Электрошоком их всех
matsea — 16.09.2022Чот меня Браен со своей социальной психологией несколько вывел из душевного равновесия. Приходит и рассказывает, как они там в школе проходили про эксперимент, где люди били других людей электрошоком и доводили дозу до летальгой. Ну, т.е. это они думали, что они кого-то бьют электрошоком, но этот кто-то сначала орал, что у него сердце болит, потом замолкал, а они все нажимали. В общем, я охренела, не поверила, мы с Браеном запутались в его объяснениях и полезли смотреть в Вики.
И таки да. Эксперименты Милграма.
В общем, в начале 60х один мужик из Йейла решил доказать миру, что нацистами могли стать только немцы. Ну, типа немецкий характер – они типа слишком законопослушны. И поэтому беспрекословно выполняли приказания всяких отморозков. А вот свободолюбивые американцы – они бы никогда. В общем, профессор спланировал эксперимент, с тем чтобы сначала провести его в Штатах, потом провести его в Германиии – и показать миру разницу. Однако до Германии у него как-то не дошло. Поскольку все пошло неаколько не по плану.
В общем, такой вот эксперимент. Приходит подопытный чел. Его встречает авторитетный чел-начальник в халате - он проводит эксперимент. А также другой чел, который типа такой же волонтер, но на самом деле он, типа, реквизит. Эти два чела, реквизит и мышка, бросают жребий, кому быть испытуемым, а кому обучающим. Челу-реквизиту выпадает роль испытуемого, а наивному челу-мышке - роль обучающего. Потом чел-начальник объясняет челу-мышке, что они тут изучают влияние болевых сигналов на обучение. И он будет таким образом обучать чела-реквизита. Чел-реквизит сидит за перегородкой, но его слышно. Чел-реквизит отвечает на какие-то вопросы по листочку. Если ответ неправильный – загорается лампочка, и чел-мышка включает ему электрошок. Начинается с 15 В, а потом нарастает до 450 В. Хотя вообще-то 450 В – это практически летальная доза, на минуточку. Даже из разетки 220 В – весьма неприятно. Пару раз я в России в такое вляпалась, меняя розетку – и вот помню.
Ну и в общем, чел-мышка жмет себе и жмет. В какой-то момент чел-реквизит начинает вопить из-за перегородки, что ему типа больно. Чел-мышка говорит челу-начальнику – ну может, типа хватит. Отпустите уже. Не могу быть вампиром. А ему чел-начальник говорит «Пожалуйста продолжайте». Если чел-мышка все равно упрямится, он говорит «Эксперимент нужно продолжить». На дальнейшие возражения он говорит «Продолжать эксперимент абсолютно необходимо». И как последний аргумент: «У вас нет выбора. Вы должны продолжать». Ну, и если после этого серьезного утверждения чел-мышка все же не нажимал кнопку шока, ему говорили россомаха-вычеркиваю и отпускали домой.
В общем, если кто-то и получил там шок, то это были экспериментаторы. Из 40 испытуемых 26 жали на электрошок до конца, до летальной дозы. Они отнекивались, дергались, потели, нервно хихикали, но кушали этот кактус. В смысле жали кнопку электрошока. Когда чел-реквизит начинал орать, они спрашивали чела-начальника, типа как же так. А чел начальник их заверял, что он целиком несет ответственность за исход, а чел мышка типа ни за что не отвечает. И народ жал 450 В – и раз – и два – и три. Даже уже и после того, как чел-реквизит орал, как недорезанный, а потом затихал.
Вообще-то, сначала все думали, что с этим экспериментом вышла какая-то хрень. С экспериментами так случается. Причем нередко. Его повторяли и повторяли, и челы-мыши все так же кололись и плакали, но жрали кактус. В смысле, били соседа смертельной дозой электрошока. Причем им даже говорили перед началом, что деньги свои (что-то всегда плятят за участие, не бог весть сколько) они получат в независимости от исхода.
Кто-то решил, что это потому что эксперимент проводился в Йейле – типа Йейл не научит плохому. Сменили вывеску, вместо студентов наняли в мышки каких-то случайных челов. Стало чуток получше – только 50% теперь било соседа смертельной дозой. По сравнению с изначальными 65%. Пробовали вариации. Если рядом с мышкой сидел еще один реквизит, как бы обучающий, который покорно жал на кнопку – то жал и мышка. Уже с частотой около 95%. Если же реквизит-обучающий отказывался – отказывалась и мышка. Где-то тоже около 90%.
Наконец, один мужик из Беркли решил, что они там в Йейле нифига не шарят, а вот он сделает все правильно. Он решил, что это просто испытуемые-мышки шибко умные, и они не поверили, что шок настоящий. Если честно, я тоже сначала так решила. В общем, они там в Беркли сделали все по настоящему. Вместо чела-реквизита взяли настоящего песика. Маленького, симпатичного и пушистого. Жалко, если честно. И это несчастная животина сидела прямо перед челом-мышкой и пронзительно скулила, а чел-мышка жал себе на кнопку. В общем, те же уши, только в профиль. Из 13 мужиков отказалось шесть, из 13 теток – ни одна не отказалась.
Браен расстроился за женщин – как же так, говорит. Я говорю, да ладно – там выборка маленькая. Браен говорит, ну это ведь потому что человеку надо уважать авторитет. Это типа естественный отбор, говорит Браен. Вот если, например, в группе был альфа, а кто-то его не слушался, то этот кто-то не выживал. Вот поэтому, говорит Браен.
Браен вообще любит людей. Я – меньше. Поэтому Браен всегда людей защищает. А я только расстраиваюсь.
В общем, как-то так. Гуманизм – он ни в какой человеческой природе ни разу не заложен – это штука очень хрупкая. Это очень хлипкая настройка, которая строилась на задворках технического прогресса. Поскольку человечество интуитивно сообразило, что если это самый технический прогресс не присыпать чуток гуманизмом – то все, хана.
|
</> |