
Два юбилея


На сегодняшний день выпали сразу две интересные историко-технические даты. Во-первых, ровно 90 лет назад, 18 октября 1929 года, впервые поднялся в воздух самый массовый советский довоенный пассажирский самолет К-5. Эта машина выпускалась в нескольких модификациях с 1930 по 1935 год и была растиражирована в 293 экземплярах. Для сравнения, вторых по численности советских авиалайнеров тех времен - АНТ-9 построили всего 100 штук.
К-5 имел смешаную деревянно-металлическую конструкцию, салон вмещал восемь пассажиров, в хвосте фюзеляжа оборудовали туалет. Машина развивала скорость до 206 км/ч и набирала высоту 5000 м, хотя, обычно полеты совершались ниже, поскольку К-5, как и все тогдашние пассажирские самолеты, не имел гермокабины и кислородного оборудования. Дальность полета составляла 960 км.
В 1930-е годы К-5 являлся основной "рабочей лошадкой" Аэрофлота. Эти самолеты обслуживали большинство регулярных авиалиний, в том числе - самые напряженные: Москва - Харьков, Москва - Ленинград и Москва - Минск. Расстояние между Москвой и Ленинградом К-5 преодолевал за 3,5 часа. Пилоты любили его за надежность, устойчивость, послушность и легкость управления. На заставке К-5 в стандартной серебристой окраске, рисунок Александра Архипова.
Создатель К-5 Константин Алексеевич Калинин получил достойную награду - в 1938 году его объявили врагом народа и после зверских пыток приговорили к расстрелу. Он был одним из многих советских инженеров и ученых, попавших за решетку по лживым и вздорным обвинениям в те времена, о которых сейчас ностальгируют сталинисты.
Однако из ведущих авиаконструкторов расстреляли только его, а остальных отправили в "шарашки". Дело в том, что харьковские следователи НКВД, выбивавшие из Калинина "признания" в шпионаже и вредительстве, слегка перестарались и авиаконструктор от их стараний лишился рассудка. Когда стало ясно, что он невменяем и уже не годится для работы в тюремном КБ, его ликвидировали как отработанный материал.
В 1955 году, то есть еще до ХХ съезда КПСС, Калинин был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.

К-5 с двигателем М-22.

К-5 с двигателем М-17 (BMW-VI).

Константин Калинин (справа) возле одного из своих самолетов и облицованный пробковыми панелями салон К-5. В задней стенке - дверь в санузел.

К-5 с М-17 в "ливрее" Аэрофлота конца 1930-х годов.
Сегодня же исполняется ровно 65 лет с того дня, когда американская фирма Texas Instruments объявила о создании первого в мире общедоступного карманного транзисторного радиоприемника Regency TR-1 - родоначальника всех компактных бытовых электронных приборов. 18 октября 1954 года его рекламные анонсы появились одновременно во многих американских газетах.
"Редженси" поступил в продажу 1 ноября и за год разошелся в количестве более 100 тысяч экземпляров, несмотря на относительно высокую цену в 50 долларов (410 - по нынешнему курсу), а в "гламурном" перламутровом корпусе - 55. В то же время ламповые приемники с лучшим качеством звучания, но гораздо более тяжелые и громоздкие продавались по 15-20 долларов.
Однако "Редженси" мог непрерывно работать от встроенного аккумулятора 30 часов, а переносные ламповые приемники, потреблявшие гораздо больше электроэнергии - всего пять часов. К 1956 году благодаря налаживанию массового производства цена TR-1 снизилась до 30 долларов. Но к тому времени подобные изделия выпускали уже многие американские, западноевропейские и японские фирмы.
Серйное производство первых советских карманных транзисторных приемников "Нева" началось только в 1960 году. После денежной реформы 1961 года их продавали по 43 рубля 70 копеек. Среднемесячная зарплата по стране после вычета налогов составляла в 1961 году 70 рублей 30 копеек, так что, эту дорогую игрушку мало кто мог себе позволить.

Реклама "Редженси".

Цветовая гамма первых транзисторных приемников.

Приемник "Нева".
|
</> |