Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

топ 100 блогов frau_kam08.10.2019 Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

В прошедшее воскресенье мы пережили экскурсию «Еврейская Москва». Не то, чтобы совсем были не в теме, но узнали много нового.

Оказалось, в Москве был еврейский район, и не где-то в Марьиной Роще, а в самом  Зарядье – втором  по древности (после Кремля) районе Москвы. Сейчас на этом месте ландшафтный парк, а раньше был сначала довольно престижный, а после пожара 1812 года, когда всё выгорело – ремесленный и торговый район. Дома здесь строили с целью сдачи в аренду. В верхних этажах жили, нижние использовались под лавки и склады.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

В Зарядье находилось Глебовское подворье — единственное место в Москве, где дозволялось останавливаться еврейским купцам.
Долгое время Москва была запретным для евреев городом. Лишь в 1826 году московский генерал-губернатор разрешил еврейским купцам  приезжать в Москву на ограниченный срок. Купцам 1-й и 2-й гильдий разрешалось проживать в Москве в течение двух месяцев, купцам 3-й гильдии — только месяц.

В двухэтажный дом статского советника Глебова, ослепшего в конце жизни и завещавшего своё подворье городу при условии, что все доходы пойдут на содержание глазной больницы, и свозили приезжих еврейских купцов.
Товары хранить можно было только на территории подворья. Запрещено было показываться в национальной одежде. Несмотря на ограниченные права, евреи в Москву ехали. Ревностно придерживались кошерной пищи, привозили из родных мест резников, прислугу, невест для отстуживших в армии солдат. В Зарядье действовала еврейская молельня, называлась она Аракчеевской.


Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Сейчас вместо всей этой плотной застройки - Васильевский спуск.

После либеральных реформ Александра II в Москве начинает формироваться еврейская община. Кто же получал право жить в Москве? Прежде всего, отслужившие в армии, затем студенты, ремесленники и купцы 1-й гильдии. Были и люди, которые просто приезжали и поселялись. Народу было много, и требовалась синагога.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

В 1870 г. купец 1-й гильдии, миллионщик, а в переводе на нынешние деньги, пожалуй,  и миллиардер, банкир и благотворитель Лазарь Соломонович Поляков купил для этой цели участок земли на Воздвиженке.  Синагогу заложили, даже два раза исполнили "Боже, царя храни!", но дело застопорилось. Духовные власти воспротивились вторжению в их вотчину. Тогда Поляков купил другой участок - в Спасоглинищевском переулке, оно и к Зарядью ближе, 5 минут пешком, в шабат удобно ходить. Пока синагога строилась, богослужения велись в находящемся неподалёку доме Рыженкова. Поляков арендовал у домовладельца  Рыженкова дом под молельню.

Здесь у раввина Минора стал брать уроки древне-еврейского языка Л.Н.Толстой: «Я очень пристально занимался еврейским и выучил его почти, читаю уж и понимаю. Учит меня раввин здешний Минор, очень хороший и умный человек». Ш. Минор, с благоговением относившийся к писателю, тоже оставил записи об их встречах и беседах: «В своем бурном стремлении к истине он почти за каждым уроком расспрашивал меня о моральных воззрениях Талмуда и толковании талмудистами библейских легенд». Регулярные занятия перешли в дружеские отношения.

Первая смета на строительство синагоги составляла 18 тысяч рублей. Очень большие деньги. Строить решено было по образцу одной из венских синагог. Купольную базилику. С галереей для женщин и ковчегом (шкафом для Торы) в виде входа во временный, переносной храм, как символ того, что путь не закончен.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Вход в ковчег загораживает хупа - балдахин для церемонии бракосочетания. Пока нет службы, женщины могут находиться внизу. Вообще, это место мужчин. Женщины сидят выше, на галерее.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Купол на синагоге был не всегда. Сначала его воздвигли (купольная базилика всё-таки, архитектор С.Эйбушиц), но сразу же и разобрали. Жаловался прокурор синода Победоносцев. Мол, оскорбляет чувства православных купол этот. Потом и саму синагогу закрыли, сделали там училище- приют. Только после революции 1905 года стали внось отстраивать и обустраивать синагогу. Пригласили для внутренней отделки Р.И.Клейна.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Канонических требований к синагоге немного. Это не храм, а молельный дом, который может быть при желании устроен где угодно. Были бы окна, чтобы видеть небо. В центре אֲרוֹן הַקֹּדֶש

У входа.  Слово "хоральная" обозначает лишь, что служба здесь сопровождается хором. Синагога в Спасоглинищевском переулке не является главной. Она просто самая старая. Здесь 4 молитвенных зала (отдельный, например, для горских евреев, хотя они вполне могут молиться и  в общем зале, но так уж устроено), галерея для женщин, магазинчик, где продают мацу и всякое такое, туалеты даже есть. Одним словом, не храм. В советское время синагога работала, здесь каждый мог купить мацу на Песах. Особой доблестью было прийти за мацой, не будучи евреем. Здесь было всегда весело на еврейские праздники, здесь знакомились, сватались, пели и беседовали. Мужчины должны быть в синагоге с покрытой головой. Женщины как угодно. Женщина в иудаизме считается ближе к Б-гу. Ей не требуется особых условий для обращений к Нему.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Одним из самых известных купцов Москвы был коммерции советник и чаеторговец Давид Вульфович Высоцкий. Чай Высоцкого пиоа вся Россия, а теперь пьёт и весь Израиль. Эмблема чая Высоцкого была серебряный кораблик, ведь чай доставляли в Россию морем.

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов

Еврейская Москва: от Зарядья до Чистых прудов
Дом Высоцких в Огородной Слободе на Чистых Прудах - роскошный особняк в стиле эклектики, стилизован под французский замок с башенкой. Архитектор Р.И.Клейн, 1900 г. Чаеторговцы Высоцкие дружили с семьей художника Леонида Пастернака, который давал дочерям  Высоцкого уроки рисования, в то время, как сын художника - Борис Пастернак - подтягивал их в точных науках. В красавицу Иду Высоцкую юный поэт был безответно влюблён. Семья Высоцких счастливо избежала репрессий, встретив революцию за границей. Репрессирован был лишь сын Д.Высоцкого - член ЦК партии эсэров, редактор журнала "Земля и Воля".

Продолжение следует.
Источник

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
7 июня 1999 года Указом президента России был утверждён День российской науки, который с тех пор ежегодно празднуется 8 февраля. Решение было принято не случайно, дата выбрана в честь 275-летия со дня основания российской Академии наук. По такому поводу сегодня Владимир Путин в Кремле ...
Здравствуйте! Я нахожусь в данный момент в сомнениях, вернуть ли мне маме подарок, который она мне сделала, отдарив его ей на её день рожденье (подарок в 2/3 моей зарплаты, сделанный почти сразу после разговора о том, что мне не нравятся подарки деньгами).  Не так давно она подарила ...
Вышел из "Единой России". Хотели меня исключить, но я вышел самостоятельно первым :))) Теперь это уже история... Жизнь моя хуже от этого не стала, покончить её самоубийством не хочу! ...
В законодательном собрании Санкт-Петербурга депутат Александр Кобринский предложил преподавать в школах азы безопасного руферства (лазание по крышам домов, для этого никак не предназначенных). Проводить такие уроки, по мнению парламентария, можно в рамках предмета ОБЖ на специальных площад ...
Стоп-стоп-стоп, пагадити. А куда же подевались жЫрные небритые фемки, которые девочкам мозг засрали своим бодипозитивом? Жаль, не указано, чьи это мудрые выводы. И еще хотелось бы узнать, как патриархат от этого защищАЛ и почему сейчас не защищает. Феминистки мешают, видимо. UPD: О, мне ...