Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

топ 100 блогов cand_orel14.11.2022

Продолжение 1, начало — 

«Вы чьё, старичьё?» — советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1988 году режиссёром Иосифом Хейфицем по одноимённой повести Бориса Васильева. Фильм стал второй экранизацией повести после одноимённой короткометражной дипломной работы Василия Пичула, снятой в 1982 году.

https://youtu.be/qkoVukr85nE

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

В центре сюжета — судьба двух одиноких стариков, заброшенных и забытых всеми в будничной суете…

У деревенского жителя Касьяна Нефёдовича Глушкова умирает жена, и он переезжает жить к невестке в город (его сын умер несколько лет назад). Та живёт в коммуналке с маленьким сыном и мечтает устроиться на денежную работу, чтобы купить квартиру и снова выйти замуж. Потеряв надежду найти работу в городе, она вынуждена уехать на заработки на север. Касьян Нефёдович остаётся с внуком, однако вскоре того забирают к матери. Соседи по коммуналке, у которых рождается ребёнок, намекают на то, что Касьяну хорошо бы освободить для них жилплощадь.

Тем временем Касьян, собирая бутылки, случайно знакомится с Багорычем, местным пенсионером, который живёт в однокомнатной квартире с взрослой внучкой Валентиной. После четырёх лет, проведённых в колонии, возвращается Андрей, жених Валентины. Касьян с Багорычем чувствуют себя лишними и планируют поехать в деревню Касьяна, где его подруга детства Нюра (Анна Семёновна) подыскала им работу и приглашает жить у себя. Но на этом пути их ждёт препятствие: в последний день Касьян получает телеграмму из деревни о том, что Нюра умерла.

Касьян с Багорычем уходят в никуда вдоль железнодорожных путей. Они не знают, что это одинокая дочка Нюры, работница почты, послала эту телеграмму, потому что не нужны ей в доме два старика.

Композиция фильма зациклена: в начале и в конце показано, как в деревне Касьяна пастух гонит коров на выпас, слушая на ходу магнитофон, из которого доносится песня Владимира Высоцкого.


«Город Зеро» — советский фантасмагорический художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова, снятый в 1988 году на киностудии «Мосфильм».

Первоначально фильм был задуман как комедия абсурда, однако, как потом признавался сам режиссёр, фильм перерос первоначальный замысел. По словам Шахназарова, это картина о том, что «наше прошлое непознаваемо, так как оно постоянно мистифицируется».

По версии политолога Сергея Кара-Мурзы, фильм представляет собой аллегорический зашифрованный сценарий, по которому происходил развал СССР. 

В 2009 году фильм реставрирован киноконцерном «Мосфильм».

https://youtu.be/12WwlJYarow

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Инженер машиностроительного завода из Москвы Алексей Варакин (Леонид Филатов) приезжает в провинциальный город в командировку с целью согласовать технические детали изменения конструкции кондиционеров, которые местный механический завод поставляет его предприятию на протяжении пятнадцати лет.

Несуразности начинаются уже на проходной завода, где не оказывается пропуска, который он заказал лишь полчаса тому назад. Секретарша директора завода работает совершенно обнажённой, но на это никто не обращает внимания. Директор (Армен Джигарханян) не знает, что главный инженер завода умер в результате несчастного случая ещё восемь месяцев назад.

В ресторане Варакин заказывает солянку, бифштекс и бутылку минеральной воды. Официант настоятельно предлагает в качестве подарка от повара десерт — торт в виде головы Варакина. Несмотря на предупреждение о том, что повар может обидеться и покончить с собой, Варакин возмущённо отказывается от угощения и собирается уйти, но гремит выстрел, и повар с револьвером в руке и пулей в сердце падает замертво на пол.

Варакин пытается поскорее убраться из странного города. Однако в кассе вокзала ему говорят, что билетов нет. Таксист вместо железнодорожной станции Перебродино привозит Варакина в Перебродово — глухомань, в которой почему-то оказывается местный краеведческий музей. Хранитель музея (Евгений Евстигнеев) предлагает подождать машину, а пока посмотреть экспозицию. И демонстрирует коллекцию диковинных экспонатов, найденных поблизости местным купцом Бутовым, страстным любителем археологии: саркофаг Дардана, останки когорты XIV легиона, кровать Аттилы, на которой тот надругался над вестготской королевой на глазах у своей орды, пистолет Петра Урусова, из которого тот, по словам хранителя, застрелил Лжедмитрия II, голова которого экспонируется тут же. Далее следуют восковые фигуры: первых исполнителей рок-н-ролла в этом городе; князя Владимира; эсера Азефа; монаха Юлиана — посла и разведчика венгерского короля Белы IV в России; батьки Махно с адъютантом Гаврюшей; Зиновия Пешкова в бытность его французским послом в Китае; местного поэта Василия Чугунова (стихи, декламируемые хранителем музея как принадлежащие этому персонажу, были написаны Николаем Пановым[3]); начальника Гулага товарища Бермана; архитектора академика Ивана Фомина; бежавшего из ссылки молодого Сталина, произносящего тост за «светлое будущее». Завершается экскурсия экспозицией скульптора Троицкого «Грёзы», где с одной стороны изображён многонациональный советский народ, включая ударников производства, спортсменов и стиляг, а с другой — рок-музыканты, люди в форме клуба «Спартак», девушки в мини-юбках, члены общества «Память», воины-интернационалисты, хиппи и рокеры.

Варакин останавливается на ночлег у местного электрика, малолетний сын которого Миша сообщает постояльцу, что тот никогда не уедет из этого города, точно называет его фамилию, имя, отчество, год рождения (1945-й) и год смерти (2015-й), а также имена четырёх его дочерей, от лица которых тому поставят могильный памятник на здешнем кладбище. Появляется Анна, местная автомобилистка, которая на красных «Жигулях» пытается вывезти Варакина на станцию Перебродино, где останавливаются два московских поезда, но её пассажира перехватывает чёрная «Волга» с сотрудниками милиции.

Следователь (Алексей Жарков) предъявляет Варакину найденную в вещах погибшего повара фотографию с подписью, которая свидетельствует, что повар Николаев — отец Варакина и что настоящее имя Алексея — Махмуд. С Варакина взята подписка о невыезде, но следователь оставляет за ним возможность обжаловать данное решение у прокурора города. Варакин продолжает считать случившееся недоразумением. Местный прокурор (Владимир Меньшов) приглашает Варакина к себе и признаётся ему в своём потаённом желании совершить какое-нибудь отчаянное немотивированное преступление, «что-нибудь такое, сумасшедшее, чего от тебя совсем никто не ждёт». Он также излагает свою версию произошедшего, согласно которой трагедия в ресторане — не самоубийство, а спланированное убийство. Внезапно заигравший в тот вечер джаз призван был отвлечь внимание Варакина от выстрела. Прокурор рассказывает о серьёзности дела и излагает философию укрепления российского государства «со времён татаро-монгольского нашествия». Государство отнимает индивидуальность, а взамен даёт сопричастность величию, силе и бессмертию. Однако, по мнению прокурора, современные советские люди соблазняются «западными идейками», что угрожает российской государственности, но тем не менее «все наши революции в конечном счёте приводили не к разрушению, а к укреплению и усилению государства, и так будь всегда». Прокурор убеждён, что дело Николаева, на первый взгляд совершенно пустячное, имеет чрезвычайно глубокий смысл, касается интересов государства, поэтому уезжать Варакину ни в коем случае нельзя.

То, что воспринимается Варакиным как несуразность и полный абсурд, для жителей города, судя по всему, — обыденность. Сначала Варакин поражается происходящему и пытается как-то бороться с цепью иррациональных событий, которые с ним происходят, но мало-помалу смиряется с обстоятельствами, приспосабливается к ним и тоже начинает принимать иррациональный ход вещей как данность. Он уже не возражает против того, что является Махмудом, родным сыном погибшего повара Николаева.

Анна умоляет ехать вместе с ней на дачу к поэту Чугунову (Олег Басилашвили). Тот рассказывает Варакину, что повар Николаев был тем самым «первым исполнителем рок-н-ролла» в городе, на молодёжном вечере во Дворце культуры имени Жданова 18 мая 1957 года, а его недоброжелатель, секретарь горкома комсомола, позднее стал прокурором. Чугунов приглашает Варакина на открытие Клуба поклонников рок-н-ролла имени Николаева, где оказывается вся элита этого города. Чугунов на открытии заявляет, что это «победа демократии». Начинаются танцы. Прокурор пытается застрелиться на глазах у всех присутствующих, но пистолет несколько раз даёт осечку.

К Варакину в номер приходит бывшая партнёрша Николаева по рок-н-ролльному танцу. Она с помощью своего сына рассказывает о своей нелёгкой судьбе, как её исключили из комсомола и медучилища, после чего она пробовала отравиться уксусом, но лишь потеряла голос. Потом приходят Чугунов и прокурор. Затем ещё несколько человек. Компания перемещается на природу к «дубу власти Дмитрия Донского». Прокурор неожиданно советует Варакину бежать, и тот бежит, в тумане находит лодку без вёсел и, оттолкнувшись от берега, отплывает на ней на стрежень, где лодку подхватывает течение.


«Господин оформитель» — один из первых советских фильмов на мистическую тематику, дебютная работа режиссёра Олега Тепцова. Снят в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль».

https://youtu.be/noTTk_FwECk

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Действие происходит в Петербурге в 1908—1914 годах. Знаменитый художник-оформитель, Платон Андреевич, хочет продлить жизнь человека в скульптуре и на рисунках, пытаясь побороть смерть и усовершенствовать окружающий мир с помощью своего таланта. Многие годы ему не давала покоя мысль о состязании с Богом. Ему, автору великолепных восковых манекенов, хотелось создать нечто совершенное и вечное, не поддающееся течению времени.

В 1908 году художник получает заказ от ювелира на оформление витрины магазина. В поисках натурщицы для изготовления манекена для витрины, художник находит Анну, молодую девушку, смертельно больную чахоткой, и ваяет с неё свой лучший манекен, вкладывая в работу всю душу и частицу крови Анны.

Проходит время, на дворе 1914 год. Известный ранее художник впал в забвение, дела идут совсем не так хорошо, как в прежние времена. Под влиянием творческого кризиса художник начинает злоупотреблять морфием, ему грозит полное разорение.

Однажды, находясь в крайней нужде, Платон Андреевич принял предложение некоего богатого дельца Грильо оформить интерьер его дома. Знакомство с женой хозяина Марией привело художника в замешательство. Он был убеждён, что несколько лет назад с неё, носившей тогда имя Анны Белецкой, он вылепил свой лучший восковой манекен. Но Мария говорит ему, что никогда раньше не видела художника, и ничего не знает ни о какой Анне.

После всех попыток добиться истины, оформитель слышит от неё только: «Забудьте об Анне. Её больше нет».

Платон Андреевич делает предложение девушке, но получает отказ: Мария говорит ему, что он слишком беден. Благодаря невероятному случаю, оформитель выигрывает у мужа Марии в карты огромное состояние и делает предложение снова. И снова получает отказ: Мария сбегает из мастерской одержимого безумца, который упорно называет её чужим именем. Оформитель начинает искать доказательства, что Мария — это Анна, но обнаруживает лишь опровержения. На одном из кладбищ он находит могилу Анны. Вместо, как ему казалось, манекена, стоящего в его мастерской, обнаруживается высушенная мумия Анны (с которой художник проделывает странные действия, будто символически убивает её).

Платон отправляется в дом Грильо и обнаруживает, что хозяин умер, его тело подготовлено к отпеванию. Его вдова уже передумала и готова отдаться художнику. Однако он заявляет, что Мария — не настоящий человек, а оживший манекен, кукла, которую он создал и которая якобы заняла место Анны. Завязывается драка. Мария обладает неженской силой, и Платон бьет ее горящим поленом, обжигая ей лицо. Один из спутников Марии ранит его из пистолета. Мария проводит ладонями по изуродованному ожогом лицу, восстанавливая безупречную внешность. Раненый художник пытается сбежать и попадает под колёса автомобиля.

Финал не даёт однозначного ответа, действительно ли Мария была ожившей статуей, или это лишь навязчивая идея безумца.


«Гулящие люди» — советский художественный фильм Ильи Гурина 1988 года, снятый по одноимённому роману Алексея Чапыгина. Имеет две части: «Из огня да в полымя» и «Бунташное время».

https://youtu.be/mcoGP6TwAsU

https://youtu.be/YNf4WNu79OY

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Действие происходит в XVII веке, в эпоху царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Стрелецкий сын Семён, познакомившись с монахом Таисием, становится бунтовщиком. Он участвует в Медном бунте и восстании Степана Разина.

Для экранизации была взята лишь основная линия романа, связанная с судьбой его главного героя, тесно соприкоснувшейся со многими переломными событиями сложного, неспокойного в истории России XVII столетия. Это время народных бунтов, церковного раскола, годы крестьянской войны. Герой романа Чапыгина и нашего фильма, стрелецкий сын Семен, это лицо вымышленное. Но, думается, он вобрал в себя черты целого поколения молодых людей той эпохи — режиссёр фильма Илья Гурин


«Дама с попугаем» — советский фильм 1988 года режиссёра Андрея Праченко.

https://youtu.be/ZnhTsstGi2o

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Сергей Алексеевич Зверев знакомится на море с девушками, что ему, якобы работающему по престижной профессии (то он представляется пилотом, летающим за рубеж, то работником Внешторга), легко удаётся. Хулиганистый Лешка из лагеря узнает Сергея: их с классом водили на экскурсию в аэропорт. Чтобы скрыть обман, выполняет желания Лешки: водит его гулять в парк развлечений, угощает в кафе, фотографирует. На пляже Сергея заинтересовывает женщина по имени Елена, одиноко сидящая на пляже с попугаем в клетке. Она не настроена знакомиться, но охотно рассказывает о своём муже и своем сыне — круглом отличнике, которого даже показывали профессору из Новосибирского Академгородка. Сергей безуспешно пытается затащить ее в постель. Елена внезапно уезжает, а Сергею остается ее попугай, постоянно повторяющий адрес.

После отпуска Сергей, который на самом деле работает авиатехником в аэропорту, возвращается домой и пытается найти Елену, придя по адресу, который повторял попугай. Проживающие там люди рассказывают Сергею, что этого попугая им приносят не первый раз: прежние хозяева давно переехали. Мать Сергея не довольна холостой жизнью великовозрастного сына.

Лешка хвастается в школе фотографиями с отпуска, но в его сказки об отце не все верят. Лешка находит Сергея в Москве. Ему, живущему с матерью, не хватает отца и он постоянно втягивает Сергея в разные авантюры: в первый раз, Сергей ввязывается в разборку с хулиганами и его избивают, во второй раз, Лешка приводит Сергея на родительское собрание, заявив, что это его отец. Изрядно покраснев за "сына"-хулигана, Сергей бросается за Лешкой с ремнем. Оба оказываются в отделении милиции, где Сергей устраивает драку с главарем хулиганов. Сергею грозит административный арест, но Лешка объясняет милиционеру ситуацию и тот отпускает Сергея. За Лешкой приходит мать. В ней Сергей узнает Елену, и смущенно говорит ей, что ее попугай у него. Втроем они идут к остановке трамвая. Сергей переходит на свою сторону. Елена и Лешка смотрят на Сергея, он на них. На сторону Сергея приходит трамвай. У фильма открытый финал: Сергей не сядет в трамвай и поедет провожать Елену с Лешкой; Сергей уедет на трамвае, но отправится к Елене под предлогом возврата попугая и останется у них; Сергей уедет и останется холостяком.


«Двое и одна» — художественный фильм режиссёра Эдуарда Гаврилова по рассказу Галины Щербаковой «Дядя Хлор и Корякин»

https://youtu.be/Uziszw_sfKI

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Нелепая смерть женщины, погибшей под поездом, объединила трёх героев фильма: оставшуюся сиротой дочь Ольгу, Всеволода Фролова — фотографа из маленькой кооперативной газеты, с которым Валентина познакомилась за несколько недель до гибели, и Андрея Корякина — отца девочки Оли и бывшего мужа Валентины, который свою дочь ни разу не видел, а только платил алименты и вообще не интересовался её жизнью.

Шестилетняя, разумная и самостоятельная Оля соглашается считать «Хлора» (из-за картавости она так исказила фамилию Всеволода) отцом, поскольку он и Валентина уже решили пожениться и заказали в магазине новый диван. На время похорон матери Олю поселили у Всеволода, сказав, что мама в командировке. Однако соседка Фролова рассказывает, что случилось с матерью на самом деле, считая, что неправильно скрывать от ребёнка правду.

«Не успели жениться, а уже стали вдовцом…»

Вскоре приезжает родной отец Оли Андрей Корякин. Девочка думает, что незнакомый мужчина заберёт её к себе, и просит его уехать. Но внезапная поездка Фролова в другой город помогает Оле и Корякину сдружиться, и после возвращения Всеволода она уже не отпускает никого из своих двух отцов.


«День ангела» — советская комедийная драма по одноименному рассказу Михаила Коновальчука. Фильм снимался подпольно в начале 1980-х годов и впервые был показан лишь в июне 1988 года. В СССР его просмотрело 300000 человек.

https://youtu.be/Ak3BKU1IJig

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

В центре фильма подросток Мафусаил, рассказывающий о своей жизни и о жизни близких людей. Отец мальчика герой гражданской войны, старший брат — вор и бандит, средний — фальшивомонетчик, три сестры — работящая Катерина, набожная Вера и непоседливая Любка. Все они живут в большом покосившемся деревянном доме, который тоже герой картины. В доме помимо Мафусаила и его семьи проживают бывший хозяин — барин, прозябающий где-то в подвалах, дачники из города и многие другие… Все они сосуществуют в доме, иногда досаждая друг другу, но никогда не вступая в конфликт…


«Диссидент» — советская психологическая кинодрама 1988 года молдавского кинорежиссёра Валерия Жереги производства киностудии «Молдова-фильм».

https://ok.ru/video/1075637783237

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Герой фильма — провинциальный художник, режиссёр, писатель, радиожурналист. Не сумев пробиться со своим сценарием в советский кинематограф и не видя возможности реализовать свои творческие способности в СССР из-за цензуры и застоя, он уезжает по вызову на Запад. Туда, где нет помех творчеству. Казалось, что там он сможет самореализоваться. И действительно, вскоре начинаются съёмки фильма по его сценарию. Но одновременно начинаются и проблемы…

Картина с многозначным названием «Пасха» получается совсем не такой, какой задумывалась автором. К его словам про то, что пол в доме должен быть гнилой, люди небриты, а водку следует пить из горла — никто не прислушивается. Разочаровавшись в Западе, герой «Диссидента» возвращается на родину. Привезя с собой новенькую видеотехнику, он начинает самостоятельно снимать фильм. Такой, какой задумывал. Про Любовь, Жену и себя между ними. Казалось, теперь ему не сможет помешать никто. Фильм снимается так, будто всё происходит на самом деле. В итоге Любовь устраивает истерику, а беременная Жена требует развода…

В самом конце картины видеофильм, который диссидент всё-таки снял до конца, показывают в клубе, прямо во время дискотеки, в перерыве между песнями. Вот только его никто не смотрит, он никому не интересен и не нужен. Кого теперь винить в неудаче? «Зловредную» систему? Окружающих? Самого себя?…


«Дни затмения» — советский художественный фильм режиссёра Александра Сокурова, снятый в 1988 году по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова, Аркадия и Бориса Стругацких, по мотивам произведения последних — «За миллиард лет до конца света».

В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.

https://youtu.be/tsgNYFoKDyA

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Действующие лица: геолог Вечеровский, военный инженер Снеговой и главный герой, детский врач Дмитрий Малянов, попавший в крайне чуждую для него среду, в чужой, враждебно настроенный к нему захолустный туркменский город, почти деревню. Будучи доктором, он ежедневно сталкивается с множеством людей и непонятной для него, почти «варварской» азиатской действительностью. Вокруг халупы, развалины, убогие дома из глины и фанеры, пыльные просёлочные дороги, лица без выражений и смысла.

Повествование ведётся в полудокументальной манере, где смешаны чёрно-белые (в тоне сепии) и цветные кадры, иногда плавно меняющие цвет, показана жизнь заштатного городка в Туркмении (съёмки происходили в городе отрочества Сокурова, Красноводске)[2] на берегу Каспийского моря. Вокруг главного героя десятки больных детей, кошмарные картины психиатрической клиники среди выжженной пустыни: человеческой и реальной. Действие происходит на фоне густого смешения звуков (характерного для ранних работ Сокурова), постоянно в действие картины вторгается ретрансляция радио, симфоническая музыка и многоголосная речь на самых разных и неожиданных языках мира.

Временами доктор ещё пытается что-то писать и как будто даже лечит детей, но похоже, что смысл жизни для него утерян, а конец света в этом заброшенном углу уже давно наступил. В течение фильма постоянно вторгаются длинные монологи героев, останавливающие развитие сюжета. Затем следует появление больного мальчика (то ли ангела, то ли призрака), задающего недетские вопросы, а в конце фильма — вознесение ангела-хранителя Малянова.

Фильм «Дни затмения» Александр Сокуров посвятил ленинградскому врачу — Людмиле Яковлевне Русиновой.


«Дом без выхода» (латыш. Māja bez izejas) — художественный фильм режиссёра Дзидры Ритенберги, снятый на Рижской киностудии в 1988 году. 

Ещё 10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 2)

Трое сбежавших из мест заключения уголовников спрятались в летнем доме художника. Они вынуждают хозяина дачи и его гостью всячески содействовать им в попытке уйти от преследования. Главарю преступников, больному и измученному человеку, доставляет удовольствие пикировка с хозяином.

Доведённый до нервного срыва художник готов любыми способами избавиться от непрошеного соседства. Ему не хватает хладнокровия для решительной схватки и только внезапное, не ожидаемое никем самоубийство философствующего бандита приносит свободу отчаявшимся заложникам.


Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отогнал машину к дилеру на сутки, в итоге в место сервиса получил трабл.Вернули с царапинами на заднем бампере, в форме рамки под госномер, скорей всего в жопу въехали.На фоне этого вымазанный маслом из гидроусилителя коврик как-то ...
Пишут, что это финалист от Литвы отбора на Евровидения Украинская певица Alyona Alyona упала на сцене, когда репетировала песню для Евровидения Видео расходится в украинских каналах. Конкурс в этом году проходит в шведском городе Мальмё Вообще удивительно, как сцена ...
Причем уже без вариантов. Кто-то ее точно зачистит. Кто именно, узнаем из учебников по истории лет через 20. Например. Владимир Путин предлагает зачистить ее от тех, кто мешает ей развиваться, а его оппоненты хотят зачистить ее от него и его команды. А еще мир уже четко расколот на два ...
После вчерашнего поста у американцев бомбануло, вопили как потерпевшие в камментах о том что дескать их полиция - лучшая в мире. Вот статистика (американская) . В США полицейские ежегодно убивают тысячу человек, триста из них - безоружных. Практически никто из полицейских не садится ...
У подножия Белухи, Горный Алтай, Россия. Мировой кинематограф предпринял уже не одну попытку визуализировать рай, одна из наиболее красивых и запомнившихся мне - это фильм "Куда приводят мечты" с Робином Уильямсом в главной роли. Путешествуя ...