Недавнее чтиво. Акунин. Не прощаюсь
cand_orel — 11.11.2022Время такое, что художественную литературу не очень то хочется читать и художественные фильмы смотреть — новости текстом и телесюжетом сильнее захватывают. Ну, хоть вспомнить, что недавно читал...
Акунинские произведения про Фандорина по первой поре проглатывал со скоростью сканера. Действительно тема была новая и достаточно интересная.
Во-первых, про дореволюционный сыск доводилось в силу понятных причин читать только отрицательное и обличительное; а тут другой взгляд, другой ракурс — да и просто другие задачи, решаемые самим Фандориным.
Во-вторых, как бы историчность всего происходящего с привязкой к конкретным известным местам — такой "родной" Шерлок Холмс, впечатлило.
В-третьих, некая японская изюминка, интересующая отечественного читателя и меня в том числе, начиная с оригинальной японкой фантастики, бешеной привязанности к Абэ Кобо, открытия Японии глазами Овчинникова. И тут — этот японский мотив не на уровне бытовых зарисовок, а на уровне мышления и мировоззрения.
В-четвертых, просто захватывающе написано без претензий на высокий литературный стиль и последующие памятники. Хотя моральных и этических вопросов и ответов было предостаточно...
А потом Акунина стало слишком много вокруг, и интерес был как-то утерян.
И на днях попалось недавнее сочинение «Не прощаюсь».
В принципе всё понеслось в плане чтения и прочтения как обычно бывало, но с некоторыми подспудными мыслями. Что Акунин теперь не Акунин — а Чхартишвили, которому данная беллетристика как-то не к лицу и не при его теперешней общественной позиции и публичности — как-то легковесно. Потом эти вроде бы подвязанные по смыслу иллюстрации какого-то больше интернетовского стиля из банального тематического поста, чем они (иллюстрации) как-то книгу нивелируют именно к «бульварному чтиву» развлекательного свойства.
А потом "закинул" книгу на телефон, стал читать "просто Акунина" — и ... проглотил его как нормальный медийный продукт. И в дополнение, скажем так — если бы читал это в прошлом веке, то, может быть, и не заметил этой разницы от гнета двух десятилетий.
Но какие-то "но" остались... Даже может быть к автору, а не к самой книге.
Вот чем грешат наши творческие деятели, так тем, что в книге или фильме они показывают диалектику вопроса, обыгрывают грани интриги, обсуждают разные точки зрения. А вот в жизни, получив популярность и общественное признание именно за произведение (и только, не более), они выскакивают с какой-то догматической идеологизированной, несминаемой точкой зрения с претензией, которую общество должно проглотить и принять как должное. Нет, Акунин и Фандорин — это "да", остальное — мне не важно.
В этом плане роман «Не прощаюсь» оставил созвучное моим мыслям впечатление о невозможности, отсутствии необходимости и нежелательности делать выводы о революционной эпохе — кто прав и кто неправ. В школе учили, что мораль и нравственность историчны, и не в наших условиях и в нашем времени делать выводы о той поре, осуждать или обожествлять персонажей и действующих лиц тех исторических катаклизмов. У каждого была своя правда, свой нравственный выбор, готовность или неготовность платить известную цену за гармонию мира.
Потом (в рамках моих претензий) — второй раз уже за год сталкиваюсь с желанием и этого автора показать ситуацию женским взглядом чуть ли не от первого лица. Выглядит карикатурно нелепо. Я понимаю некоторое модное нынче желание поумничать с женским вопросом, но вполне хватает талантливых произведений от авторов женщин, где всё выглядит органично и естественно. В конце концов автор хочет нам донести свою мысль как сложившаяся личность с вполне определенными гендерными характеристиками, а вот это — «чтобы думал бы и как бы действовал я, если бы был женщиной» — это для чего?
В заключение — читать или не читать? Читать — именно как она определена и классифицирована: 16-я книга российского писателя Бориса Акунина из серии «Новый детектив».
|
</> |