Дом на камне (1994)


Фёдор (Юозас Будрайтис), кадр из фильма "Дом на камне" (1994)
Еще более странным выглядит актёрский состав: Юозас Будрайтис, Ирина Купченко, Борис Романов, Светлана Светличная, Ариадна Шенгелая... То есть, вот так, сразу, ко вчерашнему выпускнику приходят мэтры? От голодухи, что ли?
А, может, всё интереснее? Хряков заканчивал мастерскую Марлена Хуциева. Хуциев с 1989 года Президент Гильдии кинорежиссёров России, а с 1993-го - один из учредителей и президент фестиваля "Окно в Европу". К сожалению, мне не удалось пока найти списки окончивших режиссёрский факультет ВГИКа в 1993-м, но есть очень сильное подозрение, что Хуциев пробил своим ученикам деньги на постановки с расчетом на фестиваль.
Вот только ученики оказались бездарные и все потонули...
Для экранизации Хряков выбрал рассказ Брэдбери "Отпрыск Макгиллахи". В фильме собственно события рассказа занимают около 20 минут экранного времени (из 130) в самом конце. Ирландский писатель стал российским, покинувшим СССР в конце 70-х. Ну, правильно, скучно же снимать про Дублин 1953-го года, то ли дело Москва 94-го: тут тебе и малолетние бомжи, и заброшенные дома, и бандиты, и "живописные" улицы.

Фёдор (Юозас Будрайтис) с женой (Ирина Купченко), кадр из фильма "Дом на камне" (1994)
Правда, остаются загадкой такие "незначительные" нюансы, как наличие профессиональных нищих в СССР - причем, речь идет не только о 90-х: судя по рассказу Отпрыска (Евгений Редько), его семья нищенствовала и до его рождения. Семейное дело у них такое. В советской Москве, ага.
Итак, писатель Фёдор (Юозас Будрайтис) после 15 лет отсутствия приезжает на три дня вместе с женой (Ирина Купченко) в Россию. Жена крайне недовольна поездкой, так как не понимает - зачем это надо, а главное - почему выезд был столь стремительным, что она даже собраться толком не успела. Причем, полгода назад у Федора умер отец, но на похороны он не поехал, а теперь вот словно вожжа под хвост попала.

Фёдор (Юозас Будрайтис) и нищенка (Светлана Светличная), кадр из фильма "Дом на камне" (1994)
Естественно, зрителю становится интересно - а что случилось-то? Но спешу "обрадовать" - этого мы так и не узнаем. Практически сразу Фёдор обнаруживает нищенку со странным ребенком и жаждет их найти. Поисками, впрочем, особо не занимается, зато совершает поездку в электричке, где привязывается к очень юной девушке, живущей, как выясняется в чужой старой бане около загородного дома. Нелегально и без разрешения хозяев.
Девушка поясняет, что топит печь она по ночам, днем боится - вдруг увидят и выгонят. Фёдор немедленно кидается растапливать печь (днём) - мол, давно не мылся в бане. Нет, стриптиза не будет - в итоге парится девушка (пристойно, в простынке), а Федор сидит рядом в верхней одежде и философствует. Их обнаруживает некий мужик, писатель лупит мужика по голове и смывается вместе с девушкой.

Фёдор (Юозас Будрайтис) с другом (Борис Романов), кадр из фильма "Дом на камне" (1994)
На станции они расстаются, Фёдор возвращается в город. В городе он становится свидетелем странного скандала, садится в машину к незнакомым людям, а затем привязывается к женщине, которая ехала в машине. Идет к ней домой. Дама отправляется мыться, предупреждая Фёдора, чтоб он не ходил в коридор, так как в ванной стеклянная дверь. Писатель, разумеется, отправляется в коридор, но стриптиза опять не будет, а будет много льющейся и капающей воды (здравствуй, Тарковский!).
И все в таком роде. За полчаса до окончания фильма появляется, наконец-то, Отпрыск из Брэдбери, страстно читает в пивной свои монологи.

Отпрыск (Евгений Редько), кадр из фильма "Дом на камне" (1994)
А в самом конце писатель встречается с женой, они мирятся и говорят о любви.
Финита...

Типа красиво... Кадр из фильма "Дом на камне" (1994)
А еще - адски громкая фортепианная музыка (Григ), долбящая по ушам.
Моя оценка - 1
От А до Я. Кино 90-х. Россия. На обломках Великой Империи
|
</> |