Ещё раз о разнотеизме

У меня уже довольно давно аллергия на бездумно употребляемые понятия «монотеизм» и «политеизм».
Те, кто их пытается иллюстрировать, обычно противопоставляют богословие авраамических религий и ритуальную практику «языческих». Между тем сравнивать нужно однородные вещи – и если это сделать, результаты будут весьма и весьма иными.
Да, в «языческих» религиях, внезапно, тоже есть своё богословие. В Греции, в Индии, в Китае, даже в Японии. И практически везде оно рано или поздно приходило к идее единого Бога, для которого все остальные почитаемые божества – слуги, творения или частные аспекты.
Даже в Японии, представьте себе. Японцы почитают бесчисленное множество ками. Бесчисленное в прямом смысле – никто никогда не пытался их считать, и занятие это совершенно безнадёжное, тем более что они появляются и исчезают по мере надобности.
Но некоторые синтоистские мыслители точно так же высказывали мысль, что на самом деле реальна лишь мусуби – связующая духовная сила, которая пронизывает мироздание. Ками – образы, облики, при помощи которых мусуби открывается людям, а люди могут взаимодействовать с нею.
Ритуальная практика в «монотеистических» и «политеистических» религиях тоже, по сути, одинакова. Везде люди почитают великое множество низших божеств, отвечающих за разные сферы повседневной жизни. И то, что где-то их называют святыми и ангелами (или бодхисаттвами и защитниками веры) и настаивают, что никакие они не боги, ничего в этом не меняет.
Кришнаиты вон тоже учат, что Индра, Ганеша и Шива – сотворённые Богом служебные духи, которые помогают людям, но не заслуживают наименования богов.
Так что правильнее делить религии на инклюзивные и эксклюзивные. Первые с уважением относятся к чужим богам (и потому легко включают их в собственный пантеон при надобности), другие считают их демонами или ложными идолами (и потому тоже включают в свой пантеон, но куда реже и с особыми ритуальными танцами, например, переименовывая).
|
</> |