Дюралевый боец, не вступивший в бой
vikond65 — 25.04.2024Ровно 95 лет назад, 25 апреля 1929 года на вооружение Красного воздушного флота поступили первые серийные экземпляры первого в России цельнометаллического истребителя И-4 (АНТ-5). Он имел весьма передовую конструкцию и был целиком, включая гофрированную обшивку, изготовлен из "крылатого металла" — дюралюминия. К сожалению, этот почин разработчика машины — ОКБ Туполева не был продолжен, а следующий советский цельнометаллический истребитель приняли на вооружение только через 17 лет (!), уже после окончания Второй мировой войны, до которой И-4 не дожил. Эти машины списали в 1935-37 годах.
Все крупносерийные одномоторные истребители ВВС РККА предвоенного и военного периода имели либо смешанную — деревянно-стальную, либо — цельнодеревянную конструкцию, поскольку она была дешевле и проще в производстве. Иными словами, количество предпочли качеству. Споры о том, насколько это было оправданно, идут до сих пор и, скорее всего, никогда не прекратятся.
У тех, кто считают, что всё было сделано правильно, есть "железный" аргумент: СССР с имевшейся техникой выиграл войну. У их оппонентов имеется не менее веский контрдовод — огромная цена победы, в частности, применительно к авиации, — гораздо более высокие потери советских ВВС в сравнении с потерями Люфтваффе на восточном фронте. Хотя, конечно, эти потери объяснялись целым комплексом причин, а не только техническим отставанием. А каково ваше мнение?
На заставке — первый опытный экземпляр И-4 на летных испытаниях. Серийные машины, которых было построено не так уж много, всего 177 штук, отличались от него некоторыми деталями. В частности, на них слегка удлинили носовую часть, изменили форму вертикального оперения и установили обтекатели головок цилиндров двигателя.
Один из первых серийных экземпляров И-4, на котором летал начальник ВВМ Московского военного округа И.У. Павлов.
И-4 в стандартной окраске, но с оригинальной эмблемой в виде черной кошки на полумесяце. В 1930-е годы подобные "идеологически-вредные" рисунки с советских самолетов исчезли.
И-4 с тактическим номером "2" и белой идентификационной полосой, возможно, обозначавшей самолет командира или заместителя командира эскадлильи.
Опытный образец И-4 с экспериментальной установкой динамо-реактивных пушек Курчевского под верхним крылом и бомбовых подвесок - под нижним.
И-4 закатывают на крыло брмбардировщика ТБ-1, переоборудованного в летающий авианосец "Самолет-звено".
Морские летчики возле И-4.
Серийный И-4 на полевом аэродроме. На нижнем крыле лежит парашют.
|
</> |