5 декабря 1924 года, в старинном русском селе Палех была создана Артель древней
all_collector — 05.12.20235 декабря 1924 года, в старинном русском селе Палех была создана Артель древней живописи. С этого события принято вести летосчисление нового явления в российской культуре – палехского искусства лаковой миниатюры.
Старинное русское село Палех ещё с допетровских времён славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века.
Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.
В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.
Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и А. А. Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.
На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи.
В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи, которую в 1935 году преобразовали в художественный техникум. В следующем году он был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем.
Программу преподавания палехского мастерства разработал Николай Зиновьев. Свой творческий опыт и других художников – палешан он изложил в книге "Искусство Палеха", вышедшей в 1968 году.
Мотивы палехских композиций – это сюжеты песен и былин, фольклорных и авторских сказок, изображение традиций и обычаев русского народа. Современный Палех считается одним из признанных центров лаковой миниатюры.
Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, который отличается особой тонкостью художественных приемов.
Но богатейшие традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня. Почти двадцать лет палехские художники активно участвуют в деле возрождения русской иконописи.
Палеху, как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей древнерусской живописи, в этом процессе отводится особая роль. По количеству занятых в настоящее время в иконописном промысле мастеров, по объёму выполняемых заказов Палех можно вновь назвать крупнейшим центром православного искусства.