"Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно

топ 100 блогов ygashae_zvezdu07.09.2023
Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно

В прошлый раз мы говорили о «Дуэли» Чехова и том, почему образ Лаевского пришелся ко двору брежневских годов (Случай Лаевского: "Убить нельзя помиловать").

Замыслив экранизацию «Дуэли» (фильм назывался «Плохой хороший человек») Иосиф Хейфиц видел в роли Лаевского только Даля (олег даль). Как признавался сам режиссер:

«Когда пришла в голову его фамилия, то передо мной сразу возник образ этого нервного, чрезвычайно самолюбивого, ранимого молодого актера. И я понял: все в нем соответствует тому, что я хотел видеть в Лаевском. Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно для этого образа…»

И, как обычно, Даля не хотело начальство. Незадолго до съемок тот прямо на улице повздорил с директором «Ленфильма» Ильей Киселевым, сбив у него с головы шляпу. На уговоры Хейфица Киселев выдвинул ультиматум – «Я, или Даль!». Хейфиц сказал: «Знаете, Даль!». Спорить с классиком советского кинематографа у Киселева сил не хватило. Даль был утвержден.

Лаевского Даль сыграл на голом нервяке, попав в яблочко. Георгий Вицин выводил это состояние Даля из тех пертурбаций, которые актер пережил на съемках «Земли Санникова» ("Когда Даль записывал песни, он был немножечко в запое". Как Олег Даль потерял песни).

«Весь этот непрерывный психический раздрай артиста Даля, как влитой совпал с чеховским образом вековой давности. Вот ведь что поразительно! На мой взгляд, ему там и играть-то особо не пришлось. Режиссеры «Земли Санникова», что называется, уже довели его до необходимой «творческой кондиции»…

«Земля Санникова» вполне могла явиться спусковым крючком, но дело, конечно, не только в ней. Просто роль никчемного парня с не находящими применение амбициями оделась на Даля как пижама. «Неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии», - все, что мешало актеру в реальной жизни, обернулось творческой победой.

Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно

«Плохой хороший человек» Хейфица до сих пор мелькает по телевидению благодаря дуэту Даля и Владимира Высоцкого, хотя, на мой взгляд, выбор Высоцкого на роль фон Корена ошибочен. Драма «Дуэли» в том, что фон Корен вовсе не антагонист Лаевского, а его второе я. Он такой же прекраснобай, правда, более выдержанный, закрытый, лишенный внешней  неврастении и возбудимости.

В остальном же кастинг самое главное достоинство фильма. На своем месте и Папанов (доктор Самойленко) и Георгий Корольчук (дьякон Победов). Но, увы, в «Плохом хорошем человеке» элементарно отсутствует внятная концепция. Хейфиц раболепно следует за фабулой Чехова, наращивая у зрителя вопросы – почему фон Корен готов рубится с Лаевским вплоть до дуэли?; почему так неправдоподобно их финальное примирение?; да и о чем вообще фильм? Готовились стреляться, а сами помирились - это ли повод к речи?

Хейфиц говорил о замысле так:

«Это была история крушения иллюзорного счастья. Мне хотелось, чтобы все время ощущалась надежда на что-то радостное, интересное, увлекательное, «романтическое», но не подкрепленное трудом, деятельностью и потому так и остающееся в мечтах».

Каюсь, этой надежды на «радостное, интересное, увлекательное» я в фильме не увидел. Самое светлое, что там есть - летнее море под солнцем, пара эпизодов заснятой жаркой неги. «Крушения иллюзорного счастья» не вышло, ввиду отсутствия счастья, как такового.

Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно

Хейфиц и сам понимал, что картина его порождает больше вопросов, чем дает ответов.

«Внешне, формально противоречия снимаются, дуэль кончается благополучно, Лаевский женится на Надежде Федоровне, фон Корен извиняется перед своим врагом и т.д., а на самом деле все остается нерешенным».

В общем, почти сто лет спустя после Чехова, Хейфиц тоже попал в тупик, не в силах ответить на вопрос: «Что делать с Лаевским?» Чехов предпринял чисто умственную ставку на эволюцию Лаевского в труженика, но образ спивающего бахвала был им выписан столь впечатляюще, что финальное преображение героя вышло неубедительным. Хейфиц же (без риска отправить фильм на полку) не мог провести опасную параллель Лаевского с интеллигентом брежневского застоя. Он мог только поручить эту роль Олегу Далю + акцентировать в интервью:

«У Лаевского нет протеста против конформизма, буржуазности и т.п. Его вообще мало интересует эта сторона жизни. Лаевский человек безо всякой жизненной цели. ... «День да ночь — сутки прочь». ...надоевшая любовница, водка и карты».

Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно

Расхождение с благостным финалом Чехова Хейфиц продемонстрировал, показав, как Лаевский идет со своей бывшей сожительницей, а ныне женой, по осенней ялтинской улице, лицом напоминая манекен и ясно становится, - все самое плохое для него лишь начинается. Игрульки кончились, пошла «долгая счастливая (трудовая) жизнь».

Прокатывался «Плохой хороший человек»,судя по оговоркам Хейфица, не очень.

«Плохой хороший человек» – один из самых любимых моих фильмов. К сожалению, он мало шел на экранах. Какой-то чиновник сказал: «Народу это вряд ли будет интересно».

Потом я показывал картину в разных аудиториях, у научных работников, в киноклубах и все спрашивали, почему фильм почти не был в прокате. Как я это мог объяснить?»

Вряд ли в данном случае роль сыграли какие-то цензурные придирки. Ясно, что экранизация проблемной классики не соберет большую кассу, отсюда ограниченный прокат.

А вот фильмы, где Олег Даль предстал в образе современного Лаевского, в прокате ограничили именно цензура.

Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте  и шавуа тов нам всем. Знаю,что тема обсуждалась,но тем не менее. Ставим кондиционеры  на всю квартиру,после ремонта. Мазганы нужны:четыре по 1.5( или 1) и один 3.5 (или 2.5). Просто мастер уговаривает взять те,что меньше мощностью ,а я хочу те,что больше). ...
Коронавирус, как известно, наибольшую опасность представляет для пожилых людей. В политике это правило тоже срабатывает. От эпидемии COVID-19 больше всех страдает «старушка» Европа. Хотя страдает не столько от эпидемии, сколько от своих хронических болячек, которые сильно обострились на ...
Ребят, я в шоке. У меня оставались такие теплые воспоминания о нем - после того, как примерно в девятилетнем возрасте я поглядел его в советском кинотеатре. Любимейший фильм детства, фактически. И вот внезапно выяснилось сразу несколько вещей: Во-первых, оказывается я всю жизнь ...
С утра во вторник прочитал несколько восторженных отзывов всякого рода деятелей украинских СМИ об успехах подконтрольной Киеву армии после отмены перемирия. Возник естественный вопрос: а в чем этот успех заключается? Уж не в занятии трех сел под Красным Лиманом, которые никто и не оборонял ...
"Кроссовки" Моя сестра давно уговаривала меня с ней пойти в больницу, где она работает волонтером. Я люблю свою сестру, но вот это ее желание возиться с больными, совершенно не знакомыми людьми - оно меня бесит. Ведь есть специально обученные люди, им платят за это зарплату. Причем ...