Олег Даль как знаменатель советской интеллигенции и Андрей Миронов как ее

топ 100 блогов ygashae_zvezdu26.08.2023 Теги: Миронов
Олег Даль как знаменатель советской интеллигенции и Андрей Миронов как ее

К созданию современного героя Олег Даль подбирался исподволь (олег даль). Сначала образ парня застоя, который не находит себе места в реальности, он создал ориентируясь на образы русской классической литературы и, что называется, попал в точку.

С этого поста мы начнем разговор о поздней советской интеллигенции и надо сразу четко обозначить, что речь пойдет не об индивидуальностях, а о средней массе. Не об академике Сахарове или писателе Трифонове, а о миллионах Новосельцевых, просиживающих штаны в НИИ; Лукашиных, трогательно распевающихся (не имея голоса) под расстроенную гитарку.

Как говорил Лермонтов устами своего Печорина: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?..»

Вот о титулярных советниках, воображающих себя Байронами, о простом советском человеке, утратившем и понятие о своей простоте, и социальные ориентиры пойдет речь.

Лев Николаевич Толстой однажды верно заметил: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает».

Так вот, знаменатель («что он о себе думает») интеллигенции советского периода заключался в образе романтичного героя нашего времени Печорина, а числитель («что он есть») стремительно падал к деградирующему лопушку чеховской «Дуэли» Лаевскому.

Олег Даль воплотил на экране и Печорина, и Лаевского.

Сначала о Печорине.

Даль и Миронов — Печорин и Грушницкий
Даль и Миронов — Печорин и Грушницкий

Понятно, за что люди молодые и наивные ценят Печорина до сих пор. Тоже молодой, а уже разочарованный, герой дан в романтичном антураже кавказской природы. Красивый и пышущий здоровьем представитель золотой столичной молодежи Печорин не испытывает материальных проблем, барышни сами на него вешаются, он загадочен и явно выше всех окружающих на голову. Прибавьте сюда демоническую инфернальность человека, приносящего близким несчастья и получите просто знойного мужчину – мечту пубертата.

«В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…»

В данной самохарактеристике Печорина сосредоточены все влажные мечты прослойки, которая много о себе понимала, противопоставляя (как правило, без должных на то оснований) себя правительству и народу. Можно сказать, это ее катехизис, где основная эмоция – «скучно», поскольку высокие стремления свелись к добыче финского сервелата.

Такой трактовке Печорина способствовало и наше специфичное литературоведение со своим социологическим подходом, рассматривающим Печорина как жертву николаевского времени, когда, мол, человеку мыслящему некуда было силы приложить и он чудесатил. Каюсь, ничего такого я по свежем прочтении «Героя нашего времени» не увидел.

Увидел другое. А именно, - Печорин создание не русской реальности. Он мастерски сконструирован по рецептам издыхающего байронического романтизма, уроки которого Лермонтов вызубрил наизусть, приобретя маски на все случаи жизни. Потому и получилось убедительно - молодая тоска от переизбытка сил (а Лермонтову в момент написания «Героя…» столько же, сколько Печорину – 25) легла на байронический тип разочаровашки, породив один из самых пленительных образов русской литературы.

Олег Даль как знаменатель советской интеллигенции и Андрей Миронов как ее

Судя по утверждениям Олега Даля, первые позывы стать актером он почувствовал после прочтения «Героя нашего времени».

Стать актером, чтобы сыграть Печорина...

Удалось...

В 1974 Даль снялся в телеспектакле «Страницы журнала Печорина», впервые сойдясь в работе с оказавшимся для него роковым режиссером Анатолием Эфросом. Телеспектакль представлял собой экранизацию «Княжны Мери» и собрал актерский цвет: партнер Даля по «Моему младшему брату» Андрей Миронов играл Грушницкого (Фальстарт в начале пути. Почему Олег Даль недалеко уехал со "Звездным билетом"), муза Эфроса Ольга Яковлева - Веру, Ирина Печерникова — княжну Мери, Леонид Броневой — доктора Вернера.

«Страницы журнала Печорина» лучше других советских экранизаций «Героя нашего времени», хотя 34-летние Даль с Мироновым героям Лермонтова не соответствуют возрастом. Меж тем как возраст в данном случае очень важен, ибо поступками Печорина руководит неперебродившая кровь. Это ошибки молодости, неумение выстраивать отношения с людьми, и как следствие, бунт против мира.

У Даля же получился не «Бунтовщик без идеала», а другой мета-сюжет «Кризис среднего возраста». «Кризис среднего возраста» оказался более ко времени, ко двору, к актерской специфике, но Лермонтов писал все же о другом.

Олег Даль как знаменатель советской интеллигенции и Андрей Миронов как ее

Как сам взыскательный Даль относился к своей работе?

18 декабря 1974 он заносит в дневник: «Скоро закончу изображать Печорина у Эфроса. Об этом мечтал (о Печорине), а получилось ли, сбылось ли? Пока неудовлетворение…»

Потом появляется запись:

«Смотрел своего Печорина…

Хорошо!!

Иду правильно… Заполнена каждая секунда существования в обстоятельствах. Существую правильно.

МНОГОПЛАНОВО, НАПРЯЖЁННО И НЕ ЗАИГРЫВАЯ со зрителем (раскладка автора дневника — прим. авт.)».

Олег Даль как знаменатель советской интеллигенции и Андрей Миронов как ее

«Страницы журнала Печорина» не только подарили второе дыхание Далю, данная работа переформатировала и Андрея Миронова, который задыхался в образах беспечно поющих Фадинаров.

Кстати, Грушницкий еще один числитель («что он есть») советского интеллигента, желающего смотреться благородненько.

Ведь основное отличие Печорина от массы – истинное, незамутненное страдание. А Грушницкий сниженный вариант - парень собезьянничал модные веяния эпохи и рисуется, как может. Печорин дает ему такую характеристику:

«...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился».

Через пятьдесят лет после Лермонтова Чехов приведет в мир героя совсем другой формации, которого интеллигенция своим не признает, слишком уж верным и несимпатичным выйдет портретик. Надо иметь мужество Даля, чтобы увидеть в себе не только Печорина, но и Лаевского.

Об этом мы и поговорим в следующем посте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ВИКТОР ПРОКЛОВ В ФИЛЬМЕ "ПОВЕСТЬ О "НЕИСТОВОМ" 2 сентября отмечала день рождения Елена Проклова, напомнившая о себе не ролями, а откровениями в стиле «Я скромной девушкой была, да ...
Второго октября 2012 года закончилась одна из самых заметных рекламных кампаний в США. Весьма популярное печенье «Орио» (Oreo) отметило свою сотую годовщину. Весь предыдущий год они с высокой частотой мелькали в печати и на уличных билбордах, ...
Давно замечено, что между сексом и алкоголем существует незримая, но прочная связь. «Без Бахуса Венера зябнет» - уверял древнеримский поэт Теренций, к слову сказать, большой любитель вина и женщин. В наши далеко не столь поэтичные времена ...
Всех кормлю вкусняшками. Хоревну- перепелкиными яйцами. Детей- шарлоткой. Всех глобально за круглым столом- курочкой и картошкой из духовки) Всех кормлю) яжмать) А все смотрят Формулу-1))) Идиллия) ...
Хоть не заходи в соцсети, кругом футбол бля! А я не люблю футбол. И хоккей. И вообще, любые командные игры. Возможно потому, что с детства противны любые команды, органически не перевариваю. Могу глянуть женский пляжный волейбол. Вот там бывает ...