Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и

топ 100 блогов olly_ru13.09.2022 Как не хотелось мне, чтобы отдых в Намче Базаре продлился подольше, как не хотелось, чтобы восхождение отложили ещё на какое-то время, но вы же понимаете, однажды запущенное кем-то колесо истории уже не остановить. Даже если это такая небольшая история про то, как кто-то пошёл на какую-то вершину.

Хотелось бы, конечно, чтобы существовала некая Стоп-кнопка. Колесо крутится, история течёт своим чередом, закручивая тебя в свой водоворот, а ты раз - и на кнопку.
- Стойте! Мне надо подумать, оглядеться. Не готова я ещё к новым поворотам сюжета.

Увы-увы. В нашем случае можно было соскочить из этой истории, но притормозить её было невозможно.

Настал день, когда мы вернулись в базовый лагерь, чтобы уже окончательно подготовиться к восхождению и совершить его. Или не совершить.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1256

12 мая. День 24. Намче Базар - Базовый лагерь.

Наш отдых в Намче Базаре стремительно закончился. Несколько стремительнее, чем мы того ожидали.
Он получился на день короче запланированного и оставил ощущение, что я совсем не успела отдохнуть.

Накануне появились сообщения, что первые коммерческие группы взошли на вершину Эвереста.
Многие если не взошли, то находились уже где-то там - на низком старте.

И с одной стороны было радостно - путь на Эверест открыт. Да и в принципе, я всегда радуюсь за других людей, когда у них случается что-то хорошее.
С другой - была некая нервозность. Они уже там, а мы всё ещё здесь.
С третьей - хотелось бы отложить на попозже наше восхождение.
С четвёртой - придёт муссон и всё. Никто больше никуда не взойдёт.

Говорят, что у каждой медали две стороны. А у нас тут не медаль, а какой-то многогранник образовался. Магический кристалл, каждая грань которого шептала что-то своё.

Рано утром мы собрали свои немногочисленные пожитки, которые брали на отдых и которые приобрели во время безудержного шоппинга в Намче Базаре, и пошли на вертолётную площадку.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1198

Погода была вполне себе лётной, так что сомнений в том, что мы окажемся в тот день в базовом лагере, не было ни у кого.
Осталось только дождаться вертолёта.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1200

Мы где-то около часа просидели на вертолётной площадке, изучая правила перелётов и окрестные пейзажи.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1202

А потом, согласно купленным билетам, то есть опять точно так же распределённым группам по пять человек начали наше стремительное движение к Базовому лагерю.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1212

Если бы кто-то снимал кинохронику, можно было бы взять кадры двухдневной давности и просто запустить всё задом наперёд.

Вот вертолёт взлетает, оставляя внизу гостеприимный Намче Базар - последний оплот цивилизации на нашем пути.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1206

Вот мы пролетаем через ущелье, пока ещё заросшее лесом.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1201

Поднимаемся выше. Туда, где уже значительно меньше растительности, а тропинки упрямо прорезают склон горы.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1219

Где в зарослях, пока ещё встречающихся лесов, уютно расположились посёлки.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1222

Потом леса заканчиваются. Посёлки остаются.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1227

С высоты особенно хорошо заметно, как удивительно сумели приспособиться люди, казалось бы к совершенно неподходящим для жизни условиям.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1229

А мы летим всё дальше, всё выше.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1231

Пока наконец не прилетаем в Периче - промежуточный пункт на нашем пути.
Оттуда вертолёт вылетает беря на борт за один раз только трёх пассажиров.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1235

Пока мы ждали своей очереди на вертолёт Абрамов с Артёмом заловили парня, который разрабатывает высотную обувь для Nord Face. Я конечно же сразу забыла, как его зовут. Да это и не важно. Вряд ли вам его имя тоже что-то скажет.
Но я никогда не забуду, как в первый наш акклиматизационный выход он, как стоячих, обогнал нас на Кхумбу. Пока мы ползли вверх медленно и печально, он просто прошёл мимо с видом праздно прогуливающегося прохожего. По пути заметив Абрамову, который шёл в нордфэйсовских ботинках, что он уже доработал и усовершенствовал эту модель.
Шёл он с той скоростью, с которой я обычно передвигаюсь по городу, когда опаздываю на какую-то важную встречу. И этот темп его нисколько не напрягал.

Но тут он сказал, что уже слегка набегался и решил немного отдохнуть перед восхождением.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1239

Ну что же. Отрадно, что даже таким людям-монстрам ничто человеческое не чуждо.

А мы летим дальше.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1243

Туда, где Кхумбу раскинул свои ледяные объятья.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1248

Где уже виднеются пятнышки рыжих палаток среди нагромождения льда и камней.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1250

Где заждались уже нас наши палатки.
Хотелось бы сказать "дом, милый дом", но нет. После горячих простыней Намче Базара наши уютные палатки не казались такими уж милыми.
Это, конечно, был временный эффект, который быстро прошёл.

Вы даже не представляете, насколько быстро.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1258

Мы снова собрались все в лагере. Убедились, что за два с половиной дня нашего отсутствия здесь ничего не поменялось, и повар готовит всё такие же вкусные обеды.

А после обеда всем было велено собраться в столовой.
Нас ждало очень важное мероприятие. Занятия по самому главному - по пользованию кислородом.

Никто из нас до этого дело с кислородом не имел, так что для всех всё было в новинку.

Когда мы вошли в палатку, там уже лежали разложенные маски с регуляторами.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1264

Абрамов в деталях объяснил, как всем этим пользоваться и сказал беречь, как зеницу ока.
Ибо в маски эти - наша жизнь, и она как никогда в наших руках.

Мы примеряли маски - тут я выяснила, что это жутко неудобная конструкция, которая никак не хотела пристраиваться на моём лице.
Потом я кое-как приноровилась и надела маску поудобнее, но как в этом можно ходить, я себе плохо представляла.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1272

Потом был мастер-класс от доктора Ларина по накручиванию баллонов и регулировке потока кислорода.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1275

На несколько человек раздали по баллону, и мы их старательно прикрутили к маскам.

А потом началась занимательная математика. Мы учились считать расход кислорода.
Абрамов напомнил, что у шерпов образование 2-3 класса начальной школы, и в критической ситуации за нас никто не посчитает, сколько ещё кислорода осталось.

- Я ставлю подачу кислорода на 3, на датчике половина баллона. На сколько часов у вас осталось кислорода? - строго спрашивал он.
И все дружным хором отвечали.

Тут я вспомнила детство, в котором мне довелось весьма успешно закончить семь классов музыкальной школы по специальности хоровое отделение.
Кто учился в музыкальной школе, знает, сколько там разных предметов.
Надо честно признать, я не блистала. В аттестате моём тройки толкались со скромными четвёрками.
И лишь по одному предмету была гордая пятёрка - по хору.
Проблема заключалась в том, что ещё при рождении медведи весело потоптались по моим ушам, да и голоса звучного мне не отсыпали.
- А как же пятёрка? - спросите вы

Дело в том, что все семь лет я красиво, но совершенно беззвучно открывала рот.
Делала я это настолько успешно, что когда потом, спустя какое-то время моя одноклассница разговаривала с руководителем нашего хора и рассказала про мою хитрость, та воскликнула:
- Как же так? Я была уверена, что у Оли такой хороший голос!

Но если в музыкальной школе беззвучное открывание рта ничем особо не грозило, то здесь ситуация была так себе.

Я понимала, что мне или придётся напрячься, чтобы совершить нехитрые математические расчёты, или я никогда не узнаю, сколько кислорода у меня осталось, и на сколько минут его хватит.

Забегая вперёд скажу, что к моменту, когда мы начали пользоваться кислородом, я успешно освоила эту нехитрую науку, но в тот момент что-то не клеилось в моих мозгах.

Вернее, я даже знаю, что.
Они были заняты совершенно другим.
При мысли о том, что вот он - кислород, а значит, до восхождения осталось всё меньше времени, и всё это происходит не во сне, а со мной и взаправду, меня накрывали приступы паники.

Конечно, было ещё слабое утешение, что мы не сразу пойдём наверх (вы же помните, нельзя сразу после прилёта в базовый лагерь идти вверх, надо немного акклиматизироваться в базовом лагере), но моя пятая точка - эксперт по приключениям - чуяла какой-то подвох.

Чутьё её, как обычно, не подвело.

Ещё до обеда Абрамов сидел на улице. Думал. Смотрел в телефон. Не иначе прогноз изучал. Снова думал. Курил. Опять думал. Опять смотрел.
Таким задумчивым его давно не видели.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1261

Ну, мы-то тоже прогнозы смотреть умеем, но была надежда, что он там увидит что-то другое.
После занятий с кислородом последняя надежда улетучилась, как кислород в незакрытом баллоне.

Нам объявили план на ближайшие дни.
Абрамов сказал, что ночью мы выходим в первый лагерь.

Главный определяющий фактор для восхождения - погода.

Обычно погода, подходящая для восхождений, бывает на Эвересте два-три дня.
Все экспедиции следят за прогнозом, и как только образуется погодное окно, все в него ломятся.
Отсюда те самые знаменитые очереди на вершину.
Сами понимаете, когда где-то 500 человек пытаются одновременно оказаться в одной точке, то даже если эту толпу размазать на три дня, получается не очень.

В этом году сложилась необычная ситуация.
Первая команда шерпов, которые провешивали верёвку, взошла на вершину 7 мая.
Первая коммерческая группа взошла 11 мая.
К 12 мая на вершине побывало уже больше ста человек.
А погода стояла. Погода звенела.

По прогнозу, она должна была простоять и 13го, и 14го. И так далее.
И только 17 го мая окошко должно было захлопнуться. И пока было непонятно, будет ли это означать такой ранний конец сезона или потом через какое-то время погода снова наладится.

Поэтому Абрамов принял решение попытаться успеть пройти в это погодное окно.
Выйдя в ночь с 12го на 13е в первый лагерь, мы на вершине должны были оказаться 17го утром.
По прогнозу, утром семнадцатого ожидалась вполне хорошая погода, а вот к обеду уже должна была начаться буря.

Я бы сказала, так себе окно. Больше похоже на стремительно закрывающуюся форточку.
Но Абрамову было виднее.

По этому поводу вечером у нас произошла весьма стремительная и столь же нелепая церемония разбора шерп.

На восхождение все идут в связках по двое - один шерпа, один участник. Настало время понять, кто с кем пойдёт.

И тут стало понятно, что моя тактика бегать одной на акклиматизации - была несколько провальной.
Ребята, пока ходили с шерпами, как-то к ним приглядывались, притирались.
Поэтому быстро сказали, кто с кем хочет идти.

Осталась лишь пара человек вот таких, как я, неприкаянных. Можно сказать, непришерпленных.

- Саш, а как я выберу, с каким шерпой мне идти?
- Ну, как вот мужа выбирают...
- Блин, ну я серьёзно!
- Ну, вот они все у кухни стоят. Подойди, посмотри, кто тебе понравится.

Шерпы стояли рядом с кухней. Я стояла рядом с ними, не то чтобы выбирая. Скорее у меня был вид:
- Ну, выберите меня кто-нибудь, ну, пожалуйста.

Я переводила взгляд с одного на другого, надеясь, что кто-то скажет:
- А пойдём со мной.
Но они не проявляли никакой инициативы.

Я бы ещё долго так стояла, но всё решил случай.
Мимо меня прошёл Д.
- Ты не знаешь, как мне выбрать шерпу для восхождения? - спросила я

И тут один из шерп подошёл к Д. со словами:
- Ты помнишь меня? Я с вашей группой на Айленд пик ходил?
- Во, бери Ниму, он толковый, - сказал Д.

- Нима, ты не занят ещё? Ты пойдёшь со мной?
Он как-то не сильно обрадовался, но и отказываться не стал.

Перед ужином все построились в столовой по парам.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1282

Абрамов настоятельно рекомендовал каждому со своим шерпой сфотографироваться, чтобы опознать его в три часа ночи в темноте.

После ужина все разошлись пораньше - вещи собрать и хоть немного поспать.

План был такой:
13 мая - лагерь 1
14 мая - лагерь 2
15 мая - лагерь 3
16 мая - лагерь 4
17 мая восхождение и спуск в лагерь 2.

И вот вам иллюстрация к нашим планам - плакат с маршрутом восхождения, который я сфотографировала в Намче Базаре, чтобы не заблудиться.

Эверест. Возвращение на базу. День, когда мы знакомились с кислородом и IMG_1196

Актуальным вопросом, интересующим будущих студентов и их родителей, является связь образования и профессии в XXI веке. На выбор профессии влияет образование ─ фундамент, на который опирается карьерная лестница. Образование может быть одно, а профессию можно менять в течение жизни. ...
Полдня, пинала ...орехи грецкие, бо валяются под ногами, мешаются. А потом каааак все понеслось: - забери утиные потроха для ЧЖ, аж 2 яшшшика и задарма (места знать надо!)) - забери и померяй на мамо, сыночку, мужа тапки, кофты, мантии ...и себе неподошедшее платичко. Всем, кроме меня, ...
Лиза увидела заброшку и уверенно взяла курс. Когда-то это был профилакторий Кировского завода, я даже была там лет 20 назад, когда в нём сдавали комнаты в качестве дешёвой гостишки. Но что-то пошло не так, и теперь здание стоит, зияя разбитыми окнами и медленно разрушается. Если Лизка ...
Когда-то в далеком 1991 году пришлось мне один учебный год провести в школе под Киевом в славном городе Боярка, что в 20 км от Киева в киево-святошинском районе. Был я в 5 классе. Только савок разваливался. И приехали к нам школу американцы, хрен знает чего они там приехали, то ...