Еще одна статья о старообрядческом образовании.

топ 100 блогов izdrevle — 29.10.2014 Еще одна моя статья. "Система образования в старообрядчестве в период 1905-1918 гг. Источниковедческий аспект". Опубликована в журнале "Вестник архивиста". 2014 №2 С.64-79
Одной из значительных, но малоизученных проблем истории Православия в России является проблема старообрядчества. Старообрядчество ведет обособленный образ жизни, временами представляя своеобразное «государство в государстве». Поэтому, исторической науке мало что известно о реальных событиях и процессах, происходящих в этом «государстве». Нельзя утверждать, что хоть одна сторона жизни старообрядчества изучены досконально. Тем важнее и значительнее видится любая попытка исследования этого феномена русской истории.
В процессе изучения старообрядчества большой интерес вызывает  период так называемого «золотого века», который начался после Высочайшего Манифеста 1905 года о даровании вероисповедных свобод старообрядцам, и окончился Декретом Совнаркома 1918 г. об отделении церкви от государства. Прекращение государственного притеснения и признание равноправия старообрядцев в исповедании своей веры послужило стремительному развитию церковной и общественной жизни ревнителей старого обряда. За короткий срок развились старообрядческое храмоздательство, старообрядческая периодическая печать, система общецерковных форумов, укрепились внутрицерковныя связи, были созданы ряд  автономных обществ и учреждений, удовлетворяющих насущным проблемам старообрядчества. В том числе, за короткий период была создана старообрядческая система образования.
Система старообрядческого образования была выстроена в противовес существующим государственной и синодальной образовательным системам и являла собой результат альтернативного осмысления роли образованности в религиозном обществе. Кроме этого, становление старообрядческого образования осуществлялось без сколь-нибудь значимой поддержки государства, только за счет внутренних материальных и гуманитарных ресурсов. Эти факторы заостряют интерес и актуальность предложенной научной работы.
Следует заметить, что в современной науке предпринимаются попытки изучения данного вопроса и постепенно появляются статьи и работы по этой теме[1], но стоит признать, что целостного исследования данной проблемы автору до сих пор не известно. Целью же этого исследования является комплексная реконструкция и анализ системы старообрядческих учебных заведений, подготовки и аттестации педагогических кадров, с выявлением принципов деятельности, историко-статистических результатов и возникавших исторических и организационных проблем.
Для достижения заданной цели следует проанализировать социальное и политическое положение старообрядчества накануне рассматриваемого периода; осветить состояние государственной, земской и церковно-приходской образовательных систем в государстве, влияние на них Синодальной Церкви, отношение к ним старообрядцев; проанализировать государственное образовательное законодательство того периода; исследовать конкретную деятельность и практические результаты в развитии старообрядческой образовательной системы; отдельно изучить историю возникновения и деятельности уникального среднего учебного заведения – Московского Старообрядческого Института.
Но первоочередной задачей для достижения поставленной цели исследования является выявление и систематизация корпуса источников, связанных с историей старообрядческого образования и педагогики.
Основой источниковой базы по истории образования в старообрядчестве служат следующие материалы. Во-первых, это неопубликованные архивные документы; во-вторых, законодательные и нормативные акты органов государственной власти Российской Империи; в-третьих, материалы старообрядческих церковных и общественных форумов, таких как Соборы и Всероссийские съезды; в-четвертых, старообрядческая периодическая печать.
Значительный пласт источниковой базы по системе образования в старообрядчестве составляют архивные документы. Материалы по этой теме обнаружены в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки г.Москва (НИОР РГБ), Российского Государственного Архива Древних Актов г.Москва (РГАДА), Центрального Исторического Архива Москвы г.Москва (ЦИАМ), Библиотеки Академии Наук г.Санкт-Петербург (БАН), Национального исторического архива Беларуси г.Минск (ЦИАБ), Латвийского Национального Архива г.Рига, Центрального Державного Исторического Архива Украины г.Киев (ЦДИА).
Основной массив архивных документов по старообрядческим образовательным инициативам и учреждениям находится в НИОР РГБ, в фонде №246 «Рогожское старообрядческое кладбище», в котором представлена часть дореволюционного архива Московской Старообрядческой Общины Рогожского Кладбища (МСОРК). Как следует из названия фонда, материалы посвящены истории Общины московских старообрядцев белокриницкого согласия.
Непосредственно материалы по образованию содержаться в следующих делах: картон 159 ед.2-3 – материалы по организации училища при МСОРК в 1860-х гг. из личного архива члена Общины И.И. Шибаева; картон 159 ед.4-5,14 – материалы и журналы заседаний специально созданного в 1907 г. при МСОРК Попечительского Совета при училищах Общины; картон 159 ед.6 и картон 213, ед.25 – материалы, связанные с созданием и функционированием в МСОРК краткосрочных педагогических курсов в 1909-1910 гг; картон 159, ед. 12-13, картон 213 ед.34 – материалы по Начальному училищу при МСОРК в 1910-1917 гг; картон 160 включает в себя обширные материалы по истории создания и деятельности Московского Старообрядческого Института при МСОРК за период 1911–1918 гг. В этом картоне представлены учредительные документы Московского старообрядческого института, материалы, связанные с учебным процессом в нем, материалы преподавателей по разным предметам; картоны 161-166 содержат финансовую документацию по деятельности института, которая представляет особый интерес для исследования истории этого учебного заведения.
Вторая часть архива МСОРК находится в Российском Государственном Архиве Древних Актов, где помещена в фонде №1475 «Канцелярия Архиепископа Московского и всея Руси». Эта часть архива Общины по большей степени содержит документы канцелярии Старообрядческой Архиепископии, и в ней нет выделенных дел, касающихся непосредственно образовательного процесса и инициатив. Но все же, там встречаются документы по вопросам образования, которые отражались в документообороте Старообрядческого Архиепископа. Так, например, в этом фонде сохранена переписка влиятельных представителей старообрядчества[2] или первоначальный проект программы преподавания в Московском Старообрядческом институте, поданный на одобрение Старообрядческому Архиепископу Иоанну (Картушину)[3].
История становления старообрядческого образования в Москве отразилась в архиве Попечителя Московского Учебного Округа. Эти документы хранятся в Центральном Историческом Архиве Москвы в фонде №459 «Канцелярия Попечителя Московского Учебного Округа». Отдельное дело №5971 из описи №4 посвящено переписке Попечителя Округа по вопросу об открытии Старообрядческого Института. В материалах этого дела содержатся уникальные документы, свидетельствующие об отношении к старообрядческому образованию со стороны чиноначалия Синодальной Церкви. Кроме этого, в фонде №459 содержится обширный материал по вопросу преподавания Закона Божия детям старообрядцев в нестарообрядческих начальных и средних учебных заведениях. Этому вопросу посвящены в описи №2 ед. 6870, 6088 и 6071 и в описи №4 ед 5039. Дело №4289 в описи №4 содержит документы об открытии старообрядческих школ по всему Московскому округу. В отдельное дело №4347 в описи 4 собраны материалы «Об устройстве 6-ти кл. городского училища 1872 г. под названием «Городское старообрядческое училище».
Кроме материалов по истории образовательных инициатив старообрядцев Рогожской Общины, фонды ЦИАМ содержат документы по Преображенскому Старообрядческому Богаделенному Дому в Москве[4], в котором описывается структура и деятельность начального училища для детей старообрядцев-федосеевцев.
Также история образовательных инициатив федосеевцев нашла свое отражение в документах, хранящихся в Библиотеке Академии наук, в фонде Чуванова. В настоящее время этот фонд, названный по имени видного деятеля старообрядчества М.И. Чуванова (1900-1988), возглавлявшего в последние годы жизни Общину старообрядцев-федосеевцев на Преображенском кладбище в Москве и бывшего известным собирателем материалов по истории старообрядчества, еще не до конца разобран и поэтому работа с ним затруднена. Но для предложенного исследования в фонде Чуванова может быть интересно дело № 517 «Об организации начального училища».
Учитывая то, что главные события в образовательном процессе старообрядцев происходили в Москве, стоит отметить, что и основной корпус документов по этому вопросу находится именно в столичных архивах. Но инициативы имели место и в провинции. Материалы о такой деятельности частично отразились в архивах Попечителей Учебных округов и Дирекций народных училищ.
Информация об образовательных инициативах старообрядцев  в западном крае содержится в Национальном Историческом Архиве Белоруси. Это материалы из архива Попечителя Виленского Учебного округа[5] и из архива Дирекции народных училищ[6].
В фонде Попечителя Виленского учебного округа, есть очень интересный Отчет о состоянии учебных заведений округа за 1916г с подробной информацией о старообрядческих школах округа (Ф.2415 Оп.1 № 20). Фонд Витебской дирекции народных училищ содержит материалы об открытии некоторых таких школ (Ф. 2507Оп. 1 №3423 «Об открытии в городе Двинске Старообрядческим Братством школы первоначального обучения для детей старообрядцев» и оп. 1 № 3944 «Об открытии вдовой Полоцкого Купца Антона Кузьменко в г. Полоцке училища для старообрядческих детей»).
Латвийский Национальный Архив содержит материалы Попечителя Рижского Учебного Округа[7], в которых имеется информация о деятельности Иллуксткой учительской семинарии, в которой до начала I Мировой войны велось обособленное обучение старообрядцев за государственный счет[8].
Центральный Державный Исторический Архив содержит фонд Управления Киевского учебного округа (Ф. №707), в котором имеются дела о различных постановлениях в области старообрядческих школ, изданных правительством и их применении в Киевском учебном округе, дела, характеризующие положение староверов в вопросе получения их детьми образования, вопросы устройства приходских учебных заведений, описывающие особенности домашних школ[9].
В 707 фонде ЦДИА могут быть особенно интересны следующие архивные дела: оп. 1. ед. хр. 1134. О первоначальном обучении поселянских, в том числе раскольничьих детей; оп. 11. ед. хр. 329. Дело по представлению директора училищ волынской губернии относительно дозволения находящимся в Житомире старообрядцам обучать детей их грамоте лицам по их выбору; оп. 11, ед. хр. 360 Дело об устройстве приходских школ в раскольнических слободах Черниговской губернии; оп. 35, ед. хр. 362 Ведомость о числе учащихся в учебных заведениях Киевского учебного округа детей раскольников в Департаменте народного просвещения; оп. 156, ед. хр. 70 По вопросу об отмене административных распоряжений сужающих права старообрядцев и сектантов на государственную и общественную службу; оп. 227, ед. хр. 66 Об открытии начальных училищ в местностях, населенных раскольниками; оп. 296, ед.хр.41 По ходатайству старообрядцев с. Борновы Винницкого уезда о разрешении на открытие в с. Барановке школы церковно-славянской грамоты; оп. 26, ед. хр. 258. Об учреждении в посаде Клинцы Черниговской губернии училища для детей раскольников.
После архивных материалов вторым важным источником для описания системы старообрядческого образования в начале XX в. являются законодательные и нормативные акты, издаваемые органами государственной власти Российской Империи. Это Высочайшие Указы, Манифесты, постановления, циркуляры и распоряжения Министерства Внутренних дел, Министерства Народного просвещения, определения Святейшего Синода. Кроме официального издания этих актов[10], подробная компиляция документов представлена в двух дореволюционных справочных изданиях. Это сборник А. Введенского «Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов»[11]. И вторая книга была выпущена священником Андреем Дмитриевским «Справочная книга по народному образованию для старообрядцев»[12]. Эти сборники содержат все имеющиеся к тому времени законодательные акты, касающиеся вопросов организации старообрядческих учебных заведений. Из них можно получить всеобъемлющую картину того, что делало государство для развития старообрядческого образования.
Следующим важным корпусом источников по предложенной теме являются материалы старообрядческих церковных и общественных форумов, как то Освященных Соборов и Всероссийских съездов. Освященные Соборы старообрядцев белокриницкого согласия представляли собой форму выражения соборности Церкви. Это был орган высшего управления, его постановления носили законодательный характер, Соборы собирались из представителей иерархии.
Непосредственно вопросов образования касались Соборы 1906, 1908, 1909 и 1911 гг. Соборные материалы были изданы Московской Старообрядческой Архиепископией[13].
Кроме Освященных Соборов белокриницких старообрядцев, вопросы образования затрагивали два Собора старообрядцев–поморцев - в большей степени, Собор 1909 г. (постановления были напечатаны Советом Соборов в 1909 г. отдельным изданием[14]), и Собор 1912 г.[15].
Вторым, по значимости, старообрядческим церковным форумом были Всероссийские Съезды старообрядцев. Старообрядческие съезды проходили с 1899 г. и собирались ежегодно из представителей мирян. Съезды были призваны усилить влияние мирян в управлении старообрядческими обществами, так как их представительство на Соборах, по их мнению, было недостаточным. Вопросы образования затрагивались на старообрядческих съездах, начиная с 1903 г. Постановления Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия 1903–1904 гг., а также Чрезвычайного Всероссийского Съезда 1905 г. были опубликованы гектографическим способом и имеются в ряде библиотек и хранилищ - в частности, в библиотечно-архивном отделе Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва), а также в фонде Чуванова (БАН)[16]. С 1905-го и по 1911 гг., постановления ежегодно проходивших Съездов белокриницких старообрядцев подлежали обязательной публикации отдельными изданиями. Их выпускали в Москве, в типографии Машистова. После 1911 г. публикации постановлений осуществлялись в журналах «Церковь» (1911-1914гг)[17] и «Слово Церкви» (1915-1916гг.)[18]. Постановления съездов старообрядцев поморского согласия публиковались в журнале «Щит веры»[19], а старообрядцев беглопоповского согласия в журнале «Златоструй»[20].
Несмотря на то, что практически каждый съезд старообрядцев белокриницкого согласия так или иначе рассматривал вопросы образования, особенно важны материалы X съезда 1909 г.[21], полностью посвященного вопросу старообрядческого образования и XI съезда 1910 г., посвященного обсуждению проекта Закона о всеобщем обучении[22].
Еще более уникальным в этом смысле был проведенный в Двинске, Курляндской губернии, в 1911 году специальный Всероссийский съезд поморцев посвященный вопросам образования в их среде. Деяния этого Съезда были изданы приложением к журналу «Щит веры» за 1912 г[23].
Кроме этого, при Всероссийских съездах старообрядцев белокриницкого согласия был создан постоянно действующий Совет съездов. Материалы активной деятельности Совета публиковались как в журналах «Церковь» и «Слово Церкви», так и отдельными изданиями. Кроме этого, в области образования Совет съездов провел колоссальную работу и издал книгу «Вопросы народного образования среди старообрядцев»[24]. Это уникальное издание было выпущено Советом Всероссийских съездов старообрядцев по результатам статистического исследования, которое Совет провел путем рассылки опросных листов в более чем 600 старообрядческих общин. Ответы на 32 поставленных вопроса дали исчерпывающий материал о состоянии старообрядческого образования и обозначали проблемы, отношение старообрядцев к образованию и возможные пути развития этой важной стороны общественной жизни старообрядчества.
Четвертым важным корпусом документальных сведений по истории старообрядческого образования в начале XX века является старообрядческая периодическая печать. Периодическая печать старообрядцев является прямым отражением процессов, происходивших в этот период. Возможность легального издания периодической литературы появилась в результате Высочайше утвержденного Закона о старообрядческих общинах от 17 октября 1906 года, по которому старообрядческие общества приобрели права юридического лица. С получением этих прав, старообрядцы смогли, в числе прочего, широко развернуть издательскую деятельность. Общественно-политическая ситуация способствовала возникновению целого ряда печатных органов, за период с 1905 по 1917 гг. появилось более 30 периодических журналов и газет различной периодичности и объема.
Самыми значительными старообрядческими изданиями из беспоповских были журналы «Старая Русь», «Щит веры» и «Уральский старообрядец». Старообрядцы  белокриницкого согласия издавали журналы «Старообрядческая мысль», «Церковь» и сменившие его «Слово Церкви» и «Голос Церкви», а также «Старообрядческий пастырь», «Старообрядец» и «Старообрядцы». Старообрядцы-беглопоповцы издавали журнал «Златоструй». Издавались даже газеты - «Голос старообрядца», выходившая как приложение к «Народной газете» и «Старообрядческая жизнь» - одно из первых изданий, трансформировавшееся потом в «Слово правды».
Все перечисленные издания в разной степени уделяли внимание вопросам образования. Некоторые  посвящали этому значительную часть своих печатных площадей (такие журналы, как «Церковь», «Старообрядческий пастырь», «Щит веры», «Старообрядческая мысль»), публикуя различные новости,  мнения, отзывы по проблемам образования, некоторые же затрагивали эту тему лишь вскользь. Но в любом случае, совокупность материалов из периодических изданий отражает процесс развития и становления системы образования в хронологическом порядке, характеризует отношение и заинтересованность в этих вопросах разных старообрядческих согласий и обществ.
Кроме указанных периодических изданий, сведения о старообрядческом образовании встречаются в издании внутренней миссии Российской Православной Церкви – журнале «Миссионерское обозрение» за 1905-1906 и 1915 гг. Этот журнал освещал позицию Православной Церкви в отношении дарования свобод старообрядцам и события, с этим связанные, в частности, возможность развития старообрядческого образования. В 1915 г. издание обращало внимание на развитие Старообрядческого института.
Таким образом, следует признать, что обеспеченность источниками темы «Система образования в старообрядчестве в период 1905-1917 гг» удовлетворительная. Корпус источников по этой теме разноплановый, каждый из них содержит достаточное количество материалов и документов по развитию образовательных инициатив во всех крупных старообрядческих согласиях, охватывает разные географические территории. Все материалы находятся в свободном доступе и не требуют специальной подготовки для работы с ними. Используя эти материалы можно составить полноценную картину происходивших исторических процессов в системе старообрядческого образования.




[1] Кокорин С.В. К вопросу создания системы образования русского старообрядчества: .Старообрядческий институт в Москве (1912-1918 гг.) // Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории. М., 2000. Вып. 3. С, 21-29 ; Парийская М.М. Старообрядческая система образования в начале XX зека // Философско-исторические основы общего образования в России. М., 2002, С. 268-274 ; Титова Е.И. Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX вв.на примере Вятского региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Киров, 2010. Рукопись;  Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы : сборник материалов Ржевской Покровская старообрядческой общины / отв. сост. В.В. Волков. Ржев: Маргарить, 2003.
[2] РГАДА Фонд 1475 «Канцелярия Архиепископа Московского и всея Руси». Оп.1 ед.92 Письмо директора МСИ А. Рыбакова епископу Егорьевскому Александру Богатенко
[3] РГАДА Фонд 1475 оп.1 ед. 87 С. 62-66 Программа Московского шестиклассного Старообрядческого Института.
[4] ЦИАМ  Ф.157. Преображенский Богаделенный Дом в Москве. Совет Московской общины христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия. 1769-1914 г. Опись №1 ед.79. Дело о деятельности училища Московской общины древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия для лиц, принимаемых на призрение в Преображенский богадельный дом
[5] ЦИАБ Ф.2416 Попечитель Виленского учебного округа. Оп 1, дело 20. Отчет о состоянии учебных заведений округа за 1916г.
[6] ЦИАБ .Ф.2507 Дирекция народных училищ. Оп 1. №№3423, 3944
[7] Латвийский Национальный Архив. Фонд 240. Попечитель Рижского учебного округа.
[8] Иллуксткая учительская семинария. // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. М., 1910. №44 С. 1099
[9] ЦДИА Фонд 707. Управление Киевского учебного округа.
[10] Полное собрание законов Российской империи. Собрание третие. Тт. XXIII-XXVI. – СПб, 1907-1909
[11] Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. -Одесса: Типография одесских новостей. 1912
[12] Дмитриевский А. Справочная книга по народному образованию для старообрядцев. М. 1911
[13] Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов 1898-1912 гг. М.; Тип. Рябушинского, 1913 г.,
[14] Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М.; Изд. Совета Собора. 1909
[15]Деяния Второго Всероссийского Собора христианского поморского церковного общества . М.; Изд. Ануфриева. 1913.
[16] БАН Фонд Чуванова. ед 563-565. Всероссийские старообрядческие съезды.
[17] Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. М., 1908-1914 №№1-52.
[18] Слово Церкви. Старообрядческий церковно-общественный журнал. М 1914-1917 №№1-52
[19] Щит веры. Ежемесячный христианский, старообрядческий поморский журнал для церкви, семьи и школы. С иллюстрациями. Саратов. 1912-1917.
[20] Златоструй Старообрядческий ежемесячный иллюстрированный журнал духовно-поучительного и просветительного чтения. М., 1910-1913 №№1-12.
[21] Труды десятого Всероссийского Съезда старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. М. 1910.
[22] Труды одиннадцатого Всероссийского съезда старообрядцев в Москве, 19-20 августа 1910 г. М.; Тип. Рябушинского, 1911
[23]Труды Всероссийского съезда по народному образованию христиан старообрядцев  поморцев. Саратов: Изд. журнала «Щит веры», 1912
[24] Вопросы народного образования среди старообрядцев. М.; Совет всероссийских Съездов старообрядцев, 1909

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы входим в очень опасные времена, когда нам могут посадить или даже убить просто за «неправильную» точку зрения. Но даже еще опасней, что вас/нас могут обвинить в том, что мы никогда не высказывали, просто на базе того, что кто-то предположит, что мы имеем глубоко в себе ...
Организаторы говорят: Мы многих работ ни разу не видели сами! И такая выставка бывает раз в жизни. Фоторепортаж, а завтра отдельно покажем ВСЕ экспонаты. По Святой Руси, или выставка раз в жизни (+ФОТО) Фоторепортаж с ...
Правильный взгляд на вещи! Мы никому ничего не должны. Россия — слишком большое и независимое государство для того, чтобы принимать чужеродные стратегии развития и существования, разработанные где-то в Брюсселе или Гааге. У нас свой путь развития, и мы должны ему ...
Только что село солнце... На высокогорном Боливийском Альтиплано иногда возможно увидеть такой оптический эффект-в стороне, противоположной закату,полосами раскрашивается небо-от темно синего,до розового и нежно-фиолетового.Длится этот ...
Пришло время обсудить новую серию Шерлока. Как всегда - сначала оцениваем новую серию (речь идет о третьем эпизоде третьего сезона, где главный злодей - это медиа магнат). Оцениваем по 10-бальной шкале. 10, соответственно, лучше не бывает. А 1 - хуже не придумаешь. image credit ...