Дюжина Венеций в моем багаже

Но в самом ли деле уникален город, построенный на воде?
Конечно нет. С разных концов света поступают заявки от городов, желающих зваться "Венецией № 2". С расширением информационного поля список пополняется всё новыми кандидатами.
Я на личном опыте смогла убедиться в существовании невольных "подражателей". В своих путешествиях я собрала коллекцию городов, которые в той или иной степени напоминают эталонный образец - Венецию номер раз. Критериями для сравнения я выбрала: наличие разветвленной сети каналов и большое количество мостов. Использование водного транспорта - еще один повод считать претендента достойным быть причисленным к лику "венеценосных", то есть, венецеподобных.
Предлагаю отчалить, чтобы ознакомится с собранными мной экземплярами.
1.1. Стартуем от "истоков" - от самой Венеции (для стартового фото я выбрала такое, где есть сразу всё самое главное - канал, мосты,

2. 1. Пожалуй, точнее других "образец" повторила "Фламандская Венеция". Так часто называют Брюгге - главный город бельгийской провинции Западная Фландрия.

2.2. Дома, уходящие фундаментами в воду, чья кирпичная кладка явно страдает от сырости, не могут не вызывать мгновенных ассоциаций с адриатическим аналогом.

2.3. Наружные двери, войти в которые можно только с борта судна - с лодки, с катера или, на худой конец, подобравшись к ним вплавь - чисто венецианский

2.4. Но самая яркая черта, которая связывает два города на воде и, пожалуй, в первую очередь бросается в глаза - это не планировка, не каналы и мосты, не возраст сооружений, а количество туристов. И там и там, их очень много, особенно на центральных улицах и площадях. Но стоит немного удалится от главных достопримечательностей, можно наслаждаться тишиной и безлюдьем.

3.1. Находящийся по соседству с Брюгге Гент (в Бельгии, в общем-то, любой город по отношению к другому можно определить, как "находящийся по-соседству")), не так раскручен, туристов в нем поменьше, но, как мне кажется, этому счастью недолго продолжаться. Всё больше встречается отзывов-мнений, что этот самый крупный город Восточной Фландрии обойден вниманием, недооценен, а значит, количество тех, кто решит это проверить, будет расти.

3.2. Может, в Генте нет той "атмосферности", которой славится Брюгге, но всего остального - великолепной архитектуры, исторических мест, музеев и, конечно, воды - предостаточно.

3.3. Некоторые уголки города не уступают по своим "внешним данным" видам, которые радуют глаз в Брюгге.

4.1. В "низких землях", в Нидерландах, по определению не может быть недостатка в воде. Страна, насквозь пронизанная каналами, и столицу имеет соответствующую.

4.2. Амстердам может похвастаться большим разнообразием мостов. Они отличаются по размеру, материалу, конструкции и, в некоторых случаях, по способам разведения.

4.3. Только вот в Амстердаме дома в очень редких случаях позволяют себе "мочить ноги". Между ними и каналами, как правило, есть приличный кусок суши, набережная, где умещаются тротуар, проезжая часть и даже парковка.

5.1. Кроме столицы, в Нидерландах полно других городов и местечек, расположенных на берегах каналов. Под номером 5 я решила разместить два населенных пункта, которые, скорее, можно назвать деревнями. Первая, Волендам, стоит на берегу моря, отгорожена от него дамбой, и украшена замкнутой системой каналов. Путеводители называют её "деревней рыбаков", хотя рыбных промыслов здесь уже давно нет. Сегодняшний Волендам превратился в "тематический" туристический аттракцион, в котором тема рыбы звучит, главным образом, в ресторанных меню.

5.2. Поселок выглядит игрушечным. В нем всё как будто не взаправду - невысокие домишки, построенные как будто для гномиков, и каналы, которые при желании можно перепрыгнуть. Особенно умиляют разводные мосты... (интересно, в каких случаях их разводят? когда дети пускают флотилии бумажных корабликов?)

5.3. Еще один вариант деревни, которая выглядит обиталищем сказочных персонажей - Заансе Схаанс, место, брольше известное своими мельницами.

5.4. Здешний "поселок мельников" вполне себе настоящий. Люди в нем ведут нормальный деревенский образ жизни - работают на своих приусадебных участках и даже возделывают с использованием сельхоз-техники прилегающие к их домам поля (выставленные во дворах тыквы, не декорация, а урожай с огорода).

6.1. Теперь оставим страны Бенелюкса и отправимся во французский Эльзас.
Символом Эльзаса является аист, что уже само по себе говорит о наличии в регионе мест с повышенной влажностью. Естественных рек и озер здесь много, но есть и искусственные каналы, соединяющие их между собой. В Кольмаре, третьем по величине городе Эльзаса один из центральных городских районов благодаря каналам уже давно окрестили Маленькой Венецией.

6.2. В теплое время года по Маленькой Венеции можно прокатиться на катере.

7.1. В Страсбурге, исторической столице Эльзаса, водная система выглядит солиднее, уже хотя бы потому, что она включает себя шлюзы.

7.2. Издавна водные артерии служили не только путями сообщения, но использовались в оборонительных целях. При необходимости шлюзы открывали и вода затапливала окрестности так, что к городу было не подступиться.

7.3. Сейчас по просторам рек и каналов курсируют маршрутные "автобусы" (в Венеции такие называют вапоретто) и туристические катера.

7.4. Один из островов на территории города носит название Маленькая... нет, не Венеция, на сей раз (как это ни странно) "Маленькая Франция".

8.1. В самой Италии есть город, который не против считать себя связанным со своей знаменитой соотечественницей родственными чертами.
Квартал Навильи в Милане безусловно чем-то напоминает Венецию, но схожесть достигается в большей степени не с помощью каналов, а благодаря общеитальянским отличительным признакам.

8.2. Каналы, кстати, запроектировал и построил Леонардо да Винчи.

9.1. Германия тоже имеет своего претендента на роль второй Венеции. Это Гамбург.
Внешне Гамбург меньше всего напоминает свою "названную сестру". Зато по количеству мостов он обошел не только всех своих конкурентов, но и её самою.

9.2. Говорят, что в городе насчитывается порядка 2500 мостов. Иногда в поле зрения их попадает сразу несколько.

9.3. Встретить в Гамбурге здания "венецианского типа", то есть, стоящие прямо среди воды - не проблема. Но выглядят они не латаными-перелатаными утлыми лодчонками, а белыми круизными лайнерами или суровыми гигантскими контейнеровозами.

9.4. Есть целые кварталы, которые не осмотреть иначе, как с помощью лодки... или перемещаясь по периметру, заглядывая снаружи в улицы-коридоры.

10.1. Пожалуй, самым неожиданным для меня стал английский Бирмингем. Я не так уж много знала о его истории и о том, что в центральной Англии в свое время была построена разветвленная сеть каналов, которые поначалу служили для орошения и для транспортировки грузов, а в наши дни стали использовать в туристических целях.

10.2. Можно взять напрокат вот такую длинную узкую баржу и отправиться в путешествие по выбранному маршруту. Где-нибудь среди зеленых равнин эти суда, должно быть, воспринимаются вполне органично, но в центре большого промышленного города-миллионника выглядят довольно странно.

10.3. Хотя проблеиы в этом нет - привыкаешь к ним быстро, как и ко всем остальным странностям города, в число которых входят не только баржи и каналы со шлюзами. Но обо всем об этом нужно рассказывать отдельно, в двух строчках не получится.

10.4. Думаю, для первого знакомства хватит и этих кадров, на которых видно, что в городе постарались сохраниить старую архитектуру, включая даже промышленную, благодаря чему центр города превратился в оригинальное общественное пространство со специфическим колоритом.

11.1. Теперь на очереди экзотика! Обычно, употребляя это слово, мы имеем ввиду что-то тропическое, не встречающееся у нас, редкое.
Но представляю себе, какой экзотикой для южан является Санкт-Пететербург - город, где реки и каналы покрываются льдом и несколько месяцев в году можно ходить по воде, как по суху, и есть время, когда ночью светло, как днем, а еще часто идут такие затяжные дожди, что кажется - смешались воды небесные и земные и границы между ними нет. На фоне всех этих явлений, приподносимых (забесплатно) природой, всякие венецианские штучки - каналы, мосты, водный транспорт - не кажутся определяющими, чтобы называть СПб одним из Чудес Света.

11.2. Я думаю, что для Санкт-Петербурга зваться Северной Венецией... как-то мелко. Его просторы не умещаются в этот титул, как бы эффектно и почетно он не звучал.

11.3. Необъятная ширь и размах заставляют забыть обо всех сравнениях. Хочется просто плыть - без оглядки на прошлое, без высматривания схожестей и различий.

11.4. Хотя... вот здесь сравнение просто напрашивается - с Парижем, с Эйфелевой башней. Разница только в том, что парижская Башня стоит сама по себе и никакой другой функции, кроме как демонстрировать себя миру не выполняет, а питерская конструкция никуда не торчит, не выпячивается - прилегла скромно на бочок, связав два берега. Красиво, без выпендрежа, зато пользы сколько!)))

12.1. И все-таки без экзотики - той, что конкретно для нас экзотика - в моей колекции не обошлось.
Представляю Восточную или Китайскую (или Восточно-Китайскую) Венецию - город Сучжоу.

12.2. Заявленные мной критерии для сравнения с исходником соблюдены - каналы есть, мосты разнообразные (в том числе типа "Моста Вздохов" - крытые), и транспорт водный - всё имеется.

12.3. И все-таки, чтобы с полным правом называться Венецией, чего-то Сучжоу не хватает...

12.4. Кажется, я поняла! Дворцовости не хватает. Дома - в основном простенькое жилье не очень богатых китайцев. Кое-где сквозь открытые окна можно увидеть простяцкие интерьеры, совсем не радующие глаз. Кое-где бедность вылазит наружу довольно неприглядными деталями. (То ли дело Венеция: обшарпанное снаружи здание может оказаться внутри сказочным чертогом!)

12.5. Не мешало бы Венецию-Сучжоу немного облагородить, добавить ей шарма (но не переусердствовать в этом, чтобы не исчезло исконное, чтобы оставалось понятным, как и почему возникли те или иные сооружения, чем руководствовались люди, их построившие).

1.2. В этом смысле с "исходной" Венецией - Венецией, как точкой отсчёта, нам в основном всё понятно... Как мне кажется.

|
</> |