Фольклор по пятницам (1)

топ 100 блогов justavortex21.01.2022 Поскольку история палеоконтакта претендует на некую (пусть посконную и сермяжную) академичность, то мы не вправе тащить туда разных героев сказок и суеверий. Но это не повод выкидывать их за борт, там много вкусного! Вдруг среди этих героев тоже есть лица непролетарского происхождения? Поэтому пусть они будут в особой рубрике "Фольклор по пятницам".
Второго дня зашел разговор о Бабе-яге. Ну в самом деле, странный персонаж! Давайте разбираться.

Из словаря О.Даля:
«ЯГА — род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи <�…> Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».

Матчасть.



"Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; белор. Ба́ба-Яга́, Ба́ба-Юга́, Ягіня; болг. Ба́ба Я́га; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba[4] «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. Баба Јага; словен. jaga baba, ježi baba)[5][6] — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье[1]. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя..
В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами[5]), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна»[3] живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц. Яга — мать трёх демонических дочерей (иногда — царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки"


Это в основном общеизвестные вещи. В нашей методике мы обычно предполагаем, что основой устного предания является карго-культ. Не подводит этот подход и на этот раз.


"Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
Почему «без окон, без дверей»? — ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.
К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак."


Фольклор по пятницам (1)

Уже что-то. Опять мы сталкиваемся с любимым египетским обрядом мумификации, заворачивания и помещения в закрытый ящик. Как это можно объяснить? Колонисты, отправляясь домой, попадали в Иркаллу, расположенную на отдаленном континенте, где Эрешкигаль (позднее Ниншубур) и ее команда погружали их в стазис в стазис-капсуле, эти капсулы они вешали в амфибию "Радужный змей" и уже она уходила на орбиту, где их перегружали в транспорт дальнего следования.
Мы это обсуждали много раз. Похож ли на это обряд? До мелочей. "Куклу" заворачивают, помещают в герметичный ящик и отправляют "туда не знаю куда". Интересное трактование обретают "курьи" то есть окуренные "ноги".
А вот насчет костяной ноги и деревянной урны автор перегибает.

Фольклор по пятницам (1)


Деревянные урны не летают. Летают "небесные колесницы".

А "костяных ног" у кого только не бывает:

Фольклор по пятницам (1)

Фольклор по пятницам (1)

Фольклор по пятницам (1)

Другая, более известная версия состоит в том, что "Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко - на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров - живых и умерших.
Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.
"Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно", - говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова."


"В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.

В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».



Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.
Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»


В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи."


Как видите, несмотря на отличие в деталях (тут пни, там окуренные стволы), речь об одном и том же - карго-культе обряда захоронения, копирующего погружение в гибернацию на дорогу к звездам колонистов. В свое время мы четко установили местонахождение Базы стазиса: западная Австралия.Значит австралийцы должны что-то об это помнить? Действительно:

"Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть»."
Казалось бы, австралийцы не каждый день общались со славянами, а обычаи инициации схожи, да и "припекание" из той же песни.
Почему именно стать мужчиной? В свое время мы с уважаемым kesar_civ обсуждали тему образования. Дети колонистов, рожденные на Земле должны были получить пристойное высшее образование, а это невозможно сделать на месте. Поэтому не исключено, что подростками они улетали на родную планету и возвращались через несколько лет.

Итак, избушка Бабы-Яги - карго на стазис, превратившееся в понимании наших предков в границу между миром живых мертвых. Здесь мы видим как высокая технология, смысл который никоим образом не ясен туземцу, мгновенно дает почву для суеверного учения. Боги летают мертвыми в коробках, потом оживают, ну и ты, милок, полезай как в коробку и полежи в лесу недельку хотя б. У них Эрешкигаль усыпляет, у нас бабка-повитуха. Глядишь, что из тебя и выйдет! Полагаете, что это только у первобытных людей? Ну да. А масонский обряд "полежать в гробу" и восстать братом? Все оно же..
Избушка та находится за рекой Смородина. Река та огненная, да и обряд связан с огнем. В чем дело? Просто много света - полет связан с ионизацией воздуха "радужный змей", сам портал также светился.

Фольклор по пятницам (1)

Опять скорпионы! Как вы возможно помните, Ниншубур, помощница Инанны и ее правая рука звалась женщиной-скорпион, египетская богиня Секет. Этот образ возможно пришел от семи скорпионов, которые берегли Инанну, когда она пряталась от недоброжелателей. Эти скорпионы - шагающие роботы-стражи , аналогичные тем, что стояли на Базе стазиса.
Обратите внимание, на печати выше изображен портал, называвшийся Ганзир - вход в Базу стазиса. Из мексиканских легенд известно, что боги "прыгали в огонь", чтобы попасть в подобные помещения или внутрь Змея.
Обилие света, ионизация, какие-то другие эффекты обеспечили питательную среду для "огненной реки Смородины".

Ну и теперь, поняв природу Бабы-яги, разбираемся с этимологией персонажа.
Сначала заслуживает внимания забавная версия:

"Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните "баба-йожка")- так что Баба-яга на самом деле - владеющая йогой."
"В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом ("костяная нога"), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры ("заклинания") и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п."


Теперь ха-ха кончились, последний пятничный рывок):

BABA (баба)- шумерск. "ворота", Вавилон - однокоренное русифицированное слово, врата Богов. Также известна богиня Бау (Баба), ставшая популярной в XXIII-XXII веках во времена Лугальбанды в Лагаше. Вот статуя Гудеи тех же мест и времен, Багдадский музей, как я понимаю.

Фольклор по пятницам (1)

Материал -диорит, значительно тверже железа (твердость по шкале Мооса 8-10), обрабатывается очень проблематично алмазным инструментом.

Так вот, Баба считалась врачом, исцелителем, специалистом по снадобьям. Была замужем за Нинуртой в тот момент. Я не исключаю, что это сама Ниншубур с одобрения хозяйки составила выгодную партию.

С "Ягой" ничего у меня пристойного не нашлось. Рискну предположить, что это слово "Иго". Вот с ним этимологических проблем нет.

Иго. Древнерусское — иго. Старославянское — иго. Латинское — iugum (иго, ярмо). Слово образовалось в славянских языках на базе индоевропейского корня, имеющего значение «перекладина, перемычка». Считается, что первоначальное значение слова — «то, что связывает, соединяет». В значении «гнет» слово встречается в религиозных текстах с XI в. Родственным является: Польское — jugo (перекладина у саней)...
И́го. Общеслав. индоевроп. характера (ср. др.-инд. yugám «ярмо, хомут», лат. jugum — тж., нем. Joch — тж. и т. д.). Суф. производное (суф. -g-) от той же основы, что и др.-инд. yáati «связывать», ср. лит. jùngas и jùngti «соединять, запрягать». Иго буквально — «то, что связывает, соединяет». Значение «угнетение, эксплуатация» — вторично и подобно отвлеченной семантике гнет
(см.).

Итого три уровня:

1.Карго культ стазиса, исполняемый через обряды погребения и инициации.
2. Богиня-врачеватель Баба, "жрица" встречающая на границе миров, опять же неразрывно связанная с первым уровнем.
3. BABA Yuga - Соединяющие Врата. Портал между мирами, полностью стыкующийся по смыслу с двумя предыдущими уровнями.

Наконец, ягью -индийские жертвоприношения огню, дают четвертый смысл:

4. Баба Ягью - огненные врата, светящийся портал между мирами.

Хороших выходных!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Новый год был недавно и давно, а сегодня уже 1 февраля. Первые 10 дней года были в Москве. Рада, что успели встретиться со всеми, с кем хотелось. Но обидно, что большую часть каникул проболели, хорошо, что моих не заразили, и Мишка два дня температурил. 1. Отметили новый год в Москве. ...
Американская газета Politico участливо подсказала Германии для сохранения лица (лучше бы денег) шесть вариантов отказа от «Северного потока – 2» — один лучше другого. Полагаю, ни один из них использован не будет — Ангела Меркель стоит на страже интересов родины, как скала. ...
Дорогие друзья! Как и вы, совсем скоро я буду с волнением следить за новостями о запуске и полете станции "Луна-25". В преддверии знаменательного события предлагаю вспомнить долгую и интересную историю проекта. За прошедшие с момента публикации три года станция проходила испытания, ...
И на нее, естественно насрали. птицы. сегодня помыли в мойке. остались чтото типа пятен на капоте, которые отмыть не удалось. что делать? как быть? чем реально отмыть? так вроде и не видно особо, но под опрелеленными углами видны эти ...
Рожденный убивать / Koroshi no rakuin, 1967 реж. Сэйдзюн Судзуки Садился смотреть японский боевичок, но не тут-то было. Оказался артхаус. Главный герой киллер номер три в иерархии (интересно, кто рейтинг составлял). Жизнь удалась. Уютная квартирка в центре, интересная работа, ...