рейтинг блогов

Эксперимент 2: Волна - уроки фашизма человечество не выучило

топ 100 блогов ruslanviktorov20.02.2022 Эксперимент 2: Волна - уроки фашизма человечество не выучило

Германия. Наши дни. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания - нацистская схема воссоздается с пугающей точностью. Ученики на собственном примере убеждаются, с какой легкостью можно манипулировать людьми, превращая их в безликую покорную массу. Но в какой-то момент игра выходит из-под контроля, и теперь ее участникам предстоит дойти до конца и познать самую темную сторону диктатуры.



- Может ли в современной Германии возродиться фашизм?

Так был поставлен вопрос в обычной немецкой гимназии на первом занятии курса «Автократия». И один из учеников ответил - нет, мы уже слишком просвещенные.

Это завязка фильма «Эксперимент-2: Волна», снятого в 2008 году немецким режиссером Деннисом Ганселем. Дальнейшее разворачивание сюжета фильма должно послужить ответом на этот вопрос учителя. Учитель, Райнер Венгер, сам не знает ответа. Он, вообще-то, просил директора вести курс анархии, так как в автократии не разбирается. Но курс анархии был отдан другому профессору. Поэтому после краткого разговора с учениками Венгеру приходит в голову идея поставить в рамках данного ему курса (который должен был длиться всего одну неделю) эксперимент, попробовав построить в учебной группе автократию, а точнее - «автократическую» организацию.

Райнер не имеет никакой продуманной системы. По сути, желая ответить на вопрос, заданный им же на первой занятии, то есть вопрос о возможности повторения фашизма, он на самом деле и не собирается преподносить ученикам никаких фашистских идей. Все, что он делает - это по формам, известным ему из истории, строит «автократию»: при обращении к учителю ученики должны вставать и называть его должны «Herr Wenger», а не просто по имени, как они привыкли обращаться к молодым преподавателям. Также вводится униформа (белая рубашка и джинсы), придумывается название организации («die Welle»), логотип и жест приветствия, создается сайт.

Ученикам форма проведения занятий понравилась. Как выражались сами герои фильма, это было «что-то новенькое» по сравнению с обычной «демократией», которая, как хорошо видно было из многих моментов фильма, уже не приносила молодым людям никакого развития. Им понравилось чувство единства. До сих пор для них оно было незнакомо - каждый всегда был сам за себя, максимум, имел друга или подругу. Большинству «Волна» помогла приобрести уверенность, оптимизм, дружбу. Некоторые же оказались неспособными стать частью коллектива.

Например, Каро, которая поначалу казалась самым умным и радикально настроенным человеком в группе, по-глупому обиделась на требование коллектива носить, как и договаривались, белую рубашку - в ней не хватило силы играть по всем правилам.

Одинокий простой парень Тим, распространявший до «Волны» травку, с восхищением принял идею Венгера, быстрее и серьезнее всех воспринял «Волну», для него форма коллективности стала формой самоутверждения, и он бросился в нее с фанатизмом. Но поскольку после первых шагов «Волна» не предлагала больше ничего для его развития, то он начал искать выход для своего воодушевления - например, залез на леса церкви и, рискуя жизнью, нарисовал огромный символ «Волны», завел пистолет и угрожал им в стычках с анархистами, решил стать личным охранником Венгера.

Учитель был шокирован этим фанатизмом - ведь он ничего подобного от учеников не требовал, он не понимал, откуда это могло взяться, и что с ним делать. В конце концов, Венгер, неспособный понять развитие «Волны», соглашается с Каро и Марко (которые тоже ничего не понимают), что «ситуация вышла из-под контроля» и решает покончить с «Волной».

Но если зритель задумается хоть чуть-чуть над тем, что он увидел, то он поймет, что то, что было показано в фильме, не имеет ничего общего с фашизмом. Фашизм здесь был только для «затравки», для привлечения внимания к фильму. Ничего похожего на фашизм режиссеру не удалось показать. Последняя сцена в зале, где Венгер, решив показать ученикам, как далеко они зашли, чуть ли не цитирует Гитлера, совершенно неправдоподобна. Никто из присутствующих не понимал никакой связи «Волны» с капитализмом, с миллиардерами, о которых говорил Райнер, для этого им просто-напросто не хватало образования. Поверить в то, что они могли по указанию Райнера вытащить Марко, слабо высказывающего свое несогласие, на середину класса для проведения «расправы с предателем», очень сложно. Для этого у них было слишком мало «боевой практики», в реальности они скорее бы поразились такому приказу, да и тону Венгера, и замерли бы на своих местах. Нет, эта сцена была «притянута за уши» точно так же, как и был раздут из ничего сам факт «бесконтрольности» «Волны». То, что дерутся группы поддержки спортивных команд, что кто-то носит пистолет или что парень ударил девушку, и даже то, что ученик ранил кого-то или застрелился сам - это, конечно, ничего хорошего, но ведь это и без каких-либо «Волн» случается чуть ли не каждый день в любой самой что ни на есть демократической стране.

Разумеется, фильм снят не просто так. После его просмотра большинство зрителей ужаснется - как мы близки к фашизму. И самое главное, начнут искать и найдут схожие формы во всех общественных движениях, которые попадутся им на глаза. Для них любой коллектив станет жупелом, знаком того, что что-то тут нечисто. Для легковерного зрителя даже оркестр, даже танцевальный ансамбль покажутся явной пропагандой фашизма.

И самое грустное то, что фильм не дает ни намека о том, что такое фашизм на самом деле, откуда он берется и почему он возможен. Кто знает, в чем суть фашизма, тот сможет понять фильм лучше, чем его авторы, кто не знает - тому фильм ничего не прояснит. В сущности, фильм не дает ответа на изначальный вопрос о возможности фашизма в современном обществе. Он только показывает, что это общество так ничего и не поняло в фашизме, и что «просвещенность», о которой говорил один из гимназистов, - не более чем «осведомленность».

Поэтому любая агитация против фашизма будет иметь столько же шансов предотвратить его, как и агитация за него. Какая разница, в какую сторону склонять человека, если не ясно, в какой стороне фашизм?

Фильм основан на реальных событиях, так называемом эксперименте «Третья волна» — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан нацистской Германии.

Моя оценка: 4 балла из 5.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Телеведущий, актёр и генеральный директор телеканала "Спас" Борис Корчевников вновь сделал 17 марта 2024 ряд жёстких антисоветских и антисоциалистических заявлений в своём ...
Не существует универсального поздравления, в одинаковой степени приятного каждой женщине. Каждая из нас хочет слышать или получать именно свое. Мне хочется пожелать нам, дорогие женщины, того, что нужно каждой из нас. Понимания и плеча - или надежной отправной точки. Любви и заботы или ...
Армстронг на Луне - как ни странно, в скафандре ... опять не полетят. На этот раз НАСА объявило на весь мир, что у них пока нет... чего бы вы думали? До сих пор у не было ракеты - то есть просто не на чем было лететь. А теперь проблемка попроще, но тоже смешная: нет... скафандров для ...
или что там у тебя происходит во внутреннем календаре, может, планы какие. Тайфун, самум, цунами, чебуреки, кукуруза горячая, аренда лежаков, крем солнцезащитный, сланцы, полотенца. ...
Зачем их кормить из госбюджета? Нет, вот просто понимаю, почему государство спонсирует операцию например. Это помощь конкретному малообеспеченному человеку. А вот зачем врачу зарплату платить? Плохой врач не заслуживает никакой зарплаты, а хороший в условиях капитализма будет значительно ...