Два интервью: жертвы шляхты и сорок дивизий отказников
o_aronius — 07.11.2019 1. По наводке хорошей знакомой прочел интересное интервью о жизни еврейской общины советского послевоенного Киева. В котором обнаружил следующую жемчужину:Поздравляя партийных «кураторов» с той или иной памятной датой, в синагоге пытались связать это событие с каким-то своим, «еврейским» вопросом. Когда в стране отмечали 300-летие воссоединения Украины и России, верующие просили открыть еще одну синагогу или вернуть общине одну из трех синагог на улице Маловасильковской. Аргументация была оригинальной, мол, во время Хмельнитчины много евреев пали жертвами польской шляхты.Кроме того, в этот день — 24 мая 1954 года — глава общины объявил, что синагога будет закрыта до вечера, чтобы «не отвлекать верующих от общего празднования в Киеве».
Невероятно интересно было бы узнать, что это было: искреннее невежество? Или, наоборот, попытка цинично использовать советскую информационную политику, в надежде, что из-за нее власть имущие и сами не слишком хорошо знают о некоторых аспектах хмельнитчины?
2. В поисках материалов наткнулся на интервью с Шмуэлем Бен-Цви, сотрудником Сохнута и Натива (настоящее имя, увы, не указано). В котором, среди прочего, прочел следующее:
Массы невыездных - это все-таки аморфное понятие. Поэтому мы предпочли сосредоточиться на конкретных лицах и судьбах. Когда на пресс-конференции в Исландии некоторые журналисты пытались доказать, что мы поднимаем шум на пустом месте, мы приводили в пример конкретные цифры: 24 узника Сиона на тот момент находились в заключении, 400.000 евреев - в отказе.
Интересно, это оговорка (или интервьюр напутал, или просто возрастное), или эти товарищи действительно распространяли подобный бред. Поскольку даже по максимальным (т.е. почти наверняка ошибочным) оценкам максимальное число отказников... А вот как вы думаете, каким? Аз, многогрешный, в своей оценке, как выяснилось, ошибался.(Ахтунг! В комментах уже есть правильный ответ).