Ансамбль западной части Нижнего парка Петергофа(2)

Фонтаны и каскады .
Марлинский парк(Сад
Венеры)
Каскад "Золотая
гора"
1722-1724 гг., архитектор Н.
Микетти
1724-1732 гг., архитектор М. Г.
Земцов
Марлинский каскад расположен на естественном склоне в западной
части Нижнего парка. Прообразом для него послужил один из каскадов
французской королевской резиденции "Марли ле Руа", которую Петр I
посетил в 1717 году.
Архитектор Н. Микетти разработал
проект каскада в соответствии с подробными указаниями царя и учетом
рельефа местности, однако, в связи со смертью Петра, проект этот
так и не был полностью осуществлен.
Последующие работы проводились под
руководством архитектора М. Земцова. Каскад был дополнен мраморными
и свинцовыми золочеными статуями античных богов и героев, ступени
отделаны белым мрамором.
Минерва
Флора с дельфином
Вертикальные стенки ступеней покрыли
медными золочеными листами, что создало интересную игру света
сквозь зеркало падающей воды и дало Марлинскому каскаду второе
название – "Золотая гора". Облик каскада сложился к 1732 году,
дальнейшие изменения касались только скульптурного
убранства.
Меркурий
Венера Италийская на переднем
плане
В XIX веке вместо потерявших былой
блеск свинцовых статуй установили привезенные из Италии копии с
античных оригиналов, вырубленные из каррарского мрамора. В
скульптурном убранстве "Золотой горы", как и в оформлении Большого
каскада, прослеживается тема морского владычества России.
Аполлон
Венера
Статуя "Фавн"
В центре аттика, венчающего
лестницу, находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в
руке. По сторонам от него – Тритон, трубящий в морскую раковину и
Вакх, бог вина и веселья. Фасад аттика украшен тремя золочеными
маскаронами морских чудовищ, из пастей которых начинается движение
воды по ступеням. Сочетание золота, белого мрамора и темной зелени
елей, растущих на склоне, придает Марлинскому каскаду необычайную
эффектность.
Нептун на переднем плане
Одной из лучших статуй скульптурного
убранства каскада считается фонтанирующая мраморная "Андромеда"
работы П. Баратта, итальянского мастера XVIII века. Вода со
ступеней каскада попадает в мраморный бассейн, где возвышается
статуя Флоры – богини весны и обновления природы.
Андромеда
Флора
В годы войны большая часть
скульптурного убранства была спасена, сам каскад получил серьезные
повреждения, но послевоенная реставрация вернула ему исторически
сложившийся облик. В 1973-1980 годах прошел
капитально-реставрационный ремонт каскада. После инженерного
обследования 2012 года большинство конструкций было признано
ограниченно работоспособным или неработоспособным, в 2013 году
начались реставрационные работы, которые завершились в сентябре
2015 года.
Идея создать Марлинский или Золотой
каскад возникла у Петра Первого после посещения загородной
резиденции французского короля Людовика XIV. В своем указе от 13
марта 1722 года он приказал построить в Нижнем парке каскад,
бассейны и фонтаны, такие же, как в Марли.По проекту, выполненному
Николо Микетти, каскадная лестница состояла из 80 ступеней, однако,
Петр Первый, учитывая небольшую протяженность склона Нижнего парка
— всего 60 метров, сократил число ступеней до 21.
Верхнюю стену постройки
планировали украсить композицией, изображающей Геркулеса,
борющегося с семиглавой гидрой, но Растрелли успел лишь выполнить
модель трех позолоченных маскаронов в виде морских чудовищ, которые
были отлиты из свинца.Ступени склона обшили досками и покрасили под
мрамор. Из всех скульптур всего лишь шесть статуй были мраморными,
их выполнили в Венеции выдающиеся скульпторы Антонио Тарсиа и
Пьетро Баратта, остальные фигуры были цинковыми и
свинцовыми.
Строительство Марлинского каскада
было завершено в 1732 году.
В 1870 году прошла реконструкция
ансамбля. Из Итальянского города Каррары в Петергоф были доставлены
десять статуй на мифологические сюжеты, которые установили взамен
обветшавших цинковых и свинцовых скульптур. В это же время на
верхнем аттике появились две мраморные вазы, украшенные львиными
масками. Архитектор Николай Бенуа облицевал кирпичные водопадные
ступени лестницы мрамором.Во время Великой Отечественной войны
скульптуры были спрятаны в тайных подземных хранилищах. По
окончании войны разрушенный немецкими захватчиками каскад был
восстановлен, статуи отреставрировали и установили на прежние
места.Каскад Золотая гора, также как и Большой каскад, прославляет
морскую мощь России, а повторяющаяся скульптура Флоры, богини весны
и цветов говорит о красоте и величии обновленной страны.
Статуя "Земля"
Менажерные
фонтаны
Менажерный фонтан у Марлинского
каскада.
Менажерные фонтаны украшают партеры у подножия каскада "Золотая
гора". Пятнадцатиметровые водяные столбы производят мощное
впечатление, при этом вода в них расходуется экономно. Само слово
"Менажерный" происходит от французского "menager" –
экономить.
Секрет этих фонтанов заключается в
особой конструкции фонтанной насадки, которая была предложена самим
Петром I и изготовлена по его собственноручному чертежу. В трубу
диаметром 30 см на выходе струи вложен опрокинутый медный конус.
Вода, обтекая конус, бьет под большим давлением через узкую
кольцевую щель, образуя полый столб, производящий впечатление
необычайной мощности. Эта конструкция насадок используется и в наше
время.
Колокольные
фонтаны
Фонтаны
мраморных скамей "Нимфа" и "Данаида"
1853-1856 гг., архитектор А. И.
Штакеншнейдер
В середине XIX века "хор водометов"
в партерах у подножия Большого каскада дополнили фонтанами в виде
полукруглых скамей из белоснежного каррарского мрамора. Это одни из
немногих фонтанов Нижнего парка, созданные в XIX веке. Автор
проекта – А. И. Штакеншнейдер. Массивные локотники скамей выполнены
в виде крупных волют, переходящих в мощные львиные лапы.
За гладкими спинками, оживленными
рельефными поясами геометрического орнамента, находятся бассейны с
мраморными чашами, в которые помещены золоченые бронзовые статуи.
Над западной скамьей возвышается фигура Нимфы – речной богини,
копия античной римской скульптуры III века до н.э., хранящейся в
коллекции Государственного Эрмитажа.
Над восточной скамьей – статуя
держащей кувшин Данаиды, одной из пятидесяти дочерей ливийского
царя Даная, обреченных за убийство своих мужей вечно наполнять
водой бездонную бочку. Скульптура "Данаида" выполнена по модели И.
Витали, сделавшего копию с мраморного оригинала работы немецкого
скульптора XIX века Х. Рауха.Беломраморные скамьи и золоченые
статуи, стоящие над ними, придают особое очарование пейзажу Нижнего
парка и по праву считаются одними из лучших памятников
Петергофа.
Нимфа
Оранжерейный
Тритон
1726 г., архитектор Т. Усов;
скульптор Б. К. Растрелли.
Перед южным фасадом здания Оранжереи
разбит небольшой сад, в котором выращивали фруктовые деревья, овощи
и цветы. В центре сада устроен бассейн, из которого садовники брали
воду для полива. В 1726 году, по замыслу Петра I, архитектор Т.
Усов украсил бассейн фонтаном "Тритон". Морское чудовище впилось в
бедро Тритона, но мощным усилием повелитель волн разрывает его
зубастую пасть, из которой вырывается восьмиметровая струя воды. От
схватившихся противников в испуге отползают черепахи. Из их ртов
бьют двухметровые водяные струи.
Скульптурная группа "Тритон,
разрывающий пасть морского чудовища", выполненная по модели Б. К.
Растрелли, представляет аллегорию торжества России в борьбе за
Балтийское море. Тритон олицетворяет молодой русский флот, нанесший
решительное поражение шведской эскадре у мыса Гангут 27 июля 1714
года. Под морским чудовищем подразумевается флот Карла XII. Четыре
черепахи, в страхе разбегающиеся в разные стороны, напоминают
неверных союзников шведского короля.
Фонтан Оранжерейного сада был
разрушен во время немецкой оккупации Петергофа. В 1956 году А. Ф.
Гуржий, на основании сохранившихся рисунков, воспроизвел в бронзе
скульптурную композицию XVIII века.