Экологическая грамотность – первый шаг в будущее
lareina — 25.11.2015 Хотим мы того или нет, неизбежно наша деятельность воздействует на окружающий мир, изменяет его – зачастую разрушая. Конец ХХ века ознаменовался развитием глобального экологического кризиса – устойчивым нарушением равновесия между человеческим обществом и Природой. Можно ли восстановить равновесие? Сможем ли мы сохранить на Земле условия, пригодные для жизни человека?Будущее начинается с малого – с ответов на вопросы: Как оградить себя от нитратных овощей? Чем опасны городские голуби? Какую воду мы пьем? Почему нужно убирать за собой мусор? Ответы на эти вопросы дают ученики московских школ.
Неслучайно, сейчас уделяется пристальное внимание формированию экологической грамотности учеников: ведется масштабная работа в этом направлении (семинары, конференции, факультативы).
20-21 ноября 2015 года в Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма состоялась крупнейшая конференция, посвященная проблемам экологии - Седьмой Московский экологический форум учащихся.
Собравшихся приветствовал Председатель Оргкомитета форума – Д.В. Моргун, кандидат биологических наук, кандидат философских наук, директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды.
К работе форума присоединились преподаватели многих московских вузов и другие приглашенные специалисты из РАН, МГУ, МГИМО, Московского государственного областного университета, Московского государственного университета пищевых производств, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента образования города Москвы и других.
Разумовский Лев Владимирович – доктор географических наук, ведущий сотрудник Института водных проблем РАН – приветствуя участников, отметил высокий интерес учащихся к сфере естественных наук, экологического образования, образовательного туризма и краеведения.
Рузавин Анатолий Александрович, методист по экологии ГБОУ ГМЦ Департамента образования города Москвы, подчеркнул, что Седьмой Московский экологический форум учащихся преследует просветительские цели и направлен на развитие исследовательской деятельности, прежде всего.
Участниками форума стали учащиеся школ (с 5 по 11 класс) и учреждений дополнительного образования.
21 ноября велась работа нескольких секций. Доклады секции *Общая экология. Урбоэкология* мне показались особенно актуальными.
Здесь обсуждались проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день: уровень нитратов в овощах и фруктах,
измерение радиационного фона на Преображенском рынке,
утилизация городского мусора, как определить качество воды в домашних условиях, загрязнение реки, количество вредных выбросов от автотранспорта, о влиянии мобильных телефонов на живые организмы и многие другие.
Секция *Экология животных. Зоология* была посвящена общим вопросы экологии пресноводных креветок, бурых лягушек, птиц Москвы
и даже муравьев Причерноморья.
Безусловно, интересными и актуальными были выступления участников секции *Животные в искусственных условиях обитания*.
Доклады продемонстрировали заинтересованность школьников такими темами, как выращивание черного стрижа в неволе, акустическая коммуникация домашних животных, жизнь мышей и пауков, проблемы сальмонеллеза голубей.
Ребята, выступавшие на секции *Экология растений. Ботаника* (высшие растения, низшие растения, грибы) – сравнивали нитраты в растениях, выращенных в естественных и искусственных условиях, говорили о влиянии ионизированной воды на рост растений.
В этой секции выступала одна из самых юных участниц форума – ученица 5–ого класса – с докладом *Когда распускаются почки*.
Участники форума протестировали небольшую мини-лабораторию, с помощью которой можно исследовать разные объекты окружающей среды. Используя ее, всего за три минуты ребята определили уровень нитратов в яблоках
и овощах,
смогли определить уровень жесткости воды и содержание углекислого газа в воздухе.
Подводя итоги форума, руководители секций отметили высокий уровень докладов, которые можно назвать первым шагом в науку, правильно выбранную методику проведения исследования, умение учащихся представить свою работу.
Ребята затронули ряд важнейших тем, связанных с жизнью в городе. Авторы лучших докладов на секциях награждены дипломами и памятными подарками Департамента образования города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и МДЮЦ ЭКТ.
Будущее начинается с малого – с интереса к жизни жуков и бабочек, с изучения пыльцы растений и особенностей выращивания свеклы, с призыва охранять пчел, без которых нет человека, с обсуждения биологического способа очистки водоемов. Поэтому так важно дать любопытствующим ребятам возможность исследовать, делиться опытом с единомышленниками, учиться и узнавать новое об окружающем мире.
П.С.: я в детстве была ярым поклонником и участником юннатского кружка.
|
</> |