
Это Леонардо?


Искусствоведы больше 100 лет обсуждали, не да Винчи ли создал бюст Флоры, римской богини цветущих растений. Наконец, тайна раскрыта. Но расскажу по порядку.
Начиналось все так.
Основатель и директор музея Бода приобрел красивый бюст в 1909 и сразу же заявил, что Флора с загадочной улыбкой, изящной осанкой и точной драпировкой могла быть только работой Леонардо.
Это было началом одного из величайших споров в истории искусства между теми, кто поддерживал атрибуцию Леонардо, и теми, кто считал этот бюст просто подделкой.
Ученые по всей Европе написали более 700 статей на эту тему.
Недоброжелатели - например, бывший директор музея Густав Паули - говорили, что ученым не известно ни о каких других скульптурах эпохи Возрождения, сделанных из воска.

Вместо этого Паули приписал Флору Лукасу, который часто создавал изделия из слоновой кости, мрамора и воска по образцу древних статуй.
Но это уже совсем другое время.
Лукас (1800–1883) был интригующей творческой фигурой.
Его творчество включало в себя перформативные автопортреты, восковые модели Парфенона и многое другое.
В 1910 году сын Лукаса заявил, что скульптурный бюст изготовил его отец.
Младший Лукас объяснил, что сам помогал набить бюст газетами и щепками.
Хотя эксперты, которые позже исследовали скульптуру, действительно нашли внутри именно эти материалы, Боде и сторонники атрибуции Леонардо утверждали, что предметы относятся к современной реставрации.

Теперь, после более чем столетней жаркой дискуссии, ученые «доказали, раз и навсегда, что Боде ошибался», - говорится в заявлении.
Гигант эпохи Возрождения не мог создать эту работу.
Восковой бюст был изготовлен в основном из спермацета, воскообразного вещества, вырабатываемого в головах кашалотов.
Это открытие побудило ученых применить новый метод калибровки, чтобы точно датировать бюст.
Он, скорее всего, был вырезан в 19 веке.
Сравнили образцы бюста Флоры со скульптурой Лукаса 1850 года Леда и Лебедь.
Согласно исследованию, у двух произведений искусства были «очень похожие восковые детали».

Спермацет, добываемый из китов, широко распространился в качестве материала для изготовления произведений искусства именно в XIX веке.
Вот так развеялась еще одна легенда, и на одно произведения руки Леонардо стало меньше)).
|
</> |