Будущий беспилотный флот США
fonzeppelin — 02.08.2025
В конце июля 2025 года, командование военно-морских систем (англ. NAVSEA — Naval Sea Systems Command) утвердило требования к беспилотным боевым кораблям, проектируемым в рамках программы MASC (англ. Modular Attack Surface Craft — Модульный Ударный Надводный Корабль).

В задачи этих кораблей входит выполнение широкого спектра тактических задач — от патрулирования акватории и наблюдения за неприятелем, и до формирования оборонительного периметра и нанесения ракетных ударов — при помощи модульной полезной нагрузки, выполненной в формате обычных интермодальных транспортных контейнеров.
Эта программа представляет собой значительный отход от прежних концепций — в основном вращавшихся вокруг пары из большого (LUSV) и среднего (MUSV) беспилотных кораблей общего назначения. Прежние концепции рассматривали беспилотные единицы в контексте в первую очередь размеров и водоизмещения. Программа MASC же делает акцент на способность нести полезную нагрузку, обеспечивать ее электропитанием и выдерживать требования по дальности, скорости и мореходности. Остальные параметры оставлены на усмотрение фирм-проектировщиков, которым NAVSEA предоставляет широкую свободу в выборе конкретных инженерных и архитектурных решений.
В рамках программы MASC предполагается разработать сразу три стандартизированных типа боевых беспилотных кораблей — «базовый», «высокой автономности» и «минимальный». Требования к ним были сформулированы следующим образом:
Базовый MASC — должен нести полезную нагрузку не меньше чем из двух стандартных 40-футовых транспортных контейнеров (TEU-стандарт), каждый весом до 36,6 тонн. Каждый из контейнеров должен обеспечиваться электропитанием мощностью до 75 киловатт. С неполной нагрузкой в 25 тонн, беспилотный корабль должен иметь дальность хода не менее 2500 морских миль (4630 км) на постоянной скорости не менее 25 узлов, при состоянии моря до 4 баллов по шкале НАТО (5 баллов по шкале Бофорта);

Высокоавтономный MASC — должен нести полезную нагрузку не меньше чем из четырех стандартных 40-футовых транспортных контейнеров, каждый весом до 36,6 тонн. Каждый из контейнеров должен обеспечиваться электропитанием мощностью до 50 киловатт. Требования к дальности, и скорости определяются как «максимально возможные в пределах практических соображений», т.е. проектировщикам предоставляется значительная свобода действий в этом отношении — до тех пор, пока это не вступает в противоречие с другими требованиями;

Минимальный MASC — должен нести полезную нагрузку не меньше чем из одного стандартного 20-фунтового транспортного контейнера, весом до 24,6 тонн. Контейнер должен обеспечиваться электропитанием мощностью до 75 киловатт. Особо указывается, что сзади от контейнера не должно присутствовать никаких препятствий. Требования к дальности, и скорости вновь определяются как «максимально возможные в пределах практических соображений»;

Таким образом, программа MASC условно включает «канонерку», «корвет» и «ракетный катер». Такое разнообразие типов, по мнению адмиралов, позволит решать широкий спектр стоящих перед беспилотными кораблями задач, как-то:
* Передовая разведка и поддержание сенсорного контакта с противником;
* Патрулирование акватории и перехват/сопровождение неприятельских единиц;
* Построение непрерывных оборонительных периметров для защиты более ценных боевых единиц;
* Нанесение дальних ракетных ударов по наземным и морским целям, перехват патрульных самолетов, огневая поддержка;
Отмечу, что все эти единицы так или иначе являются достаточно крупными по вполне банальной причине — для американского флота необходимым требованием является высокая автономность и океанская мореходность.
Помимо конкретных требований к типам кораблей MASC, NAVSEA также разработало ряд «желаемых» параметров, непременное внедрение всех из которых не обязательно... но существенно улучшит шансы проекта на конкурсе) Желаемые параметры условно разделены на три группы — первичные («крайне желательные»), вторичные («весьма желательные») и третичные (условно, «если появится такая возможность»). Фирмы вправе сами приоритизировать параметры по своему усмотрению в каждой из трех групп:
ПЕРВИЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ:

* Быстрая готовность — NAVSEA хочет, чтобы прототип был готов к передаче на испытание спустя не более 18 месяцев после подписания контракта (поэтому от фирмы требуется предоставить детальную информацию о задействуемых мощностях, персонале, оборудовании, планах закупок и т.д.);
* Совместимость — способность взаимодействовать с существующей командно-контрольной инфраструктурой ВМФ США;
* Автономность — способность автономно и безопасно избегать навигационных угроз (включая столкновения с другими кораблями), в том числе в условиях плохой видимости (ночь, туман) и в условиях полного радиомолчания (EMCON). Беспилотный корабль должен быть способен продолжать выполнение поставленной задачи, даже если связь с контрольной станцией полностью потеряна. Алгоритмы, управляющие кораблем, должны действовать в рамках международных «Правил предупреждения столкновения кораблей в море»;
* Доступность нагрузки — контейнеризированная нагрузка открыта для доступа сверху, сзади, с правого и с левого борта;
* Архитектура программного обеспечения — автономность, восприятие и программное обеспечение C2 соответствуют документированному стандарту открытой архитектуры;
ВТОРИЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ:

* Коммерческий дизайн — корабли должны строиться по стандартам Американского Бюро Судостроения (гражданским, а не флотским);
* Контроль радиоизлучения — корабли должны автоматически адаптировать режим работы своих радиоизлучающих систем в соответствии с требованиями миссии, дистанционно передаваемыми на корабль;
* Внутреннее оборудование — корабли должны иметь внутренние отсеки с контролируемыми температурой и влажностью для добавления в будущем новой электроники;
* Ходовые данные — скорость и дальность, позволяющие совершать океанские переходы, с предпочтением более высоких характеристик. Данные должны быть представлены в виде максимально допустимой нагрузки для различного состояния моря по шкале НАТО;
* Надежность & ремонтопригодность — корабли должны ремонтироваться быстро и допускать предиктивное, (строящееся на индивидуальной оценке состояния конкретных компонентов) а не превентивное обслуживание;
* Архитектура программного обеспечения - автономное решение должно реализовывать непатентованные, машиночитаемые интерфейсы для обеспечения сторонней интеграции, модульных обновлений и взаимодействия на уровне компонентов, не опираясь на патентованные стандарты;
* Командование & контроль — командный интерфейс должен позволять управление множеством беспилотных единиц с одной контрольной станции;
ТРЕТИЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ:

* Экспортный потенциал — соответствие международным требованиям к экспорту вооружений для потенциальных поставок союзникам и партнерам США;
* Соответствие нормам коммерческого судоходства — беспилотные корабли должны требованиям Американского Бюро Судостроения для гражданских судов и укладываться в стандарты для кораблей АБС;
* Поддержка полезной нагрузки — беспилотные корабли должны потенциально обеспечивать энергопитание мощностью до 125 киловатт на контейнер нагрузки (т.е. избыточное по сравнению с требованиями);
* Опциональная пилотируемость — беспилотные корабли должны быть оснащены для размещения восьми человек временного экипажа на срок до 14 дней. Особо уточняется, что это пожелание не распространяется на минимальный тип MASC (который слишком мал для размещения экипажа);
Дополнительно стоит особое требование — корабли очень желательно строить на американских верфях и заказывать материалы и компоненты только у американских компаний. Недвусмысленно намекается, что этот параметр, хоть и не является критическим, но может стать решающим при выборе конкретного проекта из предложенных.
Основным вооружением беспилотных кораблей программы MASC, по всей видимости, должны стать контейнеризированные пусковые установки GMLS Mk-70. Разработанные по совместной программе армии и флота США, эти пусковые установки представляют собой блок из четырех стандартных ракетных пусковых ячеек Mk-41, размещенный на поднимающемся основании (хранящийся горизонтально, и поднимающийся вертикально перед пуском) в стандартном 40-футовом транспортном контейнере:

Данный пусковой комплекс совместим со всеми типами флотских ракет, которые могут запускаться из ячеек Mk-41 — а также дополнительно совместим с армейскими зенитными ракетами семейства PATRIOT. Это означает, что беспилотные корабли семейства MASC будут способны использовать всю гамму вооружений американского флота.
Например, базовый MASC, снаряженный двумя контейнерами Mk-70, может использовать один для размещения зенитных ракет средней дальности RIM-162 ESSM Block 2 (по четыре в каждую ячейку — всего шестнадцать ракет), а второй для размещения крылатых ракет BGM-109 Tomahawk Block 5 (для ударов по наземным и надводным целям), или дальнобойных зенитных/противокорабельных ракет RIM-174 SM-6 (для поражения неприятельских патрульных самолетов и кораблей).
Другими типами контейнеризированного вооружения, возможного для установки на MASC, являются, например, недавно продемонстрированная армией США контейнерная пусковая от РСЗО M270 MLRS, способная запускать как корректируемые ракеты семейства GMLRS, так и тактически баллистические ракеты ATACMS и PrSM:

Такая версия нагрузки может, например, применяться MASC для огневой поддержки десантов — функция, в которой давно уже заинтересована морская пехота США. Использование небольших и дешевых беспилотных кораблей в этой роли особенно эффективно, так как поддержка десантных операций априори связана с высоким риском.

Также возможно и размещение не-ракетных контейнерных систем: например, пусковых установок для дронов, автоматических орудий, лазеров (высокие требования к энергообеспечению косвенно намекают на желание вооружить MASC энергетическим оружием) или комплексов минной постановки:

Скорее всего, единицы программы MASC будут также нести дополнительные не-контейнеризированные оружейные станции: например, автопушки «Вулкан-Фаланкс», зенитные ракеты самообороны SeaRAM и т.д.
В общем и целом... весьма интересная конкретизация требований. Явно прослеживается стремление как можно скорее перейти от прототипов к принятию беспилотных единиц на вооружение. Что вполне объяснимо: военно-морской флот США не располагает более индустриальными возможностями для поддержания гонки традиционных морских вооружений с китайским. Американцы просто не в состоянии вводить в состав флота столько же основных единиц, сколько китайцы. Беспилотные же единицы (которые можно строить на не-специализированных небольших верфях) выглядят перспективным направлением приложения усилий, в котором американский флот имеет определенный перевес.
|
|
</> |
Фильмы о футболе, которые стоит посмотреть каждому фанату
«Желтые крылья»
Год Змеи. Ещё "египетские" дома
Сравнивать с 1918 годом не стоит
Москва дореволюционная
К обеду
Афганистан: на пороге новой войны?..
Осень в Бад-Кройцнахе.
Сьрб это Рьс

