"Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно
ygashae_zvezdu — 07.09.2023В прошлый раз мы говорили о «Дуэли» Чехова и том, почему образ Лаевского пришелся ко двору брежневских годов (Случай Лаевского: "Убить нельзя помиловать").
Замыслив экранизацию «Дуэли» (фильм назывался «Плохой хороший человек») Иосиф Хейфиц видел в роли Лаевского только Даля (олег даль). Как признавался сам режиссер:
«Когда пришла в голову его фамилия, то передо мной сразу возник образ этого нервного, чрезвычайно самолюбивого, ранимого молодого актера. И я понял: все в нем соответствует тому, что я хотел видеть в Лаевском. Его неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии — как раз то, что нужно для этого образа…»
И, как обычно, Даля не хотело начальство. Незадолго до съемок тот прямо на улице повздорил с директором «Ленфильма» Ильей Киселевым, сбив у него с головы шляпу. На уговоры Хейфица Киселев выдвинул ультиматум – «Я, или Даль!». Хейфиц сказал: «Знаете, Даль!». Спорить с классиком советского кинематографа у Киселева сил не хватило. Даль был утвержден.
Лаевского Даль сыграл на голом нервяке, попав в яблочко. Георгий Вицин выводил это состояние Даля из тех пертурбаций, которые актер пережил на съемках «Земли Санникова» ("Когда Даль записывал песни, он был немножечко в запое". Как Олег Даль потерял песни).
«Весь этот непрерывный психический раздрай артиста Даля, как влитой совпал с чеховским образом вековой давности. Вот ведь что поразительно! На мой взгляд, ему там и играть-то особо не пришлось. Режиссеры «Земли Санникова», что называется, уже довели его до необходимой «творческой кондиции»…
«Земля Санникова» вполне могла явиться спусковым крючком, но дело, конечно, не только в ней. Просто роль никчемного парня с не находящими применение амбициями оделась на Даля как пижама. «Неврастения, возбудимость, склонность к рефлексии», - все, что мешало актеру в реальной жизни, обернулось творческой победой.
«Плохой хороший человек» Хейфица до сих пор мелькает по телевидению благодаря дуэту Даля и Владимира Высоцкого, хотя, на мой взгляд, выбор Высоцкого на роль фон Корена ошибочен. Драма «Дуэли» в том, что фон Корен вовсе не антагонист Лаевского, а его второе я. Он такой же прекраснобай, правда, более выдержанный, закрытый, лишенный внешней неврастении и возбудимости.
В остальном же кастинг самое главное достоинство фильма. На своем месте и Папанов (доктор Самойленко) и Георгий Корольчук (дьякон Победов). Но, увы, в «Плохом хорошем человеке» элементарно отсутствует внятная концепция. Хейфиц раболепно следует за фабулой Чехова, наращивая у зрителя вопросы – почему фон Корен готов рубится с Лаевским вплоть до дуэли?; почему так неправдоподобно их финальное примирение?; да и о чем вообще фильм? Готовились стреляться, а сами помирились - это ли повод к речи?
Хейфиц говорил о замысле так:
«Это была история крушения иллюзорного счастья. Мне хотелось, чтобы все время ощущалась надежда на что-то радостное, интересное, увлекательное, «романтическое», но не подкрепленное трудом, деятельностью и потому так и остающееся в мечтах».
Каюсь, этой надежды на «радостное, интересное, увлекательное» я в фильме не увидел. Самое светлое, что там есть - летнее море под солнцем, пара эпизодов заснятой жаркой неги. «Крушения иллюзорного счастья» не вышло, ввиду отсутствия счастья, как такового.
Хейфиц и сам понимал, что картина его порождает больше вопросов, чем дает ответов.
«Внешне, формально противоречия снимаются, дуэль кончается благополучно, Лаевский женится на Надежде Федоровне, фон Корен извиняется перед своим врагом и т.д., а на самом деле все остается нерешенным».
В общем, почти сто лет спустя после Чехова, Хейфиц тоже попал в тупик, не в силах ответить на вопрос: «Что делать с Лаевским?» Чехов предпринял чисто умственную ставку на эволюцию Лаевского в труженика, но образ спивающего бахвала был им выписан столь впечатляюще, что финальное преображение героя вышло неубедительным. Хейфиц же (без риска отправить фильм на полку) не мог провести опасную параллель Лаевского с интеллигентом брежневского застоя. Он мог только поручить эту роль Олегу Далю + акцентировать в интервью:
«У Лаевского нет протеста против конформизма, буржуазности и т.п. Его вообще мало интересует эта сторона жизни. Лаевский человек безо всякой жизненной цели. ... «День да ночь — сутки прочь». ...надоевшая любовница, водка и карты».
Расхождение с благостным финалом Чехова Хейфиц продемонстрировал, показав, как Лаевский идет со своей бывшей сожительницей, а ныне женой, по осенней ялтинской улице, лицом напоминая манекен и ясно становится, - все самое плохое для него лишь начинается. Игрульки кончились, пошла «долгая счастливая (трудовая) жизнь».
Прокатывался «Плохой хороший человек»,судя по оговоркам Хейфица, не очень.
«Плохой хороший человек» – один из самых любимых моих фильмов. К сожалению, он мало шел на экранах. Какой-то чиновник сказал: «Народу это вряд ли будет интересно».
Потом я показывал картину в разных аудиториях, у научных работников, в киноклубах и все спрашивали, почему фильм почти не был в прокате. Как я это мог объяснить?»
Вряд ли в данном случае роль сыграли какие-то цензурные придирки. Ясно, что экранизация проблемной классики не соберет большую кассу, отсюда ограниченный прокат.
А вот фильмы, где Олег Даль предстал в образе современного Лаевского, в прокате ограничили именно цензура.
Впрочем, об этом мы еще поговорим.
|
</> |