Евангелие от Матфея (Италия, 1964)
kino_sssr — 04.09.2020 Рискуя нарваться на ехидные плевки в свой адрес, я всё-таки скажу, что признанный шедевр Пазолини не только оставил меня равнодушным, но и вызвал отчаянную зевоту. А параллельно большой вопрос - кто, собственно, являлся целевой аудиторией фильма, кому маэстро его адресовал? Лично у меня сложилось впечатление, что фильм сделан Иваном Бездомным (только более талантливым) по заказу Берлиоза.Иисус на кресте, кадр из фильма "Евангелие от Матфея" (1964)
Я не знаю - как его воспринимают христиане, но, по-моему, это завуалированная насмешка.
Сам Пазолини, говоря о замысле, выдал нечто путанное: "Я хочу вновь освятить эти вещи, потому что это возможно, я хочу ре-мифологизировать их. Я не хотел реконструировать жизнь Христа, какой она была, я хотел создать историю Христа, включившую бы две тысячи лет христианской истории, которая мифологизировала его биографию, которая, напротив, взятая как таковая, была бы практически незначительной. Мой фильм - это жизнь Христа после двух тысяч лет историй о жизни Христа. Вот, каков был мой замысел"
То есть, режиссёр претендует на создание нового мифа о Христе. Осовременненого, но более близкого к истокам, нежели он был ранее. В российской культуре такая ремифологизация состоялась - благодаря Михаилу Булгакову. Его Иешуа стал более близким и реальным, как минимум, для большинства русскоязычной аудитории, нежели Иисус из Священного писания. А что же предлагает Пазолини?
Иисус (Энрике Ирасоки), кадр из фильма "Евангелие от Матфея" (1964)
Его Иисус - девятнадцатилетний истеричный мальчик, который скороговоркой читает тексты из Евангелия от Матфея, временами переходя к угрожающим интонациям. Он не похож на пророка, он похож на одержимого. Соответственно, возникает вопрос - а каким образом этот, мягко говоря, псих, собирает толпы? Что в нем нашли те, кто стал его учениками? Ответ в фильме есть - чудеса, совершаемые Иисусом. Исцеления, волшебные хлеба, хождения по воде и всё остальное.
Вот только случается это потом, а сначала юноша просто зовет за собой рыбаков - и те идут, словно загипнотизированные. Но... пардон, если этот юноша так хорошо умел гипнотизировать, что мешало ему сделать то же самое с остальными? Зачем он с другими спорит, что-то доказывает? Нет ответа. Да, я понимаю, что в Евангелии написано именно так, вот только попытка визуализации сделала данный момент смешным.
Как нет ответа (но это претензия не к Пазолини, а к самой истории о Христе) на вопрос - а зачем, собственно, он подставился под казнь, если всё знал заранее? Не, я понимаю, что сакральная жертва была необходима, иначе он так и остался бы одним из многих, но зачем обставлять это такой трагедией? Зачем нужно предательство Иуды, если Иисус не скрывался ни от кого, и арестовать его желающие могли в любой момент? На мой взгляд, лучше всего на этот вопрос ответил Леонид Андреев в рассказе "Иуда Искариот". Но это уже о другом...
Иуда повесился, кадр из фильма "Евангелие от Матфея" (1964)
Помимо дичайше странной трактовки Иисуса, фильм "Евангелие от Матфея" насыщен музыкой, самой разной. Режиссёр утверждал, что "вся музыка в фильме, происходящая из всех частей мира и различных культур и систем убеждений, имеет священный характер". Ну да. Из нашей культуры в картину включена народная песня "Ой, ты, степь широкая". Под неё, кстати, Иисуса снимают с креста и несут в пещеру. Честно говоря, фраза про Волгу-матушку во время похоронной процессии вызывает невольный хих.
Еще большее веселье вызвала у меня табличка с аббревиатурой INRI на кресте. Если кто не помнит, означает это Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).
И снова вернусь к вопросу - кто же целевая аудитория этого фильма? Если человек искренне верует - его покоробит данная трактовка. Если человек читал и хорошо помнит Евангелие от Матфея - ему будет невыносимо скучно, так как по сути данная картина является визуализированной аудиокнигой. Оживляж с купюрами и добавками из других Евангелий. Если человек не помнит/не читал - он не проникнется, так как все тексты произносятся очень быстро и почти без выражения. Проникнуться не удастся, а между тем (и я в этом с Пазолини согласен) Евангелие от Матфея действительное самое поэтичное из четырех, и лично я не раз читал его именно потому, что оно лучшее из всего Священного писания. И при просмотре фильма меня подбешивало такое наплевательское отношение к тексту.
Поэтому
Моя оценка - 3
От А до Я. Зарубежное кино до 1980-го года
|
</> |