя по всему, это как раз и не было такой уж большой удачей. Таннер оказался довольно мелочным и завистливым типом. Он запретил Айвазовскому работать самостоятельно, а когда тот нарушил запрет и все-таки выставил в Академии пять своих работ, нажаловался на своего ученика царю. Видимо, больше всего Таннера возмутили восторженные отзывы критиков о новом таланте, и он решил устранить конкурента, как это часто бывает, с помощью административного ресурса.

Иван Айвазовский. Штиль. 1837
Иван Айвазовский. Штиль. 1837

         В итоге, картины Айвазовского были сняты с выставки, и только через полгода его простили и вернули в Академию, на сей раз в класс батальной живописи профессора Александра Зауервейда. Таннер не зря опасался конкуренции. Всего через несколько месяцев занятий у Зауервейда, Айвазовский закончил картину «Штиль» (1837), за которую получил Большую золотую медаль. Айвазовского в виде исключения решили на два последних учебных года отправить для самостоятельной работы в Крым, а затем на шесть лет – за границу.

Иван Айвазовский. Десант Н.Н.Раевсакого у Субаши. 1839
Иван Айвазовский. Десант Н.Н.Раевсакого у Субаши. 1839

        Далее удача шла по нарастающей: в Крыму Айвазовский писал не только морские пейзажи, но и батальные сцены, одну из которых, «Десант Н.Н.Раевского у Субаши» приобрел Николай I. В комплекте шло благоволение императора с его личным пожеланием использовать художника для изображения подвигов флота, первый чин, и личное дворянство.

Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. 1840-е гг.
Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. 1840-е гг.
Иван Айвазовский. Сотворение мира. Хаос. 1841
Иван Айвазовский. Сотворение мира. Хаос. 1841

        Пенсионерская поездка Айвазовского началась в 1840 году с Рима, продлилась четыре года и обернулась в конечном итоге общеевропейским триумфом. Айвазовский был обласкан критиками, гуру европейского морского пейзажа Уильям Тёрнер, увидев «Неаполитанский залив в лунную ночь», сочинил восторженно стихотворение, где прямо назвал Айвазовского гением. Во Франции его наградили золотой медалью французской Академии, а Орас Верне сказал Айвазовскому: «Ваш талант прославит ваше Отечество». Помимо творческого успеха, Айвазовскому достался и коммерческий. Его полотна разлетались как горячие пирожки, а картину «Хаос» приобрел сам папа римский, одарив художника не только приличным гонораром, но и золотой медалью до кучи.

         Весь этот всеобщий восторг, который сопровождал Айвазовского, начиная как раз с 1840-х годов, является объективной реальностью, которую кое-кто из его современников, и художников последующих поколений не смог ни понять, ни принять. В своей «Истории русского искусства» (1901-02) Александр Бенуа, например, писал:

        «…Одно имя Айвазовского сейчас же вызывает воспоминание о какой-то безобразной массе совсем тождественных между собой, точно по трафарету писанных, большущих, больших, средних и крошечных картин. Все волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или розовыми облаками. Если бы была возможность собрать эту подавляющую коллекцию в одну кучу и устроить из ее гигантский аутодафе, то тем самым была бы оказана услуга имени покойного художника и искусству…»

        Кроме того, Бенуа сравнивает Айвазовского с маляром и рыночным художником вывесок, и почти прямым текстом обзывает третьесортным подражателем Тёрнера (и это после того как сам Тёрнер признал талант Айвазовского).

Иван Айвазовский. Гондольер на море ночью. 1843
Иван Айвазовский. Гондольер на море ночью. 1843
Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1843
Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1843

         И вот получается, что у нас на одной чаше весов – восторг и почитание и рядовых зрителей, и критиков, и коллег по цеху, а на другой – авторитетное мнение (и не единственное) бесспорно талантливого и проницательного человека. Конечно, Айвазовский писал быстро, его творческое наследие весьма обширно и, естественно, неоднородно, но у очень многих художников взлеты подчас чередуются с падениями, а гениальные произведения сменяются добротными работами среднего профессионального уровня. Так что, полагаю, несправедливо обвинять художника в излишней плодовитости. А море у Айвазовского совсем даже не одинаковое, достаточно сопоставить пару пейзажей на сходные темы.

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. Мда, мною тоже овладела русская хандра. Сейчас её обычно называют "депрессией", и ...
Ваши кулачки самые лучшие кулачки в мире) Всем спасибо (извините, каждому в том посту нет сил ответить, 4 часа ездили по городу, ЭЭГ, потом к двум врачам). Пока надевали на Саню все эти электроды, орал, как резанный! (а мне так хотелось его в этой штуке сфоткать, злая мама))) Думала, чт ...
В одном сообществе нашла прекрасную фото-подборку, посвящённую 1960-м. Люди, которых принято называть «шестидесяниками», верили, что в 2000 году они будут жить при коммунизме. Сейчас им не так уж много лет - по современным меркам 70 лет - это ещё не ...
Я выпила два бокала вина, но картинка в голове не проясняется. Сегодня у нас на повестке дня две новости: 1) С 1 по 10 мая у нас официальные выходные, и наш HR это уже подтвердил (т.к. мы работаем по российскому календарю), в общем, отдыхаем; 2) С 26 апреля по 9 мая на Кипре ...
Видео взято  американского ресурса Ютуб Это -- свежее видео от 8 января 2022 года от некоего Леона Вайнстайна -- пожилого видео блогера из Лос-Анджелеса, -- в котором он приводит конкретные данные от самих же вакцистов из CDC, в очередной раз подтверждающие то же самое, что я уже ...