Эццелино и святой

топ 100 блогов rightview11.03.2019 Эццелино и святой P_20190226_181801

Портретов Эццелино, естественно, не сохранилось. XIII век – он такой. Не научились ещё. Но знали уже, что можно и даже нужно, о чём свидетельствует скульптурная композиция Уты и Эккехарда аж XI века из собора в Наумбурге, этот великолепный ранний памятник светской рыцарско-аристократической культуры, представляющий всё то, за что впоследствии императоры двести лет боролись с папами. Но традиция изображать давно ушедшего властителя Падуи и Вероны имеется. На фото падуанский пример 1850-х гг:

Эццелино и святой P_20190226_181650

Эццелино и святой P_20190226_181736 (1)

Эццелино справа. А слева – король Аттила! Мы видим, что просвещённому сознанию XIX века тот и другой представляются в одном ряду. И, разглядывая портреты, ловишь себя на мысли о том, что кого-то они напоминают… Особенно правый. Кого? А вот кого:

Эццелино и святой img_5ad8475f3a9f9

Иван Грозный. (Подробнее об этой парсуне можно прочесть тут.) Утверждается, что изображение прижизненное. Заметна определённая общность мотивов. И откуда она? Автор рельефа в Падуе Giovanni Bonazza ездил в Копенгаген посмотреть на русского царя (парсуна – там), прежде, чем запечатлеть великого гибеллина? Или это как-то «само собой» нарисовалось? У меня нет дополнительных сведений.

Но вот этот портрет Эццелино сделан в XVI веке (хранится во Флоренции, уточняет википедия, но я его там не видел).

Эццелино и святой EzzIII

Образы московского самодержца и императорского викария Гогенштауфенов на Севере Италии сближаются не только в портретной, но и в литературной традиции.

К легенде об Эццелино относится своя история взаимного испытания на прочность светского властителя и яркого церковного лидера, которая напоминает одновременно и конфликт с митрополитом, известный из биографии царя Ивана, и «вселенское» противостояние императора и папы. Интересно отметить, что, нещадно истребляя политических сторонников папства, Эццелино весьма деликатно обходился с равнозначной себе сакральной фигурой. В то время, когда наместник императора контролировал Падую, в ней пользовался уважением францисканский монах Антоний, проповедник смирения и помощи бедным (канонизирован почти сразу после смерти в 1231). Он и сегодня считается покровителем Падуи (и Лиссабона) и, насколько можно судить, весьма популярен у тамошних жителей. Кстати, собор св. Антония в Падуе не является кафедральным, но затмевает всё, что можно увидеть в этом городе, и многое за его пределами, оставляя незабываемое впечатление своей эстетической полнотой. В нём нет обилия позолоты, как во многих церквах Италии, обновленных в XVIII – XIX вв. Но могу признаться, что давно не встречал настолько насыщенного и живого церковного интерьера. Храм внутри величественно красив. Это не храм-музей, хранящий остатки былой роскоши, но центр культа, находящегося на высоте, собор, наполненный славой, просиявшей над гробом погребённого в нём святого. Ну и надо видеть молящихся, стоящих возле этого гроба. (Фотографировать в храме запрещено и за этим следят, зато на его сайте можно посмотреть прямую трансляцию с камеры, ориентированной на гробницу святого - вон она слева на нижнем фото.)

Эццелино и святой DSCN9804

Эццелино и святой DSCN9793

Так вот, житие св. Антония содержит трогательные эпизоды, в которых он, обычный монах, друг бедных, «смиряет» «жестокого правителя». Подобно церковным иерархам, современникам царя Ивана, он призывал власть к милости и, согласно преданию, достигал цели. Почитатели святого убеждены, что каждый раз, когда Антоний просил за находящихся в темнице гвельфов, которых ожидала смерть, Эццелино шёл ему навстречу и щадил приговорённых. Разумеется, повествование об этом получало в том числе и торжествующе-победные оттенки интерпретации, не совсем свойственные для францисканцев – тиран «устрашился» христианского лика и отступил. Иной раз всё это выглядело практически изгнанием дьявола. Во всяком случае этот собирательный эпизод вошёл в число канонических подвигов святого и занял место в его «иконографии».

Особенно впечатляет вариант современной подачи темы в одной из капелл собора:

Эццелино и святой DSCN9817

Живописно, что тут и сказать. Эццелино здесь точно словно демон, вырывающийся из ада – весь в багряно-кровавых тонах, тотальное стремление и порыв. В ответ на «неслыханную дерзость» «смельчака» подавшись вперёд с трона и наклонившись, даймон словно бы пронзает его «испытующим утробы» взглядом, который однако находится на одной оси с «твердой кроткостью» взгляда святого.

В итоге в самом правильном изложении Эццелино не «уступает», он идёт навстречу святому, впечатлённый его истинностью. Настоящий и подлинный понимают и уважают друг друга. Имперский князь не может не оценить ценностей, если они реальны.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Питерская новость , вышедшая на первые полосы, в сущности, новостью не является. Ситуация, при которой права человека и гражданина являются неотъемлемой частью его существования, а к обязанностям применяется широко дифференцированный подход, не может закончится иначе. Предполагается, ...
Кем работает эта дама? Кто первый догадается? ...
Не хотел писать про пизданутую головорезку, няню Гюльчатай. Но уже включится на полную катушку машина «толерантности», которая будет кричать, что у убийцы нет ни происхождения, ни национальности и главное религии, что, в сущности, это просто несчастный человек. И вообще – это всё русски ...
Вчера в Сантьяго на денек заезжал Сергей с семьей. После экскурсии по Старому городу и просмотра ботафумейро в соборе гости попросили показать им типичный галисийский ужин. Такие просьбы мне всегда нравятся. Ресторанчик с призраком чорной официантки гости выбрали сами. П ...
В Музейный сад Фабрики пастилы можно попасть или со двора Фабрики пастилы или  со стороны улицы Полянской. Здесь можно погулять по кирпичным дорожкам; полюбоваться на разные незатейливые цветы и всегда прекрасные розы; посидеть в стариной ажурной беседке; а, если повезет, попасть на ...