Фартовые ружьё, нож, ушанка...
kiowa_mike — 10.01.2022Упоминание фартовых вещей, то есть приносящих удачу предметов, сопровождает меня всю мою охотничью жизнь. Ещё в детстве, на какой-то охотничьей базе, меня, школьника, нешутейно предупреждали: не трогай нож дедушки Ярослава – прибьёт! Про «прибьёт» говорили, конечно, в шутку, а про «не трогай» – всерьёз.
Правда, и нож этот не лежал нигде на виду – дедушка Ярослав надевал его на ремне под ватник перед самой охотой. Даже разглядеть его особо не удавалось – обычный нож с деревянной рукоятью, похож на финку. Инструмент лесного человека, каких на руках даже в те, уже бесконечно далёкие от нас времена, было миллионы. Ан нет. Что-то было в этом ноже для его владельца, что принципиально отличало его от других таких же изделий. Старые охотники говорили, что в ножике этом есть фарт Ярослава. Но говорили нехотя, с одной стороны, вроде не вполне сами этому веря, с другой – как бы не желая произносить это вслух. Это потом я услышал: «Фарт – он слов не любит». И выросшее оттуда же «нашёл – молчи. Потерял – молчи». Не нужно знать стороннему человеку ни об удаче твоей, ни о неудаче.
Дедушка Ярослав так и ушёл из жизни с этим ножом. На лыжне прихватило сердце, он упал и быстро замёрз. О конце старого охотника всю правду и знает вот этот фартовый ножик. Было на тот момент дедушке Ярославу 85 лет. Охоте он посвятил всю свою сознательную жизнь.
Так вот, с самого начала моей сознательной охотничьей жизни я сталкиваюсь с понятиями фартовых вещей и окружающих их поверий. Фартовыми бывают ружья, ножи, шапки-ушанки, ремни, свитера. Помню, в посёлке Омолон, когда видели на снегоходе охотника З. в весьма потрёпанной кроличьей шапке-ушанке (при том, что охотник З. вполне мог одевать себя в соболя с ног до головы), сразу шептались: за лосем поехал. Фартовый треух надел. Что характерно, никто, включая домашних, не знал, где охотник З. прятал свой треух. Ни жена, ни дети. Сторонние люди фартовые вещи трогать не должны.
Много раз я встречал фартовые ружья. Как правило, это были единственные (и часто незаконные) ружья небогатых владельцев. Самые что ни на есть поношенные и забубённые одностволки, двустволки, мелкашки и карабины. Кстати, никогда не пятизарядки. Я б даже сказал так: редкостная поношенность – неотъемлемая черта подлинно фартового ружья. Потому что много добывают тем, с чем всё время ходят. Что из рук лесной человек, считай, не выпускает. Стёртое воронение, пошарпанный приклад, странным образом установленный прицел. Бывалое оружие бывалых людей. Но как там сказано у классика: «Опасайтесь человека с поношенной винтовкой. Не надо исключать, что он умеет ей пользоваться».
Фартовых ножей я, наверное, наблюдал больше всего. Но, точно так же как в примере, которым я открыл свою заметку, люди фартовость эту не подчёркивали, а ножи с глаз долой прятали. Считалось, что прикосновение чужого человека может унести с собой частицу фарта.
Я не знаю, откуда возникло поверье о фарте в охотничьей среде. Думаю, оно самостоятельно выкристаллизовалось внутри неё – просто потому, что понятия «охота» и «удача» совершенно неразрывно связаны друг с другом. Думаю я, что вера в фарт как бы не была одним из самых ранних и потаённых верований человечества. А уж потом появились шаманы, духи, боги, Высшее существо. Вера в фарт лежит в душе каждого из нас. Каждого охотника.
Никогда не верьте человеку, который предлагает вам купить фартовый нож или ружьё. Все старые охотники знают: фарт не продаётся. И человек, который пытается вам втюхать дескать фартовую вещь, по определению порченый. Дурак или жулик. Фарт – он прирастает к человеку и остаётся только с ним.
|
</> |