Эпоха двойных стандартов
olga_srb — 24.03.2022 Несколько недель назад я написала пост про пандемию ненависти. Тогда мне казалось, что из всех видов массовых эмоциональных реакций именно ненависть выползла на первый план, оставив позади себя всё сколько-нибудь рациональное.Отдельные люди и целые сообщества наперебой бросились состязаться друг с другом в ядовитости проклятий и изысканности оскорблений, при этом нарциссическое самолюбование, сопровождавшее эти словесные испражнения, постепенно оформилось в отдельную психопатологическую проблему.
С течением времени стало очевидно, что еще одно весьма неприглядное явление достигло высшей степени эпидемического процесса и охватило обширные территории.
И теперь можно с уверенностью говорить о пандемии двойных стандартов.
Дискриминация одних, лицемерно выдаваемая за защиту других – вот, с чем мы сталкиваемся ежедневно.
Если вы откроете новостную ленту, вы убедитесь, что идентичные слова, поступки и решения получают противоположные оценки. И эти оценки давно не отражают сути, а лишь обнаруживают предвзятость суждений и выгоду, которую оценивающий намеревается получить от своих слов.
Почему люди применяют неравные моральные требования к сходным объектам - вопрос, который требует очень глубокого анализа. Намного более глубокого, чем допускает формат ЖЖ-поста. И я не хочу сегодня обсуждать причины.
Но факт все-таки стоит зафиксировать.
Что мы видим на сегодняшний день?
Мы видим, что одни смерти трактуются как преступление против человечества, а другие – «ну, ничего страшного, с кем не бывает».
Что для одних - гуманитарная катастрофа, для других – «ничего, обойдутся».
Глядя на ежедневные хроники, люди умудряются судить, что «эта ракета - плохая, а эта – хорошая».
Двойные стандарты превращают героя в варвара, а варвара - в героя, и никому нет дела, что речь идёт об одном и том же человеке.
Из моральных запретов остаётся один: вообще-то нельзя, но если очень хочется…
И бесконечные споры «кто первый начал», которые изначально обречены на провал, поскольку одно и то же почему-то то считается началом, то не считается.
Страдания одних запускают благотворительные флешмобы, а страдания другие – волну хейта «так им и надо».
Заметьте, я не намекаю, чьи именно смерти являются большей потерей, а чьи – меньшей, и чьи страдания следует расценивать как превосходящие, потому что, когда людям плохо, нет и не может быть никаких больше-меньше.
Нет более дорогих и более дешевых жизней.
Любая преждевременная смерть – трагедия. И на этом месте не может быть ничего, кроме точки.
Можно было бы снисходительно посмотреть на практику двойных стандартов, посчитав ее частным проявлением людского лицемерия, если бы она не приводила к катастрофическим последствиям.
Сегодня эта практика формирует новую социальную ситуацию, которую допустимо было бы назвать тупиковой, если бы история предполагала тупики.
А она их не предполагает.
История - это дорога с непрерывным движением, временами достигающим высочайшей степени интенсивности.
Каждый, кто уютно устроился на зеленой лужайке и, сев с подветренной стороны, принимается извергать из себя обличительные речи, должен честно ответить на вопрос: придерживается ли он одинаковых требований к тем, кто ему симпатичен, и к тем, кто ему противен.
И еще один вопрос, требующий честного ответа: на самом ли деле он хочет прекращения ситуации?
В большинстве случав ответ будет либо честным и отрицательным, либо лживым.
Судя по истерическому накалу, охватившему массы, создается впечатление, что это публика, которая купила билеты в партер и требует продолжения зрелища. Проскучав два годя взаперти, она наконец вырвалась из своего «дня сурка» и попала в такой водоворот событий, на который даже и не рассчитывала.
Я уверена: если бы сейчас приверженцы двойных стандартов от них отказались, в мире стало бы тише и спокойнее.
Именно они подогревают накал.
Именно они не дают обществам мыслить разумно.
|
</> |