ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто

топ 100 блогов -KRASOTA-13.11.2010
Была недавно в Музее Техники Вадима Задорожного,впечатляет)
Люблю ретроавтомобили:)
...
В 1939 году КБ экспериментального цеха ЗИС был разработан собственный советский спорт-кар ЗИС-101А-Спорт, который был не только осмотрен, но и одобрен высшим руководством страны - И.В. Сталиным!
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (655x393, 120Kb)
В 1938 году советский автоспорт, несмотря на все старания и рвения, находился в зачаточной стадии. Какой-то опыт уже был, но его не хватало. А еще не хватало алюминия для производства легких кузовных деталей, а специальных шин, рассчитанных на скорости более 150 км/ч, а также свечей и карбюраторов не было вообще. Все производство скоростных автомобилей ограничивалось мастерами-самодельщиками и спортивными клубами.

Но ЗИС 101 Спорт стал исключением из правил. Во-первых, завод, где он создавался, носил имя вождя, а во-вторых, машину сделали к ХХ-летию ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского (а тогда еще даже Ленинско-Сталинского) коммунистического союза молодежи.
Двухместный родстер ЗИС-101 "Спорт", 1938 г
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (654x421, 113Kb)
Работали в КБ экспериментального цеха лишь три человека – молодые инженеры Владимир Кременецкий, Анатолий Пухалин и Николай Пульманов. Они-то и решили создать на шасси лимузина ЗИС-101 спортивный автомобиль. Этому способствовал и тот факт, что Пухалин как раз заканчивал вечерний факультет МАДИ и писал диплом на тему «Скоростной автомобиль». По вечерам и в выходные трое инженеров с энтузиазмом работали над чертежами будущего спорткара. Кременецкий разрабатывал для автомобиля задний мост с гипоидной передачей – такое решение было совершенно новым для советского автопрома.
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (660x491, 116Kb)
Пульманов занимался форсированием двигателя от серийного ЗИС-101 – он увеличил число оборотов и степень сжатия, изменил фазы газораспределения и впускной коллектор. Для этого вместо чугунной головки блока понадобилась головка из алюминиевого сплава, алюминиевые поршни и шатуны, иные коленчатый и распределительный валы, карбюратор падающего потока вместо восходящего…

Дипломник Пухалин занимался подвесками и общими чертежами будущего автомобиля. К работе над кузовом подключили Валентина Росткова – кузовщика, только что пришедшего в конструкторский отдел завода. Он нарисовал в акварели несколько эскизов, причем совершенно новых, не имевших ничего общего с обликом серийного ЗИС-101.
Редчайшая модификация этого авто ЗИС-101-А Спорт
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (660x454, 100Kb)
Вывести машину до правительственного уровня ребятам помогло то, что на заводе имени Сталина молодежь организовала движение по подготовке трудовых подарков с пафосным лозунгом «Матери-Родине в честь ХХ-летия ВЛКСМ» и каждый цех в обязательном порядке должен был сделать свой «подарочек». Заводской комитет комсомола составил соответствующий список, в который комсомолец Кременецкий и впихнул существующий только на бумаге ЗИС 101 Спорт.
Сначала спорткар затерялся в длинном списке среди прочих мелких подарков, но потом комитет комсомола разглядел его как наиболее значимый. Об автомобиле стали писать журналисты заводской многотиражки, а комсомольский комитет потихоньку начал давить на директора завода Лихачева, с тем чтобы он издал приказ об изготовлении машины. 17 октября 1938 года о проекте написала «Комсомольская правда», и про подарок узнала вся страна – не сделать после этого машину было уже нельзя.
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (655x572, 125Kb)
Наконец, рассмотрев чертежи, 11 декабря Лихачев издал приказ № 79, давший жизнь ЗИС 101 Спорт – в нем буквально по дням расписывался график создания автомобиля. Изготовление деталей планировалось выполнить к 1 июня, а их сборку и испытание на стендах – к 15 июня 1939 года. Кузов должен был быть готов еще раньше – к 1 мая. Все работы по ЗИС 101 Спорт директор взял под личный контроль. Один из пунктов приказа гласил: «вести подробный график выполнения работ по спортивному автомобилю и о всех задержках своевременно ставить меня в известность».

Процесс пошел. Здесь следует заметить, что эта машина изготовлялась не в какой-то одной кустарной мастерской, а всеми специализированными цехами огромного завода.
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (657x453, 104Kb)
По выбранному эскизу Росткова в натуральный размер расчертили на плазах будущие лекала кузова. По этим лекалам сделали деревянный макет, а уж по нему вручную выстучали из листового железа кузовные панели. Облик ЗИС 101 Спорт получился совершенно футуристическим – низкий силуэт с двухместным кокпитом на длиннобазном шасси, крылья, объединенные с кузовом, воздухозаборник на капоте и дверцы с выемками под локти.
ЗИС-101
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (656x565, 200Kb)
Каркас кузова по технологиям тех лет сделали из дерева буковых пород. Готовый кузов выкрасили в темно-зеленый цвет, отполировали и украсили хромированным декором, а на капот справа поместили надпись «ХХ лет ВЛКСМ». По словам того же Пульманова, «кузов получился на славу, не хуже лучших американских образцов».

В один из дней, как обычно придя в цех на автомобиля на месте инженеры не обнаружили. Оказалось, что ночью ЗИС 101 Спорт забрал директор завода Лихачев. Машину доставили к Колонному залу Дома Союзов для «презентации» на XVII Московской партконференции.
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (543x681, 130Kb)
На первом этаже места не нашлось, и автомобиль решили поместить в фойе на второй. Для этого накануне вечером проломили стену и через этот проем ЗИС 101 Спорт рабочие внесли на руках, а к утру привели фасад здания в порядок.
Утром, когда партийные боссы заполнили здание, Лихачев выглядел победителем. Сталин, а вслед за ним Молотов, Хрущев, Каганович и другие товарищи одобрили необычный автомобиль.

Но дальше словесных одобрений дело не пошло. Побыв подарком комсомолу и объектом внимания на партконференции, ЗИС 101 Спорт оказался не нужен никому, кроме своих создателей.
ЗИС 101 Спорт – Советское спортивное авто (650x485, 111Kb)
Проектную скорость 180 км/ч из него так и не выжали. На официальном автомобиль показал 162,4 км/ч – его проводили летом 1940 года на 43-м километре Минского шоссе.
Ретро
История
Ретрофото
История вещей

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прошло всего три дня, о достойные квириты, с того момента, как эпикуреец Трампарамп был избран новым царем Парфии, а создается впечатление, что разверзлась бездна Аида и оттуда неостановимым потоком хлынули самые невероятные чудовища! Гонцы доносят, что в самом Парфянском царстве царит ...
Отрывок концерта 07.06.2011 (Реформа ...
Купила я на днях зотолое кольцо. В небольшом магазинчике в старом городе Беер-Шевы. Кольцо очень понравилось дизайном, и цена была хорошая, вот и купила. 5 грамм веса, 1250 шекелей. Золото 14 карат. Надела сразу же и весь день проносила, а вечером, сняв кольцо, обнаружила на пальце темный ...
27 сентября 1978 года вышел "Wings Greatest" - сборник британско-американской рок-группы Wings. Это был последний релиз группы на Capitol в США. Альбом примечателен тем, что стал первым официальным ретроспективным релизом Пола Маккартни в его карьере после Битлз. Четыре из ...
Состав на 2 порции :100 гр. рикотты80 гр. нежирной сметаны2 ст. ложки сахарасок и цедра 1 апельсина (цедру не добавляла)1 ч. ложка желатина1 яичный белок150 гр. клубникирастительное масло для смазывания формочекдве формочки объемом 125 ...