рейтинг блогов

F.Halévy La Juive Михайловский театр 18.03.2011

топ 100 блогов dolchev19.03.2011 Хотел начать свой отчет о вечернем походе со слов пока все.., - в том смысле, что пока все обсуждали нового назначенца на Большой балет, - но потом подумал, что такое начало очень не оригинальное. Примерно такое же, как режоперная постановка «Жидовки», - ой, извините, «Иудейки» в Михайловском театре.
Несмотря на то, что сегодня вечером был дебют Ивана Васильева в роли Абдерахмана, лучшие люди блога Dolchev в моем лице и наилучшие люди с балетфрендс в лице Гаевского и модератора с супругой отправились, предварительно не сговариваясь, в театр им Станиславского и Немировича-Данченко на очередных гостей из культурной столицы. Первым гостем, поразившим мое воображение, был Кехман : подъехал черный лакированный мерс, из него вышел охранник, открыл дверцу... Я остановился, п ч надеялся увидеть либо Путина/либо Медведева, ан нет - вывалился Кехман с телефоном и быстрым деловым шагом отправился вовнутрь театра.:-) На данном этапе Кехман один из претендентов на роль директора Большого театра (когда погонят Иксанова) и я, собственно, не против его кандидатуры, и поэтому внимательно к нему присматриваюсь. После того, как присмотрелся к Кехману, отправился в театр, но через вход для зрителей. Театр Станиславского(СТАС) не люблю из-за хамства его охранки и капельдинеров, из-за синего цвета, да и вообще из-за того, что он даже после ремонта имеет какой-то деревенский вид. Единственное, что в нем хорошего, так это пирожки с капустой и воспоминания о том времени, когда мы там черт знает что вытворяли.:-)

Гергиева за пультом не было, но спектакль задержали на 20 мин по независящим от Михайловского театра причинам. Рассказывают, что бывший МАЛЕГОТ сейчас активно выходит на европейский уровень, что в области балета, - вспомним балерину Перрен, которая в Лондоне что-то там получила от 300-х лондонских балетных критиков; что в области оперы, - здесь можно вспомнить о тех знаменостях, которых чуть было не пригласили на исполнение главных партий в «Бале-маскараде», то, что этот номер не удался, это не страшно, главное желание есть у театра и иногда заезжие звезды таки поют в нем. Сегодня такой заезжей звездой стал тенор Neil Shicoff, ранее не очень знаменитый, но с тех пор, как объехал полмира с акцией под названием опера Halévy La Juive, стал звездой наипервейшей величины и Михайловского театру удалось не только украсить афишу вышеназванной оперой, но и заполучить в качестве центра лучшего на сегодняшний, и я так думаю еще на много последующих дней, исполнителя партии Элеазара.

F.Halévy La Juive Михайловский театр 18.03.2011 Оперу эту не знал. Но все же решил идти не с бухты-барахты - раздобыл диск лицензионный с Krassimira Stoyanova и честно попытался ознакомиться с произведением. Даже Стоянова не помогла. :-) Сумел прослушать только 2 действия. Но сегодня отсидел полностью. И сразу же ответственно заявляю - режопера Михайловского получше режоперы Венской. Хотя, конечно тоже фигня. Дело тут конечно перенесено в какую-то страну, в которой ходят фашисты, но в красных рубашках. Музыка Галеви достаточно приятная на слух, в принципе можно было бы послушать и увертюру, но этот номер не удался, п ч под нее несколько евреев с пейсами бьют поклоны у стены плача, а дальше их начинают дубасить и в кульминационный момент раздается страшный крик. Ну какая уж тут увертюра... - не до Галеви, когда родина в опасности и бей жидов - спасай.., но дело не в России происходит, т к в России стены плача я точно знаю нет. :-)
Ну ладно. Исколбасили начало и приступили к открытию сцены посредством раздвигания в разные стороны стены плача. И понеслась, если можно так выразиться. Хотя, музыка Галеви не склонна к бурному развитию действия. Она достаточно спокойная, без особых страстных контрапунктов, очень мелодичная, иногда даже какая-то салонная. А на сцене по контрапункту черт знает что - броуновское движение толпы людей, как принято в режопере.
Про то, как одеты даже и говорить не буду. :-) Сами знаете как одеты : кто в платьишке, кто в пальто и обязательное условие режоперы соблюдено полностью - военная форма присутствует. Ну и вот эта вот красная чума или холера в галифе. Кто плохой кто хороший понятно сразу, тут никаких недомолвок нет.
Основная цветовая гамма исключительно стабильная, вплоть до цвета пола, серо-черно-красная. По части оформления скучища смертная. Опера не короткая и выдержать постоянно одну и ту же замыленную картинку практически невозможно. Кое-какую изюминку внес длинный стол, поставленный наискосок сцены, но при этом принцесса Евдокия так ужасно сочеталась с цветом рубашек у галифешников и с коробкой, в которой Элиазар принес заказанное ею украшение, что на сцену опять расхотелось смотреть.
Вялотекущее действие шкандыбало шкандыбало и к 11-ти часам прибыло в тихую гавань окончания спектакля.

Как играли артисты ? А так и играли, что вроде бы и режопера, а полное впечатление, что все они в пыльных париках и картонных бородах. Мельтешня, муравьиные бега по сцене, попытки как-то интересно развести хор, смотрелось как много раз виденное, скучное и невыразительное зрелище. Но понятное дело, что для оперы видеоряд один из важнейших пунктов, но не главный.

Поэтому - про как и что послушать в этом спектакле. А послушать-то, в общем, тоже немного хорошего. Оркестр, ведомый Peter Feranec играл так, как всегда играют оркестры, ведомые Феранцем. Он точно также играл у нас в Большом - гремел, грохотал, мочил. Хотя, у Галеви особо и греметь негде, но при желании развернуться можно найти где это сделать. Без откровенных киксов, но и без хватания звезд с неба. Мочилово, которое достаточно часто имело место быть, не очень-то и огарчивало по той простой причине, что не очень-то была и охота слушать эти голоса, которые увидительнейшим образом подобрались по неприятному на слух тембру. Мужчины и женщины все пели одинаково. Это не европейских уровень и театру Кехмана еще очень и очень далеко до вылезания через окно в европу.
Не хочу ни на ком отдельно останавливаться, кроме, разумеется, Neil Shicoff. За арию он имел даже успех и скандежку зала, а по ходу спектакля аплодисментов было мало. Шикофф поет так, как может петь человек в 62 года. Проблем с голосом вагон и маленькая тележка. Петь ему трудно и это видно. Но при нынешнем положении дел с возрастными певцами, предполагаю, что его голос дальше будет только свежеть. К достоинствам его как вокалиста отношу то, что он не перешел на баритональные партии, а подыскал себе нишу, в которой вполне может еще и просуществовать. Есть такие партии, в которых качеством вокала можно не заморачиваться, например, Альтоум, - его всегда пели старички и похоже Элеазар относится к числу этих партий.
Да - имя.
Да - хорошая игра на тему страданий евреев.
Да - мастерство не пропьешь. И хоть на целый спектакль конечно сил не хватает, но на арию Шикофф собраться смог. Но меня интересует другой вопрос. Чем он поет Каварадосси и Германа ??? А ведь он всё это поет по сю пору... Наступили золотые времена для пожилых певцов и с этим уж ничего не поделаешь - имя важнее голоса.

F.Halévy La Juive Михайловский театр 18.03.2011

Маска в этом спектакле грозит только исполнителю партии Элеазара. Но, опять же, за имя. За режиссуру маску есть кому дать.
Спасибо привезли - послушали. Не знаю, будут ли обсуждать и вспоминать спектакль долгие долгие годы. Скорей всего нет. А как долго «Иудейка» удержится в репертуаре Михайловкого, это не мое дело, это забота Кехмана. Но Большому театру даже при самом кошмарном раскладе не надо заморачиваться идеей постановки этой оперы, сколько бы не рассказывали и не учили, что во всех театрах мира она идет и обязательно должна идти у нас. В России есть театр, в котором "Иудейка" идет. И довольно.

F.Halévy La Juive Михайловский театр 18.03.2011

F.Halévy La Juive Михайловский театр 18.03.2011 Krelene. Входные продавали, начиная с 6-ти вечера.

И на закуску по личной просьбе «korus1978» привожу его отзыв об Аиде в Covent Garden. Думаю всем будет любопытно почитать.

Аида. Королевский оперный театр (Ковент-Гарден). 11 марта 2011 г. Возобновление
постановки 2010 г.


Фоток, к сожалению, нет, но некое представление о спектакле можно составить, глянув на сайт Ковента http://www.roh.org.uk/whatson/production.aspx?pid=13814

  • Режиссер Дэвид МакВикар.
  • Дирижер Фабио Луизи (дебют в КГ).
  • Аида – Людмила Монастырска (в последний момент заменила
    беременную Микаэлу Карози) (дебют в КГ).
  • Амнерис – Ольга Бородина.
  • Радамес – Роберто Аланья.
  • Амонасро – Майкл Волле.
  • Рамфис – Виталий Ковалев.
  • Царь Египта – Бриндли Шеррат.
     

Честно говоря, на «Аиду» я попал случайно. Пришла очередная рассылка из Ковента, и я решил глянуть, что там сейчас идет. Взгляд упал на «Аиду», и я подумал: а почему бы и нет? Сразу пришли на ум слова Филипп Филипповича из «Собачьего сердца» про кролика, а «Аиду» живьем действительно я слушал последний раз много лет тому назад, когда ещё в старое здание БТ
приезжала Латвийская (? кажется) опера. Да и на работе действительно «кролик издох», и однодневное мое отсутствие никого не тронуло.

Удачно удалось «обокрасть» Аэрофлот на бесплатный (почти) билет до Лондона (зачем нужен АэрофлотБонус, если почти никуда улететь за бесплатно нельзя? это так, мысли вслух), удачно удалось ухватить билет в 7 ряд партера (брал ровно за месяц до спектакля, и билеты были; правда, потом ближе ко дню спектакля вполне естественно закончились), удачно удалось получить визу в последний день перед вылетом (проверяли в этот раз 8 дней, тогда как последний раз на все про все ушло два дня: видимо, нечасто им в заявлениях на визу пишут, что так и так, лечу на два дня оперу послушать, и потому такие признания сразу вызывают подозрения) – и вот зеленая травка Лондона с +12 градусами против слякоти Москвы.

Сразу признаюсь, что хотя эта постановка и может быть названа режоперой, меня она не разочаровала. Не знаю, почему: то ли соскучился по «Аиде», то ли пели неплохо, то ли действительно спектакль хороший… Вот если бы еще и улучшить его кое-где… Но обо всем по порядку.

В общем, идея (судя по спектаклю и пояснительному буклету) такая: до того за слонами и пирамидами не было видно любви и страсти. Вот если это отряхнуть и затем построить наш новый мир… Путь к такому «отряхиванию» был выбран довольно-таки странный, хотя и вполне угадываемый: разбавим любовь кровью и сексом и все пойдет как по маслу. Заодно перенесем действие неизвестно
куда, так, чтобы от Египта мало что осталось (и на костюмчиках с декорациями сэкономим)…

Итак, перед нами некое общество, в котором есть два культа: крови (читай смерти) и любви (читай секса). Это общество не привязано ни к какой стране, потому что в спектакле есть элементы Египта, Японии, Древней Греции, Китая, индейцев майя и инопланетной цивилизации. Ахинея, но как-то не сильно раздражало, потому что главную линию режиссер выдержать сумел на протяжении всего спектакля. Вот только певцы идею эту хреново показали.

Можно, конечно, плеваться, но по мне так лучше «Аида» вне времени и пространства, чем просто тупо перенесенная из Египта в другую страну и эпоху. В первом случае это меньше раздражает.

Ладно, хватит слов ни о чем, ближе к спектаклю.

Действие первое. Картина первая. Все вполне традиционно: Рамфис (в раскраске индейца долины Амазонки и в фиолетово-блесточном наряде а-ля новогодняя елка), Радамес (японский самурай), толпа воинов, шумно уваливающих со сцены с тем, чтобы позволить Радамесу спеть вроде как о любви.

Выход Амнерис. Точнее, вплыв. Народная…, лауреат…, солистка… Какие титулы – такой и вплыв. Видимо, пораженный сиянием титулов и званий, вывалился оперный миманс в костюмах Древней Греции и окружил Амнерис, упав на колени и уткнувшись лбами в пол (изображаем жриц Исиды). У меня в партере места не было, а то я тоже хотел поддаться общему порыву камлания.

Выход Аиды. Ну, ее нетрудно было не заметить: в отличие от иных служанок Амнерис, «наша» Аида не вбежала, а чинной поступью взошла, чтобы спеть о том, как ей плохо, бедной-то… И тут промашка вышла: ежели она рабыня, то какого хрена вышла и на колени-то не ткнулась? Понимаю всю трудность, с которой столкнулся режиссер: если бы ткнулась, то кто бы ее поднял?

Ну ладно, пропели про страсти любовные (едва ли не единственное место было в спектакле, где движения и взгляды были отточены до деталей), пора и хору развернуться.

Фараон оказался слепой (к его же счастью, потому что он единственный оказался в костюме из Древнего Египта, и увидев окружающее, вряд ли бы прожил долго после перенесенного шока) и потому был ведом и сопровождаем:
а) мальчиком-поводырем в костюме Осириса с короной на голове. Мальчик при этом с повязкой на глазах, что создает риск того, что вся гоп-компания свалится в
оркестровую яму;
б) кем-то еще в непонятно чем;
в) слугой, изображающим собаку, голым, с позолоченным лицом и с набалдашником на причинном месте, направленном в космос (а-ля племя дикарей не помню откуда: есть такое племя, где мужики на причинных местах носят какую-то штуковину, загибающуюся кверху. Видимо, здесь он таким образом из космоса информацию получает). Это чего ж только не придумают…

Гонец прибежал со знаменем, и я пригляделся: батюшки, никак у меня плюшевое покрывало из деревни стащили! Точно, оно! Красное, вытертое и с кистями! Вот гады! Ан нет, не оно… Тут его Радамесу накинули на плечи как полотенце, и я подумал, что пора бы и в баньку сходить…

Концовка картины прошла без неожиданностей.

Картина вторая. А вот и банька! Дым, огонь, тетки полуголые бегают и Рамфис в центре сцены сидит и медитирует. Ну, токмо веников не хватает и шаек. Ну да ладно. Тетки попрыгали, поизображали лесбийскую любовь и им на помощь вышли еще с десяток полуголых мужиков. Ага, вот сейчас начнется, подумал я… Не зря было написано при покупке билета: осторожно! спектакль содержит обнаженные сцены и кровь! Сверху спустились веревки, и что было дальше, догадаться
нетрудно. Сначала тетки с мужиками комически изобразили бурную любовь с содроганиями телес, потом мужиков подвесили и вспороли им животы. Только вот если первый ряд висящих еще подергался как-то для приличия в момент вспарывания животов, то второй и следующие ряды просто тихо умерли. Кровушкой невинно убиенных обмазали Радамеса, и он отправился воевать.

Действие второе. Картина третья. Все традиционно. Даже и рассказывать-то особо не о чем. Амнерис восседает, служанки поют. Идиллия в общем… Само собой, танцы не обошлись без секса. Началось с лесбиянства (выглядело опять по-идиотски), закончилось выходом одного товарища негритянской обмазки, который всех по очереди «потоптал», потом выбрал одну балериночку и
удалился с ней сначала за прозрачную ширмочку на сцене, а потом со сцены за кулисы, перед этим пройдя полный круг. Видать, плохо в Египте было с мужиками-то… Ах, ну да, все ж воюют. Амнерис на это дело взирала безучастным взором: даже как-то жалко ее стало, что же с ней, болезной?

Дуэт прошел традиционно: чинно заламывали руки, гордо вскидывали голову, падали на колени…

Картина четвертая. Трубы играли на галерке: сначала справа, потом слева, потом вместе. Сверху свисали трупы побежденных врагов.

Танцевальная схема была исполнена в китайско-японском стиле: кунг фу и самурайские мечи. Станцевали, кстати, дельно и очень четко. Зал даже залюбовался… Только вот по ходу танца постоянно вмешивались девки какие-то, чем все портили.

Вновь принесли плюшевое покрывало, Радамес помахал им и зачем-то потом бросил на сцену. Дальше оно быстренько исчезло: пошли, видать, на близлежащий рынок продавать его по дешевке…

Явление нубийских пленных было обставлено в стиле «сами мы не местные»: одеждою же они напоминали известную картину «Бурлаки на Волге». Амонасро гордо и чинно рассказал про свою злосчастную судьбу. Только вот тут незадача вышла: как я уже говорил, фараон у нас слепой был. А там в либретто есть указание accennando alla divisa che lo veste, т.е. показывает на свои одежды. (В русской версии Амонасро прямо поет: «Видишь эти одежды простые…») Так что все эти его слова просто-таки издевка над бедным слепым фараоном была. Ну да режиссеру не до этих мелочей. Чинно спели ансамбль, Аида завалилась на сцену в мольбе перед ногами фараона (потом, правда, поднялась без посторонней помощи).

Гордо глядя на побежденных, Радамес с Амнерис удалились, держась за руки.

Антракт. Театр превращается в столовку-бар-ресторан-пивнушку: все жуют, пьют и орут.

Действие третье. Я не знаю, для кого как, но для меня это действие – центральное в «Аиде». Оно, на мой взгляд, самое трепетное, самое проникновенное. И тут меня не очень порадовали. Кто виноват – не знаю. Нет, дуэт Аида и Амонасро спели очень эффектно, страстно, играя. Но вот шикарный дуэт Радамеса и Аиды был просто завален. Нет, даже не завален: его просто не было. Пели в стиле: я в одном углу, ты в другом, стоим и поем. То есть игры никакой!!! И это один из лучших любовных дуэтов Верди!

Действие четвертое. Картина первая. Все вполне традиционно: африканские страсти, Рдамес, которого уволакивают в неизвестность, Амнерис, заламывающая руки. Жрецы шествовали судить в прическах хиппи а-ля римский легионер (гребень на голове). Отсудили, отрыдали.

Картина вторая. Подземелье (символическое), Амнерис сверху, эти двое внизу. Аплодисменты, занавес.

Резюмируя, я могу сказать, что лучшее слово в плане сценического движения, описывающее постановку: традиционно. Вот только убрали пирамиды и слонов, да понарядили певцов кто во что горазд. Но при этом, повторюсь, спектакль оставил вполне цельное ощущение.

Сценическая игра. Роли второго плана. Амонасро был хорош: пластичен, сценически корректен, точен в движениях, не истукан в общем. Рамфис и фараон тоже ничего так.

Теперь самое интересное. Самое большое разочарование спектакля – это Радамес. То ли игра у него такая хреновая, то ли режиссер плохой. В общем, почти никакой сценической игры, кроме штампов (выхватил меч в романсе и помахал им); в дуэтах вообще был провален (истукан, чессно слово).
Повторюсь, только в ансамбле первой картины было еще что-то. Что касается дуэта третьего действия, то в одной из рецензий лондонская пресса язвительно написала, что он поднимает одну руку, поднимает другую, сводит их вместе; при этом то одну, то другую ногу ставит на рампу – этим он и исчерпал свой набор сценических движений. Так оно и было, честное слово. Прямо как в том фильме: «Кака така любоф?».

Аида. Куда как лучше и живее. И мимика, и жесты, и движения. Ей бы еще партнера хорошего…

Лучшее впечатление оставила Амнерис. То ли роль такая (все-таки дочь фараона), то ли что… Тут, правда, палка о двух концах: монументальная роль дочери фараона и именно такая игра по ходу спектакля откинула ее любовь на сто пятьдесят третье место. Люблю? А, ну вроде как…

Музыка и пение. Не специалист, поэтому детального разбора дать не могу: говорю как любитель, слышавший «Аиду» много раз живьем и много раз в записях самого разного рода.

Необычайно мягко звучал оркестр: изумительное прочтение партитуры. Даже в том месте, где наши обычно играют в стиле «раззудись плечо, размахнись рука» (триумфальная сцена), оркестр был чуток и певцов не глушил громоподобными возлияниями.

Открытие спектакля – Аида. Ее первые слова – Ohimè! di guerra fremere l'atroce grido io sento… – меня буквально заставили вжаться в кресло. Мне сложновато описать голос, но все-таки: немного темноватый, насыщенный голос. Монастырска этим спектаклем открывала для себя Ковент, а так, по плану, она должна была петь в «Макбете» в мае (и будет: даже хочется услышать ее там). Вот это именно голос для Леди Макбет. Красивое piano, которое умеет пропеть так, что за душу берет; хорошие верхние ноты, правда, иногда чуть резковатые. В общем, замена певицы не сыграла со спектаклем злую шутку. Единственная удостоилась топота ног в зале в ходе спектакля. Легко перекрывала оркестр, легко угадывалась в ансамблях. Думаю, что ей было бы по силам и «финт ушами» провернуть – вставной ми бемоль в конце третьего действия ввернуть.

Я думаю, что если бы у нее было больше времени на репетиции – а заменили ее буквально за пару дней до спектакля – она выиграла бы спектакль сценически и музыкально всухую, побив всех своих коллег по сцене.

Амнерис. Ровненько, стильненько, без изысков и провалов. Единственное, в конце судилища по традиции ля (если я прав) держится до посинения. Здесь секундный всплеск звука и все.

Радамес. Я, конечно, понимаю, что в самом начале спектакля петь романс с предполагающейся шикарной концовкой тяжеловато, но «ноблес оближ», как говорил Бегемот. Хриплый голос, с попыткой представить что-то достойное в конце романса… А вот повторение vicino al sol после си-бемоля вообще не стоило даже пытаться провернуть: вышло с таким хрипом… Хлопали, видимо, чисто из уважения. Потом распелся, но в целом – так себе.

Хотел бы я увидеть такую «Аиду» еще раз? Не отказался бы.
Вот только если бы чуть режиссуру подправить да певцов некоторых заменить…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://www.youtube.com/watch?v=erXG9vnN-GI J.S. Bach : Toccata and Fugue in D minor BWV 565 / Liene Andreta Kalnciema live at Riga Cathedral // Liene Andreta Kalnciema playing the great Walcker organ (1883) at Riga Cathedral in Latvia. Performance recorded live on July 7, 2019. Мне ...
Экономика Руины начинает входить в пике. Министр финансов вчера, 21.07.14, на заседании совета Рады заявил, что потребуется потратить на войну 1,5 млрд. долл. При этом, остатки укр. промышленности бьются в агонии, т.к. закрыты рынки сбыта в РФ. Так, Премьер-министр Яценюк оценочно заяви ...
Смотреть это видео ...
@ ...
Мы с моим парнем очень любим заниматься сексом. Это происходит несколько раз в ...