Дворец Апраксина — Александровское военное училище — Старое здание Генштаба МО
vladimirdar — 10.03.2023К этой достопримечательности как Старой Москвы, так и Знаменки я с опаской подступался поскольку с этим масштабным кварталом столько всего связано, что разобраться сходу со всеми историческими изменениями довольно сложно. Но мы с вами сделаем такую попытку.
Знаменка, существовавшая уже в конце XV века, пролегла по трассе одной из дорог, соединявших Кремль с Можайской дорогой. Коренные жители окрестностей улицы – посадские торговые и ремесленные люди. В 1565 году, когда улица вошла в опричную часть Москвы, здесь стали селиться высшие придворные чины и прочий служилый люд. Местные жители составляли приходы нескольких церквей: каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Старом Ваганькове, деревянных церквей Знамения Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Саввы Стратилата и Тихона Чудотворца. Все деревянные церкви в XVII веке были отстроены в камне, но ни одна не сохранилась.
В первой половине XVIII века имение у пересечения Знаменки и Арбатской площади принадлежало сыновьям графа Александра Головкина — Петру и Ивану. В 1763 году (по другим данным — в 1750-м) они продали участок за пять тысяч рублей Фёдору Алексеевичу Апраксину: «ноября в пятый день в роде своём не последние продали мы лейб-гвардии капитан поручику Графу Фёдору Алексееву сыну Апраксину наш двор с каменными всякими палатами и деревянным всяким же строением». На тот момент имение граничило с усадьбой генерал-аншефа М.А. Толстого, располагавшейся параллельно Большому Знаменскому переулку (см. фото карты ниже). Владения разделяла небольшая улица, ведущая к церкви евангелиста Луки в Антипьевском переулке. Позднее проход между особняками ликвидировали, перекрыв его зданием питейного заведения.
К 1790 году усадьба Апраксиных перешла по наследству к генерал-майору Степану Апраксину. Он также выкупил соседнее владение Толстых и трактир. Вскоре новый хозяин получил разрешение на снос части существующих построек и возведение «каменного корпуса в три этажа» на фундаменте бывшей усадьбы Толстых. Вдоль улицы Знаменки к нему пристроили портал «на два аршина для колон». В палатах же Апраксина разобрали фундамент, переложили цокольный этаж, новые окна оформили венецианскими колоннами. Исследователи называют разные даты реконструкции, известно, что работы проходили в период с 1792 по 1801 год. Предположительно, строительством руководил Франческо Кампорези. Но из-за недостатка достоверных атрибуций отдельные историки допускают, что авторство может принадлежать другому архитектору.
Поселился здесь Степан Апраксин только после повторного выхода в отставку в 1809 году. 52-летний аристократ вел образ жизни московского вельможи со всеми вытекающими их этого обстоятельства балами и приемами. Он являлся одним из самых красивых мужчин своего времени, хотя происходил из не самой блистательной ветви рода Апраксиных, ведущего историю с конца XIV века.
Во время оккупации Москвы 1812 года усадьбу Апраксина французы использовали как интендантский военный штаб, где квартировали граф Пьер Дарю и его двоюродный брат Мари-Анри Бейль (известный нам как Стендаль). Особняк незначительно пострадал от московских пожаров, но был разграблен. После освобождения города строение быстро восстановили. По свидетельству графа Петра Вяземского, вскоре хозяин уже дал в имении званый ужин на пятьсот гостей.
В июле 1814-го в здании случилось возгорание от непотушенной свечи. Дом отремонтировали, и 30 августа того же года в его стенах начала выступать труппа Императорского Московского театра с 1814 по 1818 год. После её сменил крепостной театр Апраксина, в котором перебывала вся Москва.
Зимой 1815-го особняк снова пострадал от пожара, но основные помещения затронуты не были. 4 ноября 1817 года на сцене состоялся дебют артиста Павла Мочалова в пьесе «Эдип в Афинах». Репертуар труппы на тот момент состоял из драм Николая Ильина, Фёдора Иванова, Августа Коцебу, комедий Дениса Фонвизина, Ивана Крылова, Жан-Батиста Мольера и других.
В 1818 году во время визита в Москву император Александр I выразил желание посетить особняк Апраксина. Количество приглашённых превышало 800 человек, поэтому торжественный ужин провели в просторном манеже во дворе усадьбы. Помещение украсили померанцевыми, лимонными и лавровыми деревьями, привезёнными из подмосковного имения хозяина. По свидетельству княгини Софии Щербатовой, приём стоил Апраксину «всего пять тысяч ассигнациями». Летом того же года для Императорского Московского театра выделили дом Пашкова, но в усадьбе Апраксина продолжали давать публичные спектакли любители-аристократы, французские и итальянские труппы, крепостные актёры, среди которых числился тенор П.А. Бухалов.
Особо отмечается исследователями визит «к Апраксину» Александра Пушкина в 1827 году. Предположительно он слушал оперу Россини «Сорока-воровка», которая была в ту пору в репертуаре его театра. В юности на представлениях в имении Апраксина также бывал публицист Александр Герцен, который вспоминал об этом в мемуарах «Былое и думы». Современники отмечали масштаб спектаклей: в опере «Диана и Эндимион» на сцену выпускали живых оленей, а за кулисами лаяла свора собак. Театровед В. В. Яковлев считал, что особняк Апраксина являлся «подлинным рассадником музыкально-театрального искусства благодаря наличию великолепных творческих сил, подобранных из крестьянской массы». Кроме того, в усадьбе регулярно проходили литературные вечера, чтения и концерты, часть помещений сдавали в аренду под жильё.
Степан Апраксин скончался в 1827 году, и его дом перешёл в собственность государства. Через пять лет при финансовой поддержке историка Платона Бекетова имение выкупил Александринский сиротский институт. Организация занималась воспитанием детей чиновников и офицеров, погибших во время эпидемии холеры 1830-го. Для нужд института особняк реконструировали в формах позднего классицизма под руководством архитектора И.Д. Васильева. В этот период в здании начала действовать домовая церковь «Взыскания погибших», позднее переосвящённая в честь мученицы царицы Александры. Предположительно, моленную ликвидировали после 1917 года.
В конце 20-х — начале 30-х годов XIX века российский скульптор итальянского происхождения И.П. Витали создал в Москве масштабную многофигурную композицию на аттике здания Сиротского приюта на Знаменке в бывшем доме Апраксина. Это аттик не главного корпуса дворца Апраксина, а бокового, того, что смотрит на Гоголевский бульвар. Тогда он был на пару этажей ниже. Фото ниже.
Скульптурная группа Витали попала в музей Донского монастыря в 1947 году, после того как по проекту архитекторов Посохина и Мндоянца здание Министерства обороны на Знаменке было сильно перестроено и надстроено, а так называемый «аттик Витали» с фронтона было решено сохранить. Почти пятьдесят лет «аттик Витали» выставлялся в Донском, пока в начале 90-х монастырь не был возвращен церкви. Скульптурные элементы композиции Витали были тогда переданы в Музей им. А.В. Щусева.
На фото ниже можно рассмотреть издали эту великолепную работы Витали
К середине XIX века институт преобразовали в Александровский кадетский корпус, а в 1863 году — в Александровское военное училище
В разное время выпускниками организации были историк Александр Веселовский, генералы Николай Юденич и Николай Духонин, актёр Борис Щукин, военные Михаил Тухачевский, Сергей Каменев и другие.
Во время Московского вооружённого восстания 1917 года здание Александровского училища стало одним из эпицентров военных действий. Комплекс занимал оперативный штаб Московского военного округа, где разместились отряды юнкеров. В дом свозили оружие и пленных для допросов, на крыше установили артиллерийские пулемёты, вокруг возвели баррикады. 27 октября в стенах бывшей усадьбы прошло собрание офицеров, на котором обсуждалась возможная поддержка Временного правительства. К началу ноября военные выступления на улицах города были подавлены и отряды юнкеров сосредоточились в здании Александровского училища. Среди прочих в защите дома участвовали военачальник Константин Рябцев и муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон.
Позднее комплекс зданий передали в ведение Высшего военного совета и Реввоенсовета, являвшегося одним из центральных органов военного управления. В 1919-м в стенах дома проходила встреча Владимира Ленина с главнокомандующим Сергей Каменевым. Через два года Реввоенсовет вошёл в состав Генерального штаба РККА, реорганизованного позднее в Наркомат обороны СССР.
Как уже упоминалось выше в 1944—1946-х годах по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца архитектурный комплекс реконструировали, сохранив старинные перекрытия.
Усадьбу достроили до пяти этажей, главный фасад дополнили массивным двенадцати колонным портиком и украсили лепными танками, гербами и знамёнами
Со стороны Большого Знаменского переулка возвели дополнительный корпус, соединённый кровлей с основным домом
Во время Второй мировой войны, а также в 1953—1957 годах в здании работал маршал Георгий Жуков. Позднее на фасаде установили мемориальную табличку, а в доме начал действовать музей. В 1987-м для Генерального штаба построили новое здание, куда перевели органы руководства. В дальнейшем бывший особняк Апраксина продолжали использовать для размещения административных служб Министерства обороны.
В ноябре 1996 года в здании бывшего Генерального штаба начал действовать мемориальный музей маршала Георгия Жукова. Открытие выставки приурочили к столетию со дня рождения полководца. Экспозиция занимает три комнаты, одна из которых является полностью восстановленным кабинетом Жукова. К музею относится конференц-зал на 30 человек, где демонстрируют кинохронику. Фонд содержит документы и фотографии, рассказывающие о деятельности военачальника на всех этапах карьеры. Также выставлены личные вещи, награды и кителя, подаренные родственниками и друзьями маршала.
Архитектурный комплекс масштабный, чтобы его «вдумчиво» обойти требуется минут 20-30. Это как раз его западная сторон-стена.
Очевидно в конце XVIII или начале XIX века свободный «треугольный» городской участок вдоль бульвара присоединили к участку дома Апраксиных и отстроили эту самую ограждающую стену (фото выше, фото ниже)
Сейчас мы видим тот самый западный внутренний корпус Дома Апраксина уже во внешнем дворе, надстроенный в 40-х годах Посохиным
На карте это здание (на фото ниже) проходит как Флигель Дома Апраксина, Гоголевский бульвар № 18/19. Это служебное здание Александровского военного училища. Построено уже перед революцией.
И еще один вид этого нового дореволюционного флигеля с Гоголевского
Слева в кадре ниже административное здание Наркомата обороны, построенное в в 1934—1938 годах по проекту архитектора Л. В. Руднева для народного комиссариата военных и морских дел («Наркомвоенмора»).
Большая часть планировавшегося комплекса не была реализована. Башня построенного здания стала одной из архитектурных доминант Колымажного переулка. Ныне в здании размещается Центральная телерадиостудия Министерства обороны РФ. Здание имеет статус памятника архитектуры регионального значения. Башня возвышается над основным объёмом на несколько этажей; изначально она была запланирована как часть ансамбля площади Дворца Советов: перекликаясь с башнями Кремля, она должна была читаться как одна из вертикальных осей площади. Но, поскольку Дворец Советов построен так и не был, — башня стала самодостаточной доминантой окрестностей.
Ну и в завершении снова корпус Посохина но уже с южной стороны
В апреле 2016 года СМИ сообщили о пожаре, начавшемся в бывшей усадьбе Апраксина (корпусе Посохина). Представители Минобороны проинформировали, что возгорание произошло в технических помещениях соседнего корпуса, возведённого в 1946 году: из-за сильных порывов ветра пламя быстро распространилось и повредило деревянные перекрытия строения. Сообщали об обрушении крыши бокового крыла, однако представители министерства заявили, что её вскрыли целенаправленно. Возгорание ликвидировали в течение девяти часов, в общей сложности в работах участвовало 235 пожарных.
Ну и в финале еще один вид Дома Апраксина со стороны Арбата
Источники:
Васькин А. Волхонка. Знаменка. Ленивка. Прогулки по Чертолью. — Москва: Центрполиграф, 2015.
Никольский В.А. Улица Знаменка. — Москва: Издание Брокгауз-Ефрон, 1924.
Пыляев М.И. Старая Москва: История былой жизни первопрестольной столицы. — Москва: Эксмо, 2008.
Романюк С.К. Из истории московских переулков. — Москва: Московский рабочий, 1988.
Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы: материалы и исследования. — Москва: Московский рабочий, 1972.
© Vladimir d’Ar, 2023