Петергоф :комплекс Монплезир(1)

комплекс Монплезир(1)Экстерьер.

На самом берегу Финского залива
стоит любимый загородный дворец Петра I – "Монплезир" .
Монплезир (фр. mon plaisir — «моё удовольствие») — дворец в Петергофе, памятник архитектуры начала XVIII века.Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Фридрихом Браунштейном, Жаном-Батистом Леблоном, Николо Микетти. Пётр лично выбрал местоположение нового дворца, а также определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
Баллюстрада над Финским
заливом.
В целом дворец строился в
соответствии с представлениями императора о максимально удобном
жилище для просвещённого человека его времени. С этой позиции
архитектуру и убранство Монплезира можно рассматривать как образец
архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII
века.
Со стороны Финского залива.Морская
терраса.
В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого
российского императора, его эстетические вкусы, интересы и
привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием
голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли
"Голландским домиком".
Екатерининский корпус.
По иной версии в основу композиции
положен проект Шлютера, а весь комплекс создан в подражание малым
прусским дворцам, в том числе Монбижу близ Берлина.
С Монплезиром связаны многие
значимые события и личности русской истории. Естественно, Монплезир
постоянно посещал Пётр I, здесь же проводились съезды двора,
парадные приёмы, встречи императора с иностранными послами.
Последний раз Пётр I был здесь в
октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в
Монплезире торжественный приём для первых членов Академии Наук.
Дворец активно использовался вплоть до времён Екатерины II, которая
неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга
приближённых.
Двор Петра.
Дворец заложен 17 мая 1714 года на
южном берегу Финского залива у самой кромки воды. Царь хотел, чтобы
этот малый дворец, в отличие от больших парадных резиденций,
напоминал бы ему любимую Голландию, чтобы из его окон было видно
море (хотя на самом деле это была «финская лужа») и чтобы дворец
казался кораблём, готовым отплыть в длительное плавание. Именно в
этом месте побережья заболоченная местность сменяется почти морским
пейзажем.
Французский посол Кампредон писал:
"Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание
голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной
террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским
каналам".
В ясные дни от Монплезира
виден Кронштадт. Дворец стал любимым загородным домом царя Петра.
Когда он прибывал в Петергоф, то всегда останавливался в
Монплезире. Здесь он чувствовал себя настоящим европейцем.
Для строительства дворца возвели
подпорную стенку. Дворец состоит из центрального корпуса
(«палатки») с высокой кровлей «с переломом» на голландский манер, с
деревянной вазой на вершине, и боковых лустгаузов (Lusthaus —
«Весёлый домик») с фонариками на кровле. Центральную «палатку» и
лустгаузы связвают галереи с огромными окнами (застеклённой
аркадой) на уровне земли и с мелкой расстекловкой
«по-голландски».
Стены сложены из особого
узкого маломерного кирпича (22 х 10 х 5,5 см). Швы кладки
неоштукатуренных стен, выделенные побелкой, придают постройке
необычный и романтичный облик.
В Монплезире представлена собранная
самим Петром I коллекция картин европейских художников, коллекция
китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и
коллекция кухонной утвари первой четверти XVIII века. В оформлении
использованы голландские изразцы, лаковые панно (выполненные по
китайскому образцу), ткани, резной дуб, паркеты, мрамор.
Орнаментально-скульптурное
оформление считается шедевром декоративной лепки XVIII века.
Живописные работы выполнены французским художником Филиппом
Пильманом. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и
полученные императором дипломатические подарки.
«Променад» (терраса) морского фасада
вымощен красным клинкерным (особо прочным) кирпичом.
Ближе к берегу с западной стороны
террасы установлена медная статуя Нептуна — владыки морей,
символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому
морю.
Любимый особняк Петра Первого, с которого началась история
Петергофа, расположился в Нижнем парке, на берегу Финского
залива.
Во время строительства загородной
резиденции Россия принимала участие в Северной войне, из-за чего
лишних средств в государственной казне не было. Чтобы закончить
возведение ансамбля, император издал закон о том, чтобы по всей
стране прекратили строить каменные дома.
Это помогло сократить расходы
бюджета и завершить строительство особняка в 1723 году.
Уже к 1717 году был заложен
фундамент центрального зала и шести боковых помещений.
В следующие несколько лет основной
корпус и примыкающие к нему галереи были возведены. 5 лет ушло на,
чтобы оформить покои, построить подсобные пристройки для прислуги,
церковь, конюшню и теплицу, а также благоустроить сад с южной
стороны. Император предъявлял высокие требования к деталям, поэтому
больше всего времени заняла отделка внутренних
помещений.
Планировка усадьбы отличается
простотой и четкостью. Доминантой ансамбля является центральный
корпус, покрытый шатровой крышей. К нему по бокам пристроены 2
галереи и небольшие павильоны.
С северной стороны фасада можно
увидеть здание Морского кабинета, из окон которого открывается
чудесная панорама на Финский залив, а также Кронштадт. Чтобы
подчеркнуть красоту этого места, перед северным фасадом была
выложена площадка из цветного кирпича.
Центральная часть здания построена
из ярко-красного кирпича с белыми вставками. Торжественности
основному корпусу придает шатровая крыша. Арочные окна и
застекленные двери добавляют внешнему облику постройки легкости.
Фасад здания находится прямо напротив залива. Симметричные галереи,
примыкающие к центральному корпусу, плавно завершаются аккуратными
павильонами.
В качестве декоративных элементов в
отделке сооружения использовались мансардные окна, белоснежные
фонарики, вставки из цветной голландской плитки. Терраса,
окружающая дворец Монплезир, оформлена балюстрадой.
Фонтан колокол со статуей Психеи
Психея.
Перед главным корпусом и галереями
можно увидеть цветники и ухоженную лужайку, где на пьедесталах
возвышаются статуи богинь Амфитриты и Лето.
Фонтан колокол со статуей
"Аполлино"
Южная сторона фасада обращена к
парку и занимает 67 метров в длину. Окружающие его галереи украшены
арочными окнами, которые используются в качестве дверей.
Завершающие ансамбль павильоны оформлены красочными рисунками
деревьев.
Фонтан колокол со статуей
"Бахус и сатир"
Фонтан Колокол со статуей Фавн с козленком
Напротив южного фасада усадьбы
разбит просторный Монплезирский сад, протяженность которого
достигает 73 метров. Как и здание, он был создан по императорскому
эскизу. Центральным элементом сада стал фонтан «Сноп», по сторонам
от которого располагаются еще 4 фонтана, украшенные скульптурными
композициями древнегреческих божеств. А рядом с боковыми аллеями вы
увидите скамейку, напоминающую небольшой диван.
Это фонтан-шутиха, который пускает
водные струйки воды, если ненароком наступить на плитку рядом со
скамьей.
Напротив южного фасада дворца
протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими
узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам
создал эскиз сада и фонтанной системы.По его наброскам проект был
выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил
фонтанный мастер Поль Суалем.
Центральное место в композиции
занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии
расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами.(показаны на
фото выше) Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в
1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил
известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и
Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах,
выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками).
Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в
виде стеклянного колокола.
В годы Великой Отечественной войны
статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.
На боковых аллеях сада стоят совсем
безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это
фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году.
Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как
струи воды обливали гостей.
В Монплезирский ансамбль входят
также Банный и Екатерининский корпус.
Музей Банный
корпус
Екатерининский корпус.
Особого внимания заслуживает
дворцовый сад Монплезира. Его парадная партерная планировка и
система фонтанов созданы по эскизам Петра I архитектором Николо
Микетти и французским фонтанным мастером Полем Суалемом. Четыре
партерных цветника с замысловатым узором разделены крестообразной
аллеей. Сад окружен живой изгородью из стриженого самшита. По обеим
сторонам высажены рядами каштаны, клены и липы.
После Великой Октябрьской
социалистической революции Монплезир был превращен в музей. Во
время войны гитлеровские захватчики похитили резьбу, лаковые панно,
дубовую облицовку, оконные переплеты и двери, растащили и разбили
изразцы, нанесли повреждения лепке, живописи и мраморным
полам.
Реставрация Монплезира длилась
десять лет и завершилась в 1963 году. Под руководством архитектора
А. Гессена уникальный памятник искусства полностью восстановлен.
Свои места заняла спасенная в начале войны коллекция картин,
интерьеры обставлены мебелью и декоративными предметами первой
половины XVIII века. В облике Монплезира привлекает сочетание
представительности и простоты, уюта и изящества. В этом особая
прелесть дворца, одного из самых поэтичных произведений русской
архитектуры.
http://win-petergof.narod.ru/Peterhof.doc/monplzrIN.htm/
https://www.spb-guide.ru/page_18198.htm/
http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/dvorets_monplezir/
|
</> |