Сергиевка /Петергоф.

Сергиевка (также Усадьба
Лейхтенбергских) — дворцово-парковый ансамбль , располагающийся в
Петергофе (Петродворцовый район Санкт-Петербурга) на месте бывшей
усадьбы Лейхтенбергских. Дворцово-парковый ансамбль является
памятником истории и культуры, памятником архитектуры XIX века
федерального значения и входит в состав объекта всемирного наследия
ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним
комплексы памятников».Парк является памятником природы
регионального значения.
В начале XVIII века владельцем этой
территории стал сподвижник Петра I Александр Иванович Румянцев, от
него усадьба перешла к сыну — фельдмаршалу Петру Александровичу
Румянцеву-Задунайскому. По имени уже его сына, Сергея Петровича
Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой.
Мария Николаевна (6 (18)
августа 1819, Павловск — 9 (21) февраля 1876, Санкт-Петербург) —
дочь российского императора Николая I и сестра Александра II,
первая хозяйка Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. В браке —
герцогиня Лейхтенбергская. Президент Императорской Академии
художеств в 1852—1876 годы.
В 1822 году Румянцев продал усадьбу
Кириллу Нарышкину, который, по словам В. А. Соллогуба, обзавёлся
«помещичьим домом среди разных деревянных павильончиков, где
проживали летние гости». После смерти хозяина в 1838 году
Нарышкинскую дачу за 560 тысяч рублей приобрёл Николай I. Сергиевка
стала загородным домом его дочери Марии Николаевны и её мужа
Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, а впоследствии их
потомков.
Максимилиан Иосиф
Евгений Август Наполеон Богарне 2 октября 1817, Мюнхен — 1 ноября
1852, Санкт-Петербург) — член русской императорской фамилии, 3-й
герцог Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств
(с 1843) и главноуправляющий Горным институтом (c
1844).
Архитектор Штакеншнейдер, который в
Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец,
стал также автором их загородного дворца в Сергиевке. Помимо дворца
Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в
1845—1846 годах православную церковь святой Екатерины.
Дети Марии Николаевны
Портрет княжны Марины Николаевны с
детьми. 1849, Кристина Робертсон
Здание храма, как и дворец
было выполнено в популярном в то время в Европе стиле
«неогрек», в духе древних античных построек. Фасады церкви, имевшей
лаконичную форму куба и плоскую крышу, украшали пилястры и
встроенные в стену с северной и южной стороны барельефы в виде
ангелов.Наиболее полная и достоверная информация о храме
содержится в работах профессора Дмитрия Владимировича
Осипова.
«В исторической литературе советского периода её почему-то ошибочно называли «Капеллой». Это, безусловно, православная церковь, хотя и без каких бы то ни было канонических признаков храма. Прямоугольная в плане с плоской крышей, она была облицована плитами белого итальянского мрамора.
Цоколь церкви был оформлен блоками
красного полированного гранита. По фризу шла надпись на
древнеславянском языке. По периметру карниза церкви размещались
выполненные в технике горельефа головы льва, вола, орла и ангела –
раннехристианские символы четырёх евангелистов. Крыша была увенчана
фигурой ангела с опущенными крыльями, держащего в руках
четырёхконечный крест. Другие восемь фигур ангелов поддерживали
архитравы трёх вытянутых прямоугольных окон <�…>.
Отличительной особенностью церкви
Св. Екатерины в усадьбе «Сергиевка» было то, что здесь впервые в
России и в мире скульптурное оформление архитектуры зданий было
выполнено в технике гальванопластики, изобретателем которой был
известный русский учёный академик Б. С. Якоби.
Восточный фасад - фотография 1867
Восточный фасад - фотография 1870 г., фотограф
Его ученик – герцог Максимилиан
Лейхтенбергский доказал возможность получения полых копий скульптур
и в дальнейшем широко использовал гальванопластические копии для
скульптурного убранства Исаакиевского собора и дворцово-парковых
ансамблей Санкт-Петербурга.
Вышеупомянутые ангелы церкви
выполнены по эскизам скульптора И. П. Витали и являлись прототипами
(в уменьшенном размере 3:1) девяти из двенадцати ангелов для
оформления внутреннего убранства барабана главного купола
Исаакиевского собора. Перед входом в церковь на больших
мраморных пьедесталах стояли также гальванопластические статуи
евангелистов Иоанна Богослова с орлом и Матфея с ангелом, которые
также являлись прототипами (в уменьшенном размере 4:1) для
оформления Исаакиевского собора.
Восточный фасад. Фотография 1905 - 1910 г.
Гальванопластическая скульптура
церкви загадочно исчезла в конце 1930-х гг. (вероятно, ушла на
переплавку). Церковь сильно пострадала во время Великой
Отечественной войны от миномётного обстрела; в послевоенные годы
была утрачена мраморная облицовка здания. <�…> К сожалению,
никаких реальных планов восстановления этого исторического здания
пока нет.
Фотография 1864 - 1871 г. (фотограф И.Г.Ностиц)
Ещё одной исторической
достопримечательностью церкви Св. Екатерины была семейная реликвия
герцогов Лейхтенбергских, великих князей Романовских. На алтаре
церкви хранились фуражка и палаш Сергея Максимилиановича князя
Романовского, герцога Лейхтенбергского, убитого в Русско-турецкую
кампанию под Тырновом (Болгария) 24 августа 1877 г. Это была первая
смерть в бою члена семьи Романовых».
(Д. В. Осипов, "Природные и
арт-объекты в ландшафте дворцово-паркового ансамбля "Сергиевка",
Петергоф" в сборнике "Природные и культурные ресурсы в экосистемах
Петергофа", изд-во СПбГУ, СПб, 2016, С. 168-169)
Голова (или Скульптура у источника)
— скульптура неизвестного мастера, высеченная в гигантском
гранитном валуне и находящаяся на территории бывшей усадьбы
Лейхтенбергских в Петергофе. Является объектом культурного наследия
федерального значения.
В середине XIX века было продолжено
оформление парка. Из огромных гранитных валунов были вырублены
скамьи и скульптуры, пополнилась коллекция растительных насаждений.
Уникальным памятником является гигантская, высеченная из гранита,
«Голова», вызывающая споры искусствоведов и историков.
После революции парк был взят под
охрану государства и объявлен в 1921 году памятником природы на
основании декрета Совнаркома. Усадьба Лейхтенбергских была передана
биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. Во
дворце и постройках рядом расположился Биологический НИИ
Университета.
Во время Великой Отечественной войны
усадьба Лейхтенбергских оказалась на линии фронта Ораниенбаумского
плацдарма, парк и постройки сильно пострадали. После войны
Ленинградским университетом были проведены работы по
благоустройству парка, в 1965 году по проекту архитектора В. И.
Зейдемана в основном восстановили фасады дворца, после 1969 года по
проекту архитектора К. Д. Агаповой велись работы по реставрации
парка.
Дворец Лейхтенбергских
Дворец Лейхтенбергских — дворец в
стиле позднего классицизма, расположенный на гребне берегового
уступа в северо-восточной части парка Сергиевка (западная окраина
Петергофа).
Построен архитектором Андреем
Штакеншнейдером для дочери Николая I Марии Николаевны и её мужа
Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, в 1839—1842 годах.
Штакеншнейдер также является автором петербургской резиденции
Лейхтенберских — Мариинского дворца.
В годы войны здание было сильно разрушено; восстановлено
позже.
С советского времени дворец и
окружающие постройки заняты Биологическим институтом СПбГУ.
.
При всей кажущейся сложности план
дворца тщательно продуман и рационально организован. Отделка
стилизована под помпейское искусство. Над лепным и живописным
убранством работали мастера И. Табарин, М. Андреев, С. Давыдов, И.
Дролингер. Меблировка от братьев Гамбсов утрачена.
На берегу реки находится также
Английский домик, в парке капелла (в руинах), чайный домик был
разрушен во время войны.
Холл первого этажа
Конференц-зал
Парк
С южной стороны парк начинается у
железнодорожной платформы Университет и простирается далее на север
до берега Финского залива, на северо-востоке граничит с парком
Собственная дача. На территории расположена цепь прудов с мостами и
двумя десятками мостов-плотин, от которых в сторону Финского залива
вытекает река Кристателька в глубоких оврагах, где сооружены
несколько плотин. Перед впадением в залив к северу от пересекающего
парк Ораниенбаумского шоссе ручьи сливаются в один поток.
Парк сформирован на месте естественного лесного массива. По оценкам
учёных Биологического института СПбГУ в парке зарегистрировали
более 250 видов сосудистых растений, 185 видов птиц и 35
млекопитающих. Площадь 120 га.
Верхний пруд
Дренажная система дорожек в парке
устроена так, что в самый сильный ливень они всегда остаются
сухими.
Огородный пруд
банный дом
английский домик
https://www.citywalls.ru/house18483.html/
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sergievka
|
</> |