Петергоф: Екатерининский корпус,фонтаны.

Екатерининский корпус,фонтаны и каскады
Е К А Т Е Р И Н И Н С К И Й К О Р
П У С
Екатерининский корпус открыт для
посетителей после двух лет реставрации.
Дата постройки 1746–1759 гг.
К западной Гостевой галерее
"Монплезира" примыкает желтое одноэтажное здание "Екатерининского
корпуса". Он был построен для императрицы Елизаветы Петровны
архитектором Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века. Дворец,
оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения
придворных балов, приемов и банкетов. В то время он носил название
"Каменного корпуса".
Имя "Екатерининский" более позднее и
связано с памятью о дворцовом перевороте, возведшем на российский
престол Екатерину II. В бытность великой княгиней она проживала в
комнатах деревянного флигеля, пристроенного к "Каменному корпусу".
Именно оттуда утром 28 июня 1762 года она отправилась в Петербург,
чтобы возглавить заговор с целью свержения своего супруга,
императора Петра III. Об этом историческом событии напоминает
мраморная статуя Екатерины II в Вестибюле дворца.
Желтый зал.
Помимо ценной посуды, зал украшают несколько картин, в том числе
портрет в рост императора Александра Первого. Главное же украшение
– подарок ему от Людовика Восемнадцатого, сменившего побежденного
Наполеона.
Это гобелен с картины Штейбена – Петр Первый спасает рыбаков на
Ладоге, сенсация парижского Салона 1812 года.
Екатерининский корпус начинается самым большим помещением – Желтым
залом. Он служил местом торжественных приемов, балов и обеденным
помещением для торжественных случаев. Экспозиция представлена
сервированными столами, длинным общим и круглым десертным.
Гордостью "Екатерининского корпуса"
является представленный в Жёлтом зале знаменитый парадный
Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе
в Петербурге, он насчитывал около 5000 предметов и использовался
лишь в особо торжественных случаях. Своим художественным
оформлением сервиз воспевает Россию и народ, населяющий ее огромные
просторы. На тарелках помещены десятки изображений народов России,
а на холодильниках для вина – виды Петербурга, Москвы и их
окрестностей. Великолепие сервиза подчеркивает хрусталь, заказанный
императором Павлом I в конце XVIII века в Англии.
Вступив на престол, Екатерина II
поручила архитектору Д. Кваренги переоформить пышные барочные покои
елизаветинского "Каменного корпуса" в стиле благородной строгости
классицизма. Новый цвет стен и определил названия помещений: Желтый
зал, Синяя гостиная, Зеленая приемная. Единственная комната дворца,
сохранившая отделку Растрелли без изменений, –
Подогревальня.
Особенно приметны стол с бронзовыми
опорными деталями, оригинальная мягкая скамеечка и столик возле
нее. Выше массивного дивана – портрет Елизаветы Петровны,
выполненный художником Христинеком, заключенный в оригинальный
багет. Роспись стен в технике однотонного гризайля с воинскими
символами и орнаментальные фризы составляют важную часть оформления
помещения.
Формирование облика дворцовых
интерьеров продолжалось на протяжении нескольких десятилетий.
Последний этап был связан с именем императора Александра I и
важными событиями его царствования.Коллекция декоративной бронзы
"Екатерининского корпуса" включает в себя произведения выдающихся
французских мастеров: П. Ф. Томира, П. В. Ледюра, А. Раврио, Л.
Ленуара-Раврио. Это разнообразные часы, канделябры, подсвечники,
курильницы, которые были непременным украшением ампирного
интерьера.
Далее представлен кабинет Александра
Первого, оформленный более официально и по парадному. На стене в
круглой раме – портрет его отца Павла Петровича, ушедшего на тот
свет с одобрения потомка. Некоторые предметы меблировки выполнил
известный мастер Гамбс, запомнившийся по гарнитуру из романа
Двенадцать стульев. Шикарные вазы помещены на высокие подставки для
лучшей видимости.
Победа над наполеоновской Францией
создала благоприятную почву для расцвета русского ампира. В это
время в интерьерах дворца появляются ампирные росписи воинственного
характера в духе искусства могущественной Римской империи.
В кабинете Александра I хранятся
памятные предметы, связанные с Отечественной войной 1812 года:
уменьшенная копия мраморного обелиска, установленного на
Бородинском поле, пресс-папье с подлинными ядрами с места
Бородинского сражения, барельефы на военные темы и заграничных
походов русской армии. В витрине выставлены фарфоровые чашки и
бокалы с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
Роль музыкального салона
Екатерининский корпус делегировал Синей гостиной, где слишком
насыщенный тон стен смягчается росписями на темы из Илиады. Главный
предмет здесь – рояль орехового дерева питерского производства.
Педали инструмента укреплены на конструкции в виде лиры, подобных
символов в Синей гостиной немало. Ближайший видим рядом с роялем, в
очертаниях боковин держателя для нотных альбомов.
Контур древнего инструмента
угадывается в спинке стула для пианиста оригинального устройства.
Возле неопознанного белого бюста в углу помещения мягкий стул со
спинкой-лирой. Расставлены по комнате старинные предметы мебели,
приметен округлый комод с левой стороны. Кроме тона стен, в
гостиной все гармонично сочетается, от совпадающих по цвету паркета
и мебели до декоративных ваз и росписей.
Музей обладает первоклассным
собранием отечественной мебели из тополя, карельской берёзы и
красного дерева, изготовленной по эскизам К. И. Росси, А. Н.
Воронихина, В. П. Стасова, Л. Руска.
Спальня, приписываемая Александру
Первому
Екатерининский корпус в лице музейных сотрудников представляет
помещение как императорскую спальню. Едва ли это так, скорее это
типичная опочивальня высокородного аристократа. Помещение
многофункциональное, судя по разнообразию меблировки, где заметна
ширма, она же зеркало. За ней, в углу, рабочий секретер для письма
и чтения, также приписываемый мастеру Гамбсу.
Под очень крупным живописным
полотном – целый набор для отдыха или общения, диван на малахитовых
сфинксах, стол, стулья и кресла. По диагонали от рабочего места
находится и спальное, оригинальных очертаний кровать из орехового
дерева. Между двумя красивыми вазами на высоких постаментах –
корзина для грязного белья, хотя и интересно оформленная.
Египетскую тему сфинксов продолжают подсвечники с египтянками по
сторонами ложа.
Представлена мебель характерных
ампирных форм: кровать-ладья, кресла-корытца, диван с ножками в
виде сфинксов, ставших популярным элементом декора после египетских
походов Наполеона.
Тему Древнего Египта в Европе оживил
наполеоновский поход в эту страну, проникла мода и к победителям
Бонапарта. Зоны отдыха, работы и сна соединены ковром во всю
комнату, что подчеркивает универсальность помещения. Роспись стен и
потолка здесь выполнена другим цветом, потому не столь заметна. В
кадр не попал потолок, который путеводитель описывает как
декорированный мифическими сценами.
Единственным хозяйственным
помещением Екатерининский корпус имел Подогревальную комнату, где
пищу не готовили, а только грели. Дополнительно к разогреву блюд
кухня выполняла и выставочную нагрузку. Здесь экспонируется ценная
коллекция фарфора производства российских мануфактур, опекаемых
императорским домом. Причем в подсобном по сути помещении
выставлена не самая ценная посуда.
Громоздкая печь занимает добрую
половину помещения, при этом еще и топка вынесена в подвал.
Невольно вспомнишь микроволновку, выполняющую дома те же функции.
Два шкафа косвенного нагрева предназначались, скорее всего, для
выпечки и сдобы. Для горшков, которые в старину были вместо
нынешних кастрюль, использовалась варочная поверхность с
отверстиями. Сейчас они заглушены, но одновременно можно греть 12
горшков.
.Подогревальную настояла оборудовать Елизавета Петровна, непонятно
почему желавшая иметь такое помещение. Можно было просто приказать
доставлять горячим к столу, как позже и делали. Потому, наверное.
Кухонное помещение не переделывали и оставили неизменной при всех
хозяевах, что пережил Екатерининский корпус. Объект весьма
поучителен в плане демонстрации нынешнего технического
уровня.
20 мая после двух лет реставрации
состоялось торжественное открытие Екатерининского корпуса, самого
большого парадного дворца в Нижнем парке. Это событие приурочили к
35-летию первой масштабной реставрации музея, которая была
завершена 25 мая 1986 года.
Об основателе Петергофа напоминает
гобелен "Петр I, спасающий рыбаков во время бури на Ладожском
озере", вытканный на знаменитой парижской мануфактуре. Гобелен был
заказан Наполеоном Бонапартом, но закончен при короле Людовике
XVIII, который и подарил его Александру I.
Каскад "Шахматная
гора"
Самая большая площадь восточной
части парка, украшенная цветниками и парными фонтанами, напоминает
парадный зал, раскинувшийся под открытым небом. Ее смысловой центр
– каскад "Шахматная гора".
Он расположен на естественном
склоне, протянувшемся вдоль всей территории Нижнего парка.Свое
название каскад получил благодаря сливным ступеням, расписанным в
середине XVIII века черными и белыми квадратами в шахматном
порядке.
Архитекторы И. Браунштейн, М.
Земцов, Т. Усов, И. Бланк, И. Давыдов принимали участие в
проектировании и строительстве каскада, который задумывался Петром
I как "Руинный", поскольку должен был представлять разрушенную
крепостную башню – символ взятия русскими войсками шведских
крепостей.
В 30-х годах XVIII столетия внешний
облик каскада изменился и стал напоминать неприступное жилище трех
крылатых драконов, стерегущих вход в верхний грот. Выполненные по
моделям К. Оснера, фантастические ярко окрашенные драконы дали
каскаду еще одно название – "Драконова гора". Ощерив клыкастые
пасти, драконы изрыгают потоки воды. Она скользит по четырем
водопадным скатам и ажурной завесой закрывает вход в нижний
грот.
Пфуто и Помона.
Волкано и Адонис.
Церера и Нептун.
Флора и Юпитер.
По сторонам каскада на высоких
каменных пьедесталах установлены мраморные фигуры десяти античных
богов. Они выполнены в петровское время итальянскими мастерами. Как
и другие статуи Нижнего парка, скульптура каскада "Шахматная гора"
олицетворяет морские победы, политические успехи и процветание
русского государства.
В 1941 году, в самом начале войны, все мраморные статуи были сняты
с пьедесталов и зарыты в землю. В 1953 году разрушенный каскад был
восстановлен по рисункам конца XVIII века. Мраморные статуи,
извлеченные из укрытий, вернулись на свои привычные места.
Римские
фонтаны
Римские фонтаны — два одинаковых по
конструкции и оформлению фонтана дворцово-паркового ансамбля
Петергоф.
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с
двух фонтанов, установленных на площади Святого Петра в Риме.
«Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из
дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка
и И. Давыдова.
В 1763 году под руководством Ф. Б.
Растрелли фонтаны были возведены заново и установлены на каменные
постаменты. Деревянные части выкрашены под мрамор. В 1798-80 гг.
обветшавшие «Римские фонтаны» перестраиваются из кирпича и гранита
с мраморной облицовкой.
Украшения из дерева заменены на
свинцовые. В годы Великой Отечественной войны фашисты повредили
мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали
трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949
году.
Высота фонтанов более 10
метров.
Фонтан
«Пирамида»
В восточной части Нижнего парка, в
боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей
многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает
триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции,
обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721
году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом
водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект.
Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена.
Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём
последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере
приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и
соответственно росла высота струи.
Фонтан-шутиха
«Ёлочки».
Ёлочки — один из нескольких
фонтанов-шутих XVIII века в дворцово-парковом ансамбле Петергофа.
Находится у Марлинской аллеи Нижнего парка, северо-западнее Римских
фонтанов.Фонтан-шутиха был создан в правление императрицы Екатерины
II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова[2]
фонтанным мастером И. В. Кейзером. По другим данным архитектором
фонтана выступил Ф. П. Броуэр.Фонтанный комплекс «Ёлочки» был
разрушен в годы Великой Отечественной войны и воссоздан в 1949 году
архитектором А. А. Оллем. Реставрация проводилась в 1958 году
бригадой А. Смирнова.
Фонтан-шутиха «Ёлочки» — группа из
трех небольших металлических елей, находящихся в одной из куртин
Нижнего парка вблизи Оранжереи. Деревья состоят из соединенных
трубок в форме ствола и ветвей, покрыты проволочной «хвоей». Издали
их можно принять за настоящие ели.
Создан фонтан для шуток над гостями
парка. Когда гости парка проходили мимо фонтана, замаскированного
под три ёлочки, включалась вода, и празднично одетые господа и дамы
оказывались вымокшими. В настоящее время фонтан работает
постоянно.
Создан в правление императрицы
Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова
фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха
Петергофа.
https://www.sobaka.ru/city/city/128794/
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_ekaterininskiy_korpus/
|
</> |