Ещё раз об образовании. И об армии

На днях блогосферу чуть всколыхнула идея вернуть двухгодичную призывную службу. Народ пытался понять, в чём же смысл такого решения. Но волна схлынула, и поиски смысла прекратились. А между тем смысл есть.
В современном мире куда-то делось понятие субординации. У всех права, все – уникальные личности, никто никому не может приказывать... Но в то же время почему-то президент должен обеспечить этим уникальным людям достойную жизнь. А как обеспечить, не руками же построить? Да очень просто – приказать. А кто будет выполнять приказы, если все такие уникальные, это уже несущественные детали.
Все сходятся в том, что одна из главных целей призывной армии – научить беспрекословно выполнять приказы. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный, но если до 18 лет у подростка не сформировано понятие о субординации, скорее всего, по-другому уже никак.
«Неужели без муштры нельзя?» – спросит пытливый ум.
Ну почему же, вполне можно. Можно научить этому в школе. Отменить к чертям все «права ребёнка», вернуть учителю право ставить двойки, выгонять хулигана из класса, оставлять на второй год... Например, Алексей Савватеев называет эти самые «права» одной из 10 самых вредных идей в школьной педагогике.
Самое смешное, что построение всяких «бирюзовых» и прочих высокоцветных организаций совершенно невозможно без понятия о субординации. Как бы парадоксально это ни звучало, но это так. Я и сам из тех, кто может «послать начальника, отстаивая Правдуъ™», но при этом и я, и начальник прекрасно понимаем несколько вещей.
Во-первых, «послать начальника» – это не безусловное право, а привилегия, право на которую надо постоянно подтверждать. Во-вторых, все эти споры ставят целью именно выработку оптимального решения, а не попытку обсудить, «кто в курятнике петух». Положение начальника под сомнение не ставится, и если у него есть какие-то соображения, которые выше технической правильности, то эти соображения имеют безусловный приоритет.
|
</> |