Еврейка с апельсинами

Прогуливаясь по залам Национального музея в Варшаве, стоит на мгновение остановиться перед изображением пожилой женщины, одиноко стоящей на фоне городской панорамы, и посмотреть в ее усталые глаза. Женщина несет на обоих предплечьях корзины с фруктами для продажи.

Ожидая, пока кто-нибудь купит несколько апельсинов, она занята вязанием. Хоть продавщица и нарисована, она кажется на удивление живой, словно ее перенесли с улицы Варшавы XIX века.
Создавая ее образ, Александр Герымский достиг пика своих способностей художника-психолога, как, наверное, никогда прежде за всю свою карьеру. Он продолжал оставаться выдающимся колористом.
Как только мы сможем оторвать взгляд от лица женщины, мы заметим, как мастерски соткан из разноцветных пятен ее силуэт. Здесь каждый мазок имеет свое место, благодаря чему картина на достаточно банальную тему превращается в настоящий шедевр.

Несколько воплощений еврейки с фруктами
Александр Герымский был художником, постоянно экспериментировавшим, даже одержимо стремившимся к совершенству. Одним мотивом он мог заниматься несколько лет, создавая различные его варианты и ища идеальное решение.
Не иначе обстоит дело и с картиной, изображающей старуху-еврейку, продающую фрукты на улице, над которой Герымский работал в 1879–1881 годах.
За это время было создано множество графических эскизов, этюдов маслом и, наконец, две очень похожие картины: «Еврейка с лимонами» из Силезского музея и «Еврейка с апельсинами» (также называемая «Помараньчарка ) из Национального музея в Варшаве.

Геримскому почти каждый день приходилось встречать подобных продавцов на улицах Варшавы, но даже если один из них особенно привлекал его внимание, это не было прямым источником вдохновения.
Герымский нашел модель уличного торговца на фотографиях Конрада Брандла, одного из пионеров польской фотографии. Брандель в своих работах затрагивал различные темы, в том числе серию фотографий, изображающих различные «типы», характерные для варшавских улиц.

Фотографии сделаны не в городском пространстве, а оформлены в ателье.
Среди различных фигур была продавщица с корзинами фруктов, увековеченная в сидячем и стоячем положении.
Последняя фотография послужила Герымскому прямым прототипом для нескольких эскизов 1879–1880 годов и этюда маслом 1880 года.
Еврейка, продающая фрукты, была изображена в полный рост, на три четверти боком, с корзинами, поставленными на землю - идентично фотографии Брандла.
К сожалению, картина была утеряна во время Второй мировой войны и, вероятно, сожжена во время Варшавского восстания.

Хотя упоминание о Брандле было обнаружено относительно недавно, никогда не было секретом, что Герымский охотно использовал фотографию.
Это решение он мог видеть у других художников, в том числе у своего брата Максимилиана.
Иногда фотографии были сделаны специально для его картин, иногда - как в этом случае - он использовал готовые фотографии, которые его по каким-то причинам заинтересовали.
С 1886 года он самостоятельно производил фотодокументацию, используя удобный переносной фотоаппарат, изобретенный упомянутым выше Брандлем. К сожалению, известных его фотографий нет.

Несмотря на свое положительное отношение к фотографии, Герымский, конечно, не был ее рабом. Версия еврейки, продающей фрукты со слегка повернутой в сторону фигурой, является лишь ранним вариантом композиции.
На более поздних зарисовках женщина еще видна в полный рост, но уже анфас, с корзинами на предплечьях.
В этом варианте композиции есть и этюд маслом – еще одна картина, след которой заканчивается после Варшавского восстания.
Хотя картина Герымского выглядит как фрагмент реальности, она тщательно сочинялась в студии, а концепция фона несколько раз менялась. Некоторые зарисовки свидетельствуют о том, что первоначально еврейка с апельсинами должна была стоять на берегу реки Вислы, а за ней плыли баржи.
В конечном итоге Герымский разместил его на уже не существующем виадуке Панцера
|
</> |