Движущие силы

У любой революции всегда должна быть движущая сила. Социальный слой, который и станет "революционными матросами", сносящими прежнюю систему управления. А то, что ее придется сносить, сомнений нет - у системного кризиса выход может лежать только через системные преобразования. Сам по себе сценарий такого сноса всегда один и тот же - революционное движение демонтирует прежнюю систему управления, после чего его само нужно пускать под нож, так как оно ничего другого, кроме сноса, делать не умеет, не может и не хочет. А значит - нужна еще одна социальная группа, которая и проведет весь перечень контрреволюционных мероприятий и ликвидирует первую группу хунвейбинов. На этом этапе, правда, возможен и альтернативный вариант - внешний конфликт, в котором можно будет сжечь революционные массы. Так, к примеру, поступила иранская Апрельская революция, благосклонно воспринявшая партнерское предложение Саддама Хусейна избавиться от горючего материала, спалив его в людских "волнах" бессмысленных наступлений. Но это явно не про нас - сколь-либо серьезную войну мы ни при каких сценариях не выдержим.
У Путина есть эти две социальные группы, которые находятся примерно в одном положении - они полностью лишены сегодня каких бы то ни было перспектив. Это средний слой бюрократии и средний слой региональных силовиков. Они не могут рассчитывать подняться выше, так как все социальные лифты полностью оборваны, а лестницы закупорены. Но вот кто из них станет хунвейбинами, а кто затем снесет уже их, вопрос любопытный и неясный.
Нет нужды говорить, что весь переходный период, когда будет сноситься прежняя система власти и управления, а также следующий этап контрреволюционной зачистки требуют крайне ювелирного управления, так как хунвейбины однозначно будут требовать продолжения революции и не остановятся ни при каких обстоятельствах - а значит, могут буквально без раскачки снести и своих благодетелей. Возможно ли такое управление в условиях, когда каналы информации наглухо забиты - вопрос крайне любопытный.
Кстати, уже обозначилась и структура управления, своеобразный штаб революции - это Совбез. Именно он будет управлять революционными процессами, и именно туда десантирован Медведев, что точно пока нельзя считать почетной отставкой. Это весьма логичный шаг в условиях, когда у Путина будет наблюдаться жесткий дефицит верных людей. Медведев по крайней мере уже доказал, что способен быть верным. Причем даже неважно - от истинной лояльности патрону или просто по личной трусости. Поэтому и функционал у него весьма непростой - контроль над всеми силовыми структурами. Фактически око государя. В такой позиции никаких выдающихся управленческих способностей от него не будет требоваться - важно, чтобы он вовремя доложил наверх. Для этого и нужна абсолютная лояльность. Человек, второй раз без звука отдающий власть - крайне ценный кадр, которыми не разбрасываются.
Очередность, в которой будут выпущены на арену обе названные социальные группы, крайне важна. Важна тем, что именно хочет получить на выходе Путин. Если вначале выпустят силовиков, которых затем уберут бюрократы - то на выходе будет классическая авторитатная бюрократия. Тотальный застой на долгие годы. Что в условиях деградации страны, причем ускоряющейся, может сохранить ее только в одном сценарии - уходе на более низкий уровень развития. Отказ от любых технологий пятого уклада, возвращение в четвертый с элементами третьего. На такой базе не удастся сохранить огромную территорию просто потому, что третий-четвертый уклады могут прокормить от силы 80-100 миллионов человек. И то на пределе. Остальные - лишние. Вытянуть в такой ситуации возможно лишь одним способом - сдав существенную часть территорий со значительным (практически треть от нынешнего) населением.
Если же сделать все наоборот, и запустить вначале бюрократов для сноса нынешней системы управления, то это будет означать приход в конечном итоге силовиков - а значит, буквальным повторением сегодняшней системы управления, которая, как и всякая копия, будет ухудшенным вариантом оригинала. Что приведет к повторению пройденного буквально в течение 5-7 лет. Никаких 20 лет у этой системы точно не будет.
Выбор невелик, но он есть. Когда он будет сделан, не будет и его. Повторюсь - это не то, как будут развиваться события, а то, как их будут планировать исходя из логики государственного переворота. Исполнение - отдельная тема, и на мой взгляд, оно будет предельно некачественным. Что неизбежно приведет к тому, что любые рациональные схемы пойдут лесом буквально сразу, а весь процесс свалится в хаос и стихийное проектирование не позднее чем через год после того, как он будет запущен. И вот здесь у страны появляется шанс. Небольшой, будем говорить прямо - но шанс на то, что нынешний путинский квазифашизм можно будет отправить на свалку, и попытаться построить что-то более человеческое.
Наконец, есть и еще одно соображение, которое не стоит упускать из виду. Власть может поступить вне рамок логики. Объявить революцию Путин объявил, но вот будет ли он поступать, как теперь он просто вынужден - вопрос весьма непростой. Непоследовательность, нерешительность, половинчатость и просто откровенная трусость (политическая во всяком случае точно) - фирменный стиль Нашего всего. Начинает-то он всегда бодро и грозно, тут не отнять, после чего сразу же следуют попытки договориться и разрулить по понятиям. Однако бывают ситуации, когда такой стиль - гибель. И нынешняя - из них. Но исключать того, что бодрый замах уйдет в никуда, а все выльется в создание просто бюрократической структуры, куда как в домик, попробует спрятаться наш грозный Отец нации, точно нельзя. Хотя и эта ситуация давным-давно описана: "Все ждали от него злодейств, а он чижика съел". С известным концом.
|
</> |