Еще одно неудачное русское переселение
ljwanderer — 15.01.2024 Цикл "Меннониты"Мне тут френд papalagi подкинул ссылку на интересный текст В.Н.Терлецкого "Очерки, исследования и статьи по сектантству". Среди прочего там есть история о переселении в Канаду русских духоборов, тоже - непротивленцев, проживавших ранее на Кавказе. Виновниками их невзгод названы толстовцы, которые стали их агентами по эмиграции. Как и меннониты, духоборы выбрали своих ходоков, Ивина и Махортова, и послали их в Англию, где проживали кн. Хилков и В. Чертков.
Хочу поделиться частью уже прочитанного, так как история эта вполне укладывается в цикл о меннонитах в качестве сравнительного примера колонизации тоже по религиозным причинам.
"Два друга – Хилков и Чертков заспорили о выборе страны: Хилкова тянуло в Новый Свет, в страну свободы, Чертков останавливался на Англии. Решено было водворить духоборов на острове Кипре, который принадлежит англичанам. Главная выгода казалась в том, что военная служба здесь не обязательна и, кроме того, Кипр сравнительно гораздо ближе к Кавказу, чем другие подходящие места, и переехать туда стоит много дешевле, чем переехать, напр. в Америку или в Канаду"
Духоборы очень спешили покинуть Россию.
"Это заставило пылких, но легкомысленных ходатаев поспешить, минуя формальности по сношению с местною властью, с наймом пароходов для расселенных в Кахетии постников. Так как денежных средств для переселения было недостаточно, то обратились всюду с призывом к пожертвованиям. На призыв первыми отозвались квакеры, которые образовали комитет для переселения духоборов и собрали около 50.000 руб. Тогда же отпечатаны были воззвания на английском языке в 8000 экз. и посланы в каждое квакерское семейство в Англии. Л. Н. Толстой также выступил с воззванием о помощи в одной английской газете; он же обращался в Киев к известным миллионерам евреям с любезным письмом и просьбой о пожертвовании. Кроме того, послали письма квакерам в Америку, представителям менонитских колоний в Соединенных Штатах, прося их сделать известным положение духобор среди их колоний.
У расселенных духоборов, о которых толстовцы плакались в печати, как о голодающих, было собрано около 47 тысяч р. Англичане, друзья Л. Н. Толстого, живущие в колонии в Эссексе, дали 5,000 р.; всего собрано было 102 тысячи <...>
Но вот, когда все было готово к переезду Ахалкалакских духобор, нанят пароход и партия переселенцев двинулась уже в путь, неожиданно для ходатаев дело осложнилось и затормозилось.
Под влиянием некоторых органов английской печати, высказавших опасение, чтобы анархизм духоборов не привел местную власть к тем столкновениям с новоселами, которые испытали русские власти, австрийское правительство не разрешило произвести высадку духоборов, требуя предварительно внесения гарантии в сумме около 250 р. за каждого переселенца. После переговоров с Кипрским губернатором, сумма эта была понижена до 150 р., но все же она тормозила дело и приводила в бешенство непротивленцев. [ анархизм, например заключался в том, что некоторые из духобор не принимал понятие собственности, и это в дальнейшем стало проблемой в Канаде]
Между друзьями – Хилковым и Чертковым произошло серьезное недоразумение и взаимное обличение в увлечении и легкомыслии. В таком критическом затруднении выручили духоборцев квакеры – они поручились английскому правительству за 1,100 духобор, бывших уже на пути, которые и были перевезены на о. Кипр осенью 1897 г.
Однако, на о. Кипре переселившихся духобор скоро постигло страшное разочарование. Климатические условия оказались неблагоприятными: при изнурительном зное свирепствовала лихорадка, духоборы начали часто болеть и умирать, так что многие из них сложили кости свои на о. Кипре. Заработков здесь было мало, а местный власти предъявили к эмигрантам, с своей стороны, некоторые требования, которые так ненавистны были им в России. Решено было не оседать здесь, а искать более удобного места для поселения.
Теперь дело взял в свои руки кн. Хилков, который, в сопровождении двух ходоков из духобор – Ивина и Махортова, отправился в Америку.
В течение зимы 1898 г. ходоки вели разведки в Америке: остановлено было внимание на Амазонских штатах в Бразилии и на Канаде. Тогда же в Америке, по просьбе г. Черткова, Хилкова и Л. Н. Толстого, образовался комитет для сбора пожертвований, который входил в сношение с подлежащими властями об отводе земли духоборам и об отпуске субсидии со стороны правительства Канадского. Выбор пал на Канаду, во-первых, потому что климат холодный и суровый и земля более подходить к местам Кавказской оседлости духобор, во 2-х, потому что здесь имеется колония меннонитов и других выходцев из России по религиозно-сектантским и политическим мотивам – около 20 т.; в 3-х, потому что Канада находится под властью англичан, которые, казалось «ходатаям», более всех других любят свободу, и потому дvxoбopчecкo-тoлcтoвcкaя колония могла невозбранно провести здесь в жизнь все свои социально-анархические эксперименты.<...>
Ловкие агенты эмиграционного комитета Канадской железной дороги завлекли в Канаду и духоборческих ходоков с кн. Хилковым во главе, которые и вступили в переговоры с генеральным комиссаром эмиграции г. Мак Клири. Мак Клири, живя в г. Винипеге, столице Манитобы, посредством подчиненных ему агентов, заведовал заселением провинций Манитобы, Ассинабои и Саскачевана. Он принадлежал к членам, так называемой, либеральной партии, стоявшей у власти и поставившей своей задачей быстрое заселение западных территорий Канады, несмотря ни на какие расходы и преграды. Это объясняется тем, что либеральная партия состоит из банкиров, капиталистов, мануфактуристов, – словом людей, вложивших свои британские деньги в этих провинциях и всеми силами стремившихся остановить обесценивание своей собственности и неизбежные иначе убытки. Они решили заселить их искусственно, заселить, несмотря на их непригодность к более густому заселению, и уплачивая расходы по такому заселению налогами на местное население. <...>
Один из духоборов, сопутствовавших кн. Хилкову во время осмотра земли для поселений, умный и толковый мужик, Махортов, на вопрос, почему они выбрали такие несуразные места, ответил довольно откровенно:
«Несуразные? Это верно, плохие места... Только вины тут нашей нет. Первым делом, приезжали мы зимой, все под снегом. Нешто земли осматривают зимой? Рази зимой что увидишь? Вторым делом, языка мы не имеем. Ни спросить что, ни разузнать доподлинно, ничего нельзя. Что они там лопочут, ничего не разберешь. Что барину скажут, то и ладно. Вот тебе и весь осмотр. Так вот и влетели, как кур во щи. И плачь теперь, плачь до смерти».
Но это оказалось уже потом. На первых порах, после беглого и поверхностного осмотра земли, с тою же стремительностью и неменьшим легкомыслием заключены были предварительные условия, причем, как оказалось впоследствии, документы составлены были неправильно, совершенно на авось, и не имели законной силы. Условия заключены были не для одних кипрских духобор, а для всей массы из партии постников Карской и Елизаветпольской губ. От последних неудач с кипрской колонизацией, очевидно, была скрыта.
<...>
Духоборцы расселены были в 60 деревнях; из них 34 отстоят от Иорктона на расстоянии 30–60 англ., миль, т. е. 45–90 верст, а остальные еще дальше – 13 находятся на Лебяжьей реке (Swan River), и 13 близ города Принца Альберта, в провинции Саскачевал. Деревни – в один порядок, в 15–30 домов с низенькими мазанками, без потолков, покрытыми дерном, обеленными снаружи и внутри, с земляными полами и русскими печами. В некоторых – вся изба наружу, в некоторых – они опущены в землю до подоконников. Впрочем, русские печи оказались совершенно непригодными, пришлось поставить чугунки, которые зимой топят день и ночь. Улицы широкие, прямые, перед хатами устроены палисадники – все это крайне однообразно, уныло, совершенно по одному плану; даже внутреннее устройство хат все по одному шаблону, с низкими нарами и русской печью с одной стороны, чугункой посредине, и лавками и столом с другой. Деревни сохранили прежние традиционные духоборческие названия: Тамбовка, Спасовка, Воскресенка, Терпение, Гореловка и др.
В материальном отношении положение переселившихся духобор было весьма незавидное. Средства у духоборов были самые маленькие, и у селения в сто душ оказалось в среднем одна, много две пары лошадей или волов. Правительство Канады выдало прибывшим духоборам 50 тысяч не в пособие, а как десятирублевую премию, на которую имеет право любой агент (в данном случае сами духоборы) за каждого колониста, могущего содействовать поднятию экономического уровня страны. Но деньги эти, а также привезенные духоборами небольшие остатки от своих общественных капиталов скоро были истрачены на насущные нужды при первоначальном обзаведении хозяйством.
В первый же год духоборы успели вспахать и засеять немного земли, причем, в плуг и в борону впрягались по нескольку пар мужчин и женщин, работали они, как волы, гуртом все время, всякий день, когда это было возможно, без всякой передышки. Но летом и то немногое, что было посеяно, не дало никакого урожая; огороды также сильно пострадали от весенних морозов, побивших даже картофель. Капусту пришлось покупать по огромной цене в Виннипеге. Мужики работали, все лето по найму или по фермах на юге, или на постройках железных дорог. Заработков едва хватало на прокормление семейств. Когда же пришла зима и всякая работа прекратилась, у духоборов не оказалось решительно никаких средств, не только все было истрачено, но духоборы успели задолжать за муку, за скот и за орудия.
Не было деревни с долгом меньше, чем в 400 долларов, а некоторые должны были и по 1200 долларов. Тамошние купцы, особенно продавцы земледельческих орудий, охотно отпускали духоборам свой товар в кредит, конечно, по ценам вдвое, втрое выше цен за наличные и под самые свирепые закладные. Лошадей и скот тоже продавали в долг очень дорого; за корову, стоящую 25 долларов брали 40–45, за лошадь тоже почти вдвое. Они прямо смотрели на духоборцев, как на свою законную добычу, и говорили, что так как налоги удвоились, благодаря расходам на них правительства, то нужно же им как-нибудь вернуть эти убытки. Не смотря на все старания и усилия, какие прилагали духоборцы, все таки к осени обнаружилось, что они не в состоянии будут благополучно перезимовать эту зиму в Канадских прериях.
<...>
В одной из корреспонденций в таком виде рисовалась мрачная картина положения духоборов в Канаде, в которое они попали вследствие особенностей своих религиозных воззрений.
«Отрицание духоборами судебных тяжб, их кротость и всепрощение по отношению к ближним нисколько не трогают канадских фермеров. Они издеваются над невеждами-фанатиками, бьют их, не платят условленной за их работы платы, крадут с духоборческих полей и огородов, вырубают их лесные участки; выгоняют свой скот на их луга – и все это совершенно безнаказанно, так как духоборы не жалуются. Никакие уговоры местных властей поддать в суд, заявить претензии на их обидчиков не действуют. Они не хотят даже понять, что являются в этих случаях развратителями населения, хотя и неумышленными, но, тем не менее, фактически очевидными.
Среди англичан находилось много таких, которые просто глумились над духоборами, в особенности это случалось на работах, где иногда духоборцев положительно изводили: плевали в кашу, в чай, не давали спать, клали в суп мясо и пр. и пр. Делалось это для того, чтобы вызвать со стороны духоборцев сопротивление. Но духоборцы, верные закону «не противься злому насилием» с внешним смирением переносили все это, возмущаясь и негодуя в разговорах. Многих все это сильно озлобило против англичан. «Мы то думали, что в Канаде никаких безобразий нет, а тут на тебе, другой раз хуже, чем на Кавказе»
Дальше - события разворачивались еще интереснее, читайте по ссылке
Я же хочу остановиться еще на одном моменте, что удивительно, некоторые течения духоборов напоминают современных "зеленых"
***
Вместо кожаной обуви они стали носить резиновые, сапоги или башмаки, сплетенные из бечевок (лапти). Пища их состояла из хлеба и воды, самых простых овощей, ягод и трав; спали они на соломе.
Следующий за этим шаг отозвался еще гибельнее на экономическом строе духобор-переселенцев. Оказалось, что употреблять животных на работы, или вообще пользоваться ими, как бы то ни было, тоже грешно, потому что животные такой же «народ Христов», как и мы. И вот, духоборы немедленно прогнали всех своих лошадей, рогатый скот и баранов на «Божий холм» и предоставили этому «свободному стаду» пастись там на воле.
Вместе с тем они обратились к Канадскому правительству с заявлением, поданным чрез юрктонского агента, в котором, между прочим, говорили: «Думая, что и Вы, как христиане и дети одного с нами Отца (Иоанн 4, 34. 4, 38. 39), не захотите отречься от истины и пойти против Христа и поможете нам, вашим собратьям во Христе, мы усердно просим Вас, как лицо, знающее разные земли, походатайствовать за нас, пред кем следует, по Вашему мнению, о том, чтобы нам позволили отпустить наш скот в количестве, которое мы Вам сообщим, на свободу в такой земле, где бы он не пострадал от мороза, и мог бы кормиться без ненужной ему, как нам кажется, помощи человеческой. Если мы просим что-либо не так, то вразумите нас, как братьев во Христе»
Получив такое заявление, Канадское правительство сделало распоряжение своим местным агентам собрать выпущенный скот, продать его, а деньги взять на хранение в казну.
Завтра продолжу рассказ о меннонитах
|
</> |