Дворцы и храмы-Чэндэ.
ariananadia — 14.09.2021
Горный курорт и храмы Чэнде находится в провинции Хэбэй на севере Китая в горах Яньшань и занимает площадь около 40 тыс. кв. км. На данный момент здесь сосредоточено 1862 исторических памятника, что делает эту местность значимой исторической и культурной достопримечательностью Китая. Население города составляет больше 3,4 млн. человек, хотя 300 лет назад здесь была всего лишь маленькая деревушка Жэхэ (热河, «горячая речка»), названная так из-за располагающегося поблизости горячего источника. В то время здесь жило не более ста семей различных национальностей, чьи дома находились посреди живописной местности, окруженной горами.
Горный курорт Чэндэ, императорская резиденция
Зимой 1701 года в этот тихий уголок империи на охоту приехал цинский император Канси. Заснеженные величественные горы и чистые реки покорили Сына Неба, прибывшего из столицы, и он приказал построить здесь свою резиденцию. Строительство началось в 1703 году и продолжалось при последующих императорах – Юнчжэне (4-й сын Канси) и Цяньлуне (внук Канси). В общей сложности на возведение всех строений резиденции ушло 89 лет, окончание работ приходится на 1792 год. Цинские императоры Канси, Юнчжэн и Цяньлун каждый год жили здесь примерно по полгода, таким образом, на целый век Чэндэ фактически превратился во вторую столицу Цинской империи. Резиденция получила название «Бишушаньчжуан» (Bishushanzhuang,避暑山庄), что в переводе с китайского языка означает «Горное убежище от летнего зноя». Название вполне оправдывает себя, так как по сравнению с душным и жарким Пекином, в Чэндэ температура всегда на несколько градусов ниже, а горный воздух свежее.
На сегодняшний день летняя императорская резиденция является одним из крупнейших в мире сохранившихся до наших дней дворцово-парковых ансамблей. Площадь резиденции составляет 560 га, а стена, окружающая парк, протягивается на 10 км. Новый императорский курорт требовал огромный штат прислуги и обслуживающих учреждений, из которых впоследствии родился город Чэндэ. Императорский курорт состоит из дворцовой и парковой зоны. Парковую часть также можно разделить на озерную, равнинную и горную. В общей сложности в «Бишушаньчжуан» сохранилось около 20 комплексов, включающих в себя пагоды, павильоны, залы, студии и т.д.
Дворцовая зона расположена на юго-востоке курорта и включает в себя Главный дворец (Zhenggong, 正宫), Дворец Сосны и Журавля (Songhezhai, 松和债) и Восточный дворец (Donggong, 东宫). Именно в этих дворцах, расположенных возле живописного озера, жили и работали цинские императоры. К дворцовому комплексу можно пройти через ворота Красоты и Справедливости (Lizhengmen, 丽正门) и Полуденные ворота (Wumen, 午门), узнать которые легко по украшающей их табличке с четырьмя золотыми иероглифами «避暑山庄», имитирующими почерк императора Канси.
Планировка дворцовой зоны в целом совпадает с пекинским Запретным городом: на переднем плане расположены залы для официальных приемов, позади – внутренние покои. Однако в отличие от роскошного пекинского дворца, подавляющего своей грандиозностью, масштабами и сверкающим великолепием, летний дворцовый ансамбль является более изысканным. Предание гласит, что император Канси, приказавший построить летний курорт, хотел, чтобы резиденция напоминала тихую маньчжурскую деревню. Однако такое выказывание равнодушия к славе и богатству было довольно лицемерным, учитывая, что 120 комнат дворцового комплекса обслуживало несколько тысяч слуг.
Главным залом дворца Чжэнгун является зал Бережливости и Спокойствия (Dangbo jingcheng dian). Он также известен, как Зал наньму, поскольку стены помещения отделаны ценными мелкозернистыми породами лиственного дерева наньму, тонкий аромат которых отпугивал москитов в летний сезон.
За залом находится палата Овладения Четырьмя Знаниями, где императоры встречали важных сановников, отдыхали перед церемониями и занимались будничными делами.
В задних помещениях дворца находятся жилые покои императорской семьи, среди которых спальня самого Сына Неба – зал Прохладных туманов и Небольшой войны (Yanbozhishuang dian). В дворцовых залах, помимо изысканной цинской мебели, можно увидеть бытовые императорские безделушки, в том числе кисти, керамические изделия, оружие и т.д.
Начать осмотр императорского сада лучше всего с приозерной части, расположенной непосредственно за дворцовым комплексом. Здесь можно взять напрокат лодку и совершить водную прогулку вдоль берегов, на которых возвышаются павильоны, соединенные живописными мостами. Проплыв в северную сторону, вы увидите небольшой островок «Цвет Луны и звук реки», на котором находится огороженный ансамбль построек с внутренними двориками, где любили отдыхать императоры. Павильонам даны романтичные названия, такие как Горный приют для уединения (Jingji Shanfang), Зал нефритовых сердец (Yingxin dian), Павильон прохладных ароматов (Lengxiang dian, 冷想点) и другие. Всякий раз, когда над озером восходит луна, ее свет отражается в водной глади, и, находясь в это время на острове, чувствуешь спокойствие и умиротворение. Строения в приозерной зоне в основном построены по образцу подобных ансамблей в провинции Цзянсу.
К северу от озера расположились равнины, а в их северо-восточной части раскинулся Сад десяти тысяч деревьев, где стоят небольшие дворцы выполненные в типично северном стиле. На зеленых лугах здесь можно увидеть оленей, фазанов и зайцев. В былые времена император Цяньлун прогуливался здесь вместе с Панчен-ламой, монгольской принцессой и британским послом. В этой же части парка есть специальная площадка для верховой езды.
Среди просторных равнин возвышается храм Вечного Благословения, на территории которого стоит 66-метровая пагода. Это семейный храм императорской династии Цин. Пагода насчитывает 9 этажей, что, согласно китайской науке о нумерологии, соответствует императорскому числу.
Чуть западнее находится Зал передачи знаний (Wenjin). Потайной этаж зала предназначался для хранения особо ценных книг и документов.
С северо-запада на юго-восток простираются горы, покрытые густым лесом. Здесь за котловиной Цветущих груш, залитых лунном светом, стоит павильон Облаков и гор с раздвижной крышей, откуда можно полюбоваться восходом и закатом солнца над горными вершинами. Но самые захватывающие виды открываются с Заснеженного павильона, который стоит на самой вершине скалы в северной части парка.
Для того чтобы осмотреть все 260 живописных мест курорта «Бишушаньчжуан», названия которым давали сами императоры, понадобилось несколько дней. Но, путешествуя в Чэндэ, стоит уделить время и, так называемым, восьми внешним храмам резиденции, отражающим высокое мастерство архитектуры ханьской, монгольской и тибетской национальностей. Когда-то «Бишушаньчжуан» окружало 12 подобных храмов, из которых до наших дней сохранилось только 11 храмов в составе 8 ансамблей. Храмы выстроены в архитектурном стиле национальных меньшинств, проживающих в Китае – монгольском, тибетском и уйгурском. Сегодня доступ открыт лишь в пять.
Храмы Чэндэ, достопримечательности
Сказочно красивый храмовый комплекс Путоцзунчен является одним из восьми внешних храмов летней императорской резиденции в Чэндэ, построенных в период между 1713 – 1780 гг. в эпоху Цин. Раньше таких храмов было 11, но до нас сохранилось лишь семь сооружений и главный зал восьмого.
К востоку от летнего курорта находятся храм Пужэнь, Пулэ, Аньюань и Пушан (сохранились только руины); на севере находятся храм Пунин, храм Счастья и Долголетия, храм Путоцзунчен и храм Шусиан.
Храм Путоцзунчен был построен между 1767 и 1771 годами к 60-летию цинского императора Цяньлуна и 80-летию его матери, но по замыслу самого Сына Неба храм выполнял важную политическую функцию и должен был служить комфортным местом для размещения Далай-ламы во время его визитов из Тибета.
Именно поэтому храм построили по образцу тибетского дворца Потала в Лхасе, который до середины XX века являлся резиденцией далай-лам. В связи с этим храм также называют «Малым дворцом Потала». Таким образом, Путоцзунчен стал своеобразным символом объединяющей силы империи Цин, выступающей за разнообразие народов и культур.
Этот самый большой храмовый комплекс в Чэндэ и один из самых крупных в Китае занимает площадь около 220 тыс. кв. км. Красный фасад величественного храма, возвышающегося на холме, оформлен в тибетском стиле, хотя во внутреннем убранстве в тибетских залах с белыми стенами и плоскими крышами встречаются и элементы традиционной ханьской архитектуры. Всего в комплексе насчитывается 50 залов, среди которых читальные залы, жилые помещения монахов, залы для чтения буддийских сутр и др.
Попав в Западный зал обратите внимание на забавную медную статую устрашающей женщины, сидящей верхом на муле. Это никто иная, как Благосклонная Небесная Матерь, покаравшая злого духа Раксаку. Для того, чтобы усыпить его бдительность, она вышла за него замуж и родила ему двоих детей. Как-то ночью она проглотила Луну, чтобы мир погрузился во тьму, и, подкравшись к духу, превратила его в мула. Рядом со статуей женщины можно увидеть изваяния двух мальчиков – ее детей, по коварным лицам которых можно предположить их происхождение.
Находящиеся в Восточном павильоне статуи созданы в традициях тантрического буддизма, стремившегося достичь просветления с помощью алхимии и секса.
Во время расцвета династии Цин храм принимал много высокопоставленных гостей из других стран, включая Монголию и Тибет, находящихся в вассальной зависимости от Китая. Даже сегодня здесь не трудно представить себе чувство благоговения, с которым приезжали послы.
Одним из наиболее интересных также является храм Пунин (Вселенского Умиротворения), который был построен в 1755 году во время правления цинского императора Цяньлуна (1736 – 1795 гг.) в память о подавлении восстания в Синьцзяне. Буддийский храм Пунин был возведен по образцу тибетского монастыря Самье, что должно было выразить уважение цинского правительства к этническим меньшинствам в русле политики «контроль через умиротворение». Наряду с не менее знаменитыми храмами Пулэ и Путоцзунчен, Пунин входит в число восьми внешних храмов в Чэндэ.
Храм выполнен в соответствии с ханьскими традициями строительства буддийских культовых сооружений. Самым интересным является зал Махаяны в задней части храма, окруженный 27 симметрично расположенными палатами в тибетском стиле. В высоту зал достигает 37 метров, а его главной ценностью является 23-метровая деревянная статуя Гуанинь, украшенная позолотой.
При изготовлении тысячерукой и тысячеглазой богини скульпторы использовали сосну, кипарис, пихту, липу и вяз. Центральная пара рук божества сложена в молитвенном жесте, остальные 40 рук держат по глазу.
Глаз есть даже в пупке богини, не говоря уже о трех глазах на ее лике. Такое количество зрительных органов символизирует способность богини видеть прошлое, настоящее и будущее.
Грандиозная деревянная статуя была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как одна из самых больших подобных статуй в мире. Из-за нее Пунин также называют Храмом Большого Будды.
С правой стороны от зала Махаяны находится зал Дневного Света, с левой стороны – зал Лунного Света.
В одном из павильонов храма находиться стела Пунин Сибей, в которую император Цяньлун лично вписал имена полководцев, подавивших восстание на северо-западе Китая (современный Синьцзян) и захвативших правящего джунгарского хана.
Один из восьми внешних храмов Чэндэ, Храм Счастья и Долголетия был построен в 1780 году для того, чтобы соответственным образом принять визит Панчен-ламы VI, который собирался прибыть из Тибета по случаю 70-го дня рождения императора Цяньлуна. Моделью для строительства храма послужил храм Ташилунпо в Шигадзе (Тибет). Таким образом, в этом храме мы можем увидеть симбиоз древней ханьской и тибетской архитектуры.
Храм построен в форме семиуровневой пагоды с трапециевидными окнами (характерная черта тибетской архитектуры), крыша покрыта яркой желтой черепицей, что делает ее заметной с дальнего расстояния.
Храм оформлен в соответствии с названием: восемь позолоченных драконов украшают карнизы пагоды. Но по иронии судьбы, название храма идет вразрез с его историей и несчастной судьбой Панчен-ламы, для которого храм был построен. Панчен-лама VI умер в Пекине 2 ноября в 1780 году от оспы, в тот же год, когда строительство храма было закончено.
Передняя часть храма построена в китайском стиле, а основное здание представляет собой трехъярусную галерею с тесным внутренним двором. В центре установлена статуя Цзонхавы, основателя секты «желтых повязок».
Храм Анюань, один из восьми внешних храмов летней императорской резиденции в Чэндэ, был построен в 1764 году во время правления императора Цяньлуна. Так же как и храм Путоцзунчэн, Анюань выполнял миротворческую функцию и должен был служить символом примирения китайского и синьцзянского народов, между которыми постоянно вспыхивали конфликты. Храм был построен в стиле храма Гюрза, который находился на севере реки Или в Синьцзяне, но до наших дней, к сожалению, этот синьцзянский храм не сохранился.
Храмовый комплекс занимает площадь в 26000 квадратных метров, хотя на сегодняшний день до нас сохранился лишь главный зал, так как большая часть сооружений сгорела во время пожара. Оригинальный комплекс был окружен тройными стенами с множеством ворот. Сохранившийся трехэтажный зал Пудянь (Зал Мирных границ) венчает крыша, покрытая черной черепицей, что было довольно необычно для храмовых сооружений того времени. Буддисты считали, что черный – цвет нирваны и сильного ветра, китайцы же его считали символом воды.
В зале также можно увидеть несколько древних позолоченных статуй Будды, в том числе Кшитигарбха, которая находится на алтаре в центре зала. Стены зала Мирных границ расписаны по мотивам буддийских историй, в передней части возвышается стела, на которой выгравирован призыв императора Цяньлуна к миру между народами. Надпись сделана на китайском, маньчжурском, тибетском и монгольском языках.
Храм Пулэ (Храм Вселенского Счастья) входит в состав так называемых восьми внешних храмов летней императорской резиденции в Чэндэ. Храм, расположенный на холме в одном километре к востоку от реки Улиэ, относится к цинской эпохе – он был построен в 1766 году в тридцать первый год царствования императора Цяньлуна. В год, когда строительство было закончено, сюда прибыли с визитами послы монголов, уйгуров и других северо-западных народов, чтобы засвидетельствовать свое почтение императору великой империи.
Пулэ занимает площадь в 24000 квадратных метров. Благодаря двойной конической крыше, возвышающейся над комплексом, храм напоминает облик пекинского Храма Неба, что, конечно, неслучайно. Легенда гласит, что однажды император Цяньлун спросил одного из своих вассалов: «Что вы прежде всего вспоминаете, думая о родных местах?» Подданный ответил: «Небо». Тогда правитель приказал построить для вождей тюркских племен храм Пулэ, круглый, наподобие самого известного в стране Храма Неба.
Храм, сочетающий в себе ханьские и ламаистские традиции, состоит из двух частей – передней и задней. Передняя часть храма, которую также называют Домом Будды Бесконечного Долголетия, выдержана в строгом ханьском стиле. Здесь можно увидеть статуи Будды и воинов, охраняющих его.
Более интересна задняя часть храма, отражающая особенности ламаистской культовой архитектуры и резко контрастирующая со строгостью передних залов. Задняя часть состоит из трех уровней. Самым впечатляющим является третий уровень, где расположен Зал Восходящего солнца, увенчанный знаменитой конической крышей. Стоит обратить особое внимание на позолоченный резной деревянный потолок в этом зале, который может соперничать даже с убранством Храма Неба в Пекине.
Посередине зала сияет уникальная деревянная мандала тантрического божества Самвары. Это единственная в Китае подобная мандала за границами Тибета. В зале также находятся статуи и изображения яб-юм, «космического соития».
От храма Пулэ отходит тропинка к двум горным вершинам, заслуживающим внимания: Горе-молот и Горе-лягушке. Горный курорт и храмы Чендэ включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.
|
</> |