Дед кулак - герой, бесчуственная скотина или дурак?
— 22.10.2015Вопрос этот без конца и без края. Поэтому попробуем в нём отсечь плач нашего современника по дедовым коровам как несбыточную мечту, ибо, даже в случае реституции, ему ничего от тех коров не обломится. Коровы те давно издохли, а дед-кулак права распоряжаться собственностью не имел по закону и состояние нажил снова вопреки закону. Закон в то время запрещал использовать наёмный труд. В силу этого найти документы на право владения собственностью дедушки-кулака - фантастика.
Не станем и сами рассказывать о том, как было и откуда взялось. Попросим современников рассказать об их времени. Такими возьмём людей бесконечно авторитетных - Макаренко и Шолохова. Надеюсь, вам понятно о ком я говорю?
Для начала пара моих вопросов. Откуда взялись на двенадцатом году Советской власти кулаки? Колхоз - это снег на голову или долго обсуждаемый вопрос? Колхоз - это револьвер к виску или убедительная пропаганда?
И одно моё пояснение. "Педагогическая поэма", а именно к ней мы обратимся наряду с "Поднятой целиной" Шолохова, написана, внимание, в период с 1925 по 1928 годы. До коллективизации.
Вот о чём тогда мечтали. "Оля Воронова была на
особом пути. Она смотрела на наши и соседские поля с задумчивым или
восторженным глазом комсомолки, для неё на полях росли не только
вареники, но и проблемы.
Наши шестьдесят десятин, над которыми так упорно работал Шере, ни
для него, ни для его учеников не заслоняли мечты о большом
хозяйстве, с трактором, с «гонами» в километр длиной".
Вот что думали о том, кто будет работать в колхозе. "Я так считаю: сколько кругом работает народу, а без толку. А чтобы с толком работали — надо учить. А кто научит? Мужик, ну его к чёрту, его учить трудно. А этот чёрт работать так не будет. Ему дай своё.
— Колонисты же работают, — осторожно говорил Спиридон.
— Колонисты, — улыбается грустно Павел Павлович, — это же, понимаете, совсем не то.
Оля тоже улыбается: " Колонисты не собираются хозяйничать на земле и работают, а мужики всю жизнь на земле, и дети у них, и все… Мужики должны ещё лучше работать в коммуне".
И здесь следует вопрос как будто бы из наших дней. "Как это должны?" — ласково спрашивает Павел Павлович. - Должны! Ты понимаешь, что значит «должны»? Это тебе как дважды два — четыре.
И вот здесь мы видим подход к проблеме коллективизации с позиции "левого уклониста".
— Ольга правильно говорит: должны — значит, нужно взять и
заставить…
— Как же ты их заставишь? — спрашивает Павел Павлович.
— Как попало! — загорается Семён. — Как людей заставляют? Силой.
Давай сейчас мне всех твоих граков, через неделю у меня будут
работать, как тёпленькие, а через две недели благодарить будут.
Павел Павлович прищуривается:
— Какая ж у тебя сила? Мордобой?
Семён со смехом укладывается на скамью, а Бурун
сдержанно‑презрительно поясняет:
— Мордобой — это чепуха! Настоящая сила — револьвер.
И с позиции "сталиниста".
Оля медленно поворачивает к нему лицо и терпеливо
поучает:
— Как ты не понимаешь: если люди должны что‑нибудь сделать, так они
и без твоего револьвера сделают. Сами сделают. Им нужно только
рассказать как следует, растолковать.
Реакция на его ( "сталиниста" ) предложение была такой.
Семён, поражённый, подымает со скамьи вытаращенное
лицо:
— Э‑э, Олечко, цэ вы кудысь за той, заблудылысь. Растолковать… ты
чуешь, Бурун? Ха? Що ты ему растолкуешь, коли вин хоче куркулем
буты?
— Кто хочет куркулем? — Ольга возмущённо расширяет глаза.
— Как кто? Та все. Все, до одного. Ось и Спиридон, и Павло
Павлович…
Павел Павлович улыбается. Спиридон ошеломлён неожиданным
нападением и может только сказать:
— Ну дывысь ты!
— От и дывысь! Вин комсомолец тилько потому, що земли нэма. А дай
ему зараз двадцать десятин и коровку, и овечку, и коня доброго, так
и кончено. Сядэ тоби ж, Олечко, на шию и поидэ.
Это возражение возникло не на пустом месте. Это объяснение того откуда взялся кулак через двенадцать лет с рождения Советской власти. Умнейший Макаренко пишет: "Так же умён и Кудлатый, человек с широким, монгольским лицом, кряжистый и прижимистый.. Он попал к нам прямо из батраков, но в колонии всегда носил кличку «куркуля»; действительно, если бы не колония, приведшая Кудлатого со временем к партийному билету, был бы Кудлатый кулаком: слишком довлел в нём какой‑то желудочный, глубокий хозяйственный инстинкт, любовь к вещам, возам, боронам и лошадям, к навозу и вспаханному полю, ко всякой работе во дворе, в сарае, в амбаре. Кудлатый был непобедимо рассудителен, говорил не спеша, с крепкой основательностью серьёзного накопителя и сберегателя. Но, как бывший батрак, он так же спокойно и с такой же здравомыслящей крепкой силой ненавидел кулаков и глубоко был уверен в ценности нашей коммуны, как и всякой коммуны вообще. Кудлатый давно сделался в колонии правой рукой Калины Ивановича, и к концу двадцать третьего года значительная доля нашего хозяйства держались на нём"(Из "Педагогической поэмы").
Надеюсь в этих эпизодах предельно чётко показана мелкобуржуйская суть крестьянина? Если да, то только дурак не поймёт, что Советская власть буржуйский ( капиталистический ) элемент в себе терпеть не будет. Она его и не потерпела и выступила против него беспроцентным кредитом на элитные семена и племенной скот, тракторы и машины; на пропаганду передового хозяйства и новых технологий. Только все эти благие намерения натолкнулись на такое мощное сопротивление героя кулака, что на местах возобладало левоуклонистское с револьвером у виска, отправившее бесчувственно скотское кулацкое вместе с его семьей в высылку. Да так оно разгулялось это левоуклонистское, что последовало "Головокружение от успехов".
Что же, осталось сказать о кулаке как дураке и о Шолохове. Его Яков Лукич Островнов нужен нам не как давний и идейный враг советской власти, а как образец отношения к умным хозяйственным людям Советской власти. Когда Яков Лукич одним из первых вступил в колхоз, он не был задвинут на задворки, но наоборот был выдвинут на первые роли, в рамках которых ему было доверено управление всем хозяйством.
Думаю, после прочтения написанного, вы согласны, что я могу задать вопрос, дед кулак - это кто - герой, бесчувственная скотина или дурак?
|
</> |