Про Суэцк и полу-"кругосветку" моего свёкра
moyage311 — 03.04.2021 Итак, продолжу начатый накануне рассказ про своего свёкра. Звали его Павел Андреевич, для краткости буду называть его П.А.Родился он, как я уже упоминала, в белорусской деревне (недалеко от Минска), в 1934 году, а в 53-м, закончил рижскую мореходку - Рижское мореходное училище.
В интернете нашла фото выпускников этого учебного заведения. Вполне возможно, такое же или похожее было у П.А. но оно не сохранилось.
Судомеханическое отделение! Скорее всего именно на этом отделении учился П.А.., потому что потом на флоте он работал механиком.
Фото взято отсюда: https://proza.ru/2009/05/01/995
19-тилетним парнишкой П.А. приехал на Сахалин, в Холмск - по распределению.
(П.А. на фото слева, внизу видна надпись - 1953 г. Холмск. )
Эпическое событие, которое я назвала "полу-кругосветкой" произошло 6 лет спустя. Началось в 1959 г. а закончилось в 1960-м. Сколько именно оно длилось я точно не знаю, не 2 года, конечно же. Просто оно захватило конец 59-го и начало 60-го.
Судовая команда получила задание перегнать пароход, построенный на гданьской судоверфи на Сахалин.
Как будущий экипаж добрался до Гданьска, не знаю. Вряд ли морем, скорее всего самолетами или поездами.
В интернете я нашла информацию о том самом судне. Оно получило имя Александра Баранова - первого Главного представителя русских поселений в Северной Америке
Проект: | B-31 (ПНР) |
Тип: | Шкипер Гек (3-я серия п/х Донбасс) |
Место постройки: | ГП «Stocznia Gdańska» Гданьск |
Строительный №: | B31/66 |
Построено: | 1959 |
Списано: | 1982 |
Утилизировано: | 1982 |
Приписка: | Холмск |
Владелец: | Сахалинское государственное морское пароходство ММФ СССР |
IMO: | 5010220 |
Регистрация: | РСССР |
Регистровый №: | М-26475 |
Позывной: | UBIN |
Текущее состояние: | Разрезано (утилизировано) |
фото из архива П.А.
Пока шло оформление судна, его приемка и передача, команда отдыхала в гостинице...
...и гуляла по городу, осматривая достопримечательности
На фото - Гданьский "дворжец глувны" - главный вокзал. Скорее всего, это было первое, что увидела команда в Гданьске.
Больше полувека спустя я тоже стала знакомится с городом именно отсюда, с вокзала.
Фото сделано на центральной площади Длуги тарг - Длинный рынок. Видна Ратуша и фонтан Нептуна возле нее
(Извиняюсь за состояние фотографии. Подозреваю, что над ней в несознательном возрасте "потрудился" мой будущий муж))
Вот то же место в его нынешнем виде - с теми же Ратушей и Фонтаном.
Потом было торжество, посвященное завершению формальностей и предстоящему отплытию.
В те времена не было принято фотогрфировать еду (до жанра "фуд-фото" было еще далеко) Фотограф хотел запечатлеть историческую табличку, которую рассматривает один из "пирующих".
Мне стоило большого труда "расшифровать", что там написано.
п/х "Александр Баранов" спущен на воду 28 (неразборчиво) 1959 г.
Экипажу судна: Счастливого плаванья, дорогие друзья! По морям и океанам крепите польско-советскую дружбу. От Гданьских судостроителей.
Левее этой надписи вверху герб Гданьска - корона и два креста, стоящие на якоре (скорее всего это эмблема судоверфи), ниже - женский фотопортрет и подпись - Крестная мать (имя, фамилия) жена мастера ..... цеха.
К табличке прикреплено горлышко бутылки из-под шампанского, которую традиционно разбили о борт во время спуска судна на воду.
После этого началось плаванье к месту назначения - в Холмск.
Из имеющихся у меня на руках фото я узнала, что после Гданьска была еще одна длительная стоянка в водах Балтики, на этот раз в ГДР: пароход бросил якорь в порту города Висмар.
Погода в Висмаре была отвратительная - мокрый снег, слякоть. Несмотря на это команда не отсиживалась на борту - гуляла по городу.
Нашли даже время и возможность совершить поездку вглубь страны, в Шверин, находящийся в 30 км от берега, чтобы посетить Шверинский замок.
Следующие фотографии сделаны уже в Гибралтаре. Видно, что на южной оконечности Пиренейского полуострова, несмотря на зиму, погода теплая. Команде уже не надо облачаться в пальто - их сменили пиджаки и легкие куртки (П.А. стоит в центре - светлый пиджак, черные брюки)
Трудно было определить, что за гибралтарский памятник попал в кадр. Оказалось, что это Британский Военноый мемориал. (Еле отыскала его на карте. Меня сбила с толку баллюстрада и пальмовая аллея, из-за которых я решила, что это набережная. Но, как выяснилось, это место находится среди городской застройки)
Время отдыха на берегу - мизерно-малая часть плаванья. Львиная его доля приходится на рутинную работу на борту.
(П.А. за исполнением своих обязанностей механика)
"Александр Баранов" прошел с запада на восток все Средиземное море и прибыл в Порт-Саид - к северному входу в Суэцкий канал.
Жаль, что в Порт-Саиде команда фотографировалась только на фоне пальм (наверное, они казались жителям умеренных широт самыми достопримечательными объектами)
Ни здание компании Суэцкого канала ни другая архитектура в кадр не попала..
160 км канала суда проходят за 14 часов (если поперек не станет какой-нибудь контейнеровоз) и попадают в город Суэц - южные ворота канала.
(Вот мы наконец до него добрались - до нашего загадочного Суэцка!)))
В Суэце были сняты более интересные виды, чем в Порт-Саиде (без пальм, правда, тоже не обошлось).
Вот этот кадр с детьми в окне мне особенно нравится:
Самое удивительное, что за три года до этого, в 1956 году, Суэцкий канал был зоной военного конфликта (Порт-Саид, подвергшийся нападению англо-французского десанта, даже окрестили египетским Сталинградом), но на фотографиях не видно никаких последствий боевых действий. Улицы города без признаков разрухи...
...и кругом роскошные ухоженные общественные парки со стрижеными деревьями и дорожками
Кстати, надо обратить внимание на то, как одеты "наши люди". Вне корабля они все в костюмах, при галстуках и даже шляпах!
Не знаю, кем предписывалась такая форма одежды и была ли она обязательной или такая традиция сложилась сама собой - из желания выглядеть в чужих странах солидно, в полном соответствии со званием граждан великой державы.
Но на борту в плане одежды обходились без церемоний. По случаю встречи Нового 1960 года даже позволили себе веселый карнавал.
Следующее фото было сделано в водах теплого Индийского океана. На календаре февраль, а экипаж корабля плещется в импровизированном бассейне прямо на палубе.
(в то время, как молодая жена П.А., дожидаясь своего моряка-"дальнобойщика в заснеженном Холмске, нянчит 4-месячного младенца, их первенца, в будущем - моего мужа)
Индийский океан остался позади и началась восточно-азиатская экзотика.
Сингапур!
В Сингапуре, по всей видимости стояли долго, было время познакомиться с городом.
На память о Тихом океане остался единственный кадр с касатками.
Джонка снята не в водах Океана, а на реке, в устье Янцзы.
"Александр Баранов" прибыл в Шанхай.
Могу утверждать, что на моем снимке то самое здание, что видно в правом верхнем углу "исторической" фотографии (позже покажу, какое я провела расследование и сколько обнаружила совпадений, чтобы это заявить)
Как бы не были интересны чужие берега, уже хочется домой, в Холмск...
...к жене и сыну.
Разве с этим могут сравниться дальние страны - все вместе или каждая по отдельности?
П.С. Жена не могла не провести инспекцию нового места работы мужа: придирчиво его осмотрела и осталась довольна. Настолько довольна, что потом ходила в плаванье на "Александре Баранове" вместе с мужем и сыном
|
</> |