Два Фелипе - 11

Ключ к пониманию событий первой половины царствования Фелипе IV - в характере его валидо и фаворито (а также привадо) дона гусмана де Оливареса. Ключ ко всему царствованию - характер самого Его Католического Величества Фелипе. Двух более сложных и противоречивых натур, пожалуй, не знала даже история Испании, в которой этих натур с их противоречиями - настоящие копи и рудники...

Парадный портрет Филиппа IV кисти Диего Веласкеса (кликабелен)
На личность Фелипе часто переносят печальные итоги его правления, заменяя объективные причины политического и экономического упадка банальными объяснениями с эпитетами ленивый, распутный, глупый, пустой и пр. Всё это глубоко не так - король был человеком тонкого ума, прекрасного вкуса и весьма энергичен в том, чего ему хотелось. Он страстно коллекционировал живопись, в которой великолепно разбирался - после него (и в основном в национальном музее Прадо) осталось около 2 000 картин величайших мастеров, таких как Дюрер, Рафаэль, Доминикино, ван Дейк, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Рубенс, не говоря уже о том, что на протяжении всей жизни (своей) при его дворе активно работал Диего Веласкес.
Фелипе ценил и любил хорошую литературу, а также страстно обожал театр - он лично посвятил в рыцари ордена Сантъяго Педро Кальдерона де ла Барку, испанского Шекспира. Кстати, и в еще одной своей страсти - к женщинам и сексу - наибольшее чувство дон Фелипе испытал именно к актрисе, Марии Инес Кальдерон, бастард от которой, дон Хуан Хосе Австрийский, стал единственным из около 30 королевских ублюдков, кого отец официально признал (был еще Фернандо Франсиско Исидро от Марии де Хирель, но тот умер 12-летним и был признан посмертно, в глубокой скорби). Хотя это самая настоящая генетическая загадка - как от рыжего отца и рыжей матери родился жгучий брюнет с карими глазами...


Мария Кальдерон и ее сын дон Хуан Хосе Австрийский
Еще одна великая страсть короля - охота, причем в его случае это была не банальная жажда убийства зверушек, а скорее попытка вырваться из официоза королевского двора, скованного жесточайшим этикетом. Хотя железным здоровье Фелипе IV похвастаться не мог - сложения он был субтильного, кости тонкой, тяжелым в его фигуре был только фирменный габсбургский подбородок с собачьм прикусом и выпяченной нижней губой (красавцем короля назвать было трудно, да). Однако ж, тем не менее, 60 лет он проскрипел (несколько раз таки серьезно болев и размышляя о смерти), для своего времени возраст весьма почтенный, чему, видимо, весьма способствовала привычка быстро перемещаться на свежем воздухе во время охоты. На ней внешне спокойный и флегматичный дон Фелипе выпускал всю кипучую эмоциональность своей натуры на свободу.

Филипп, его любимая шапка, ружье и собачка - на охоте (снова Веласкес, кликабельно)
Но ко всему этому упорный систематический труд ни в коей мере не был коньком государя (да и пример его деда Фелипе II показывает, что и это не панацея для страны) - его он оставил на долю своей правой руки, дона Гаспара де Гусмана, которому в 1625 году подарил герцогство Санлукар, что позволило наделить валидо уникальным (в мире) титулом графа-герцога. Собственно, если где-то идет речь о Графе-герцоге, то даже без фамилии (как, собственно, частенько и случалось не только в Испании, но и в иных европейских странах той поры) ясно - это об Оливаресе.
Если канонический Фелипе IV - это астенический флегматик бледно-сушеного вида, то Оливарес - брутальный широкоплечий (и задый также) толстяк с агрессивно-огромным носом. И в его случае оно так и было - темперамент графа-герцога штормил и зашкаливал, от его громоподобных взрывов вяли и бледнели иностранные послы и гранды королевства.
Его любимым методом в политике и в решении административных проблем было силовое давление, подавление, слом, треск и вынос мусора. Не участвуя лично ни в одном бою, Оливарес был самым непримиримым и яростным ястребом, рассылавшим войска по всей Европе, а вслед за ними - грозные и радикальные приказания их командующим. Тонкий Веласкес изрядно потроллил его неистовость, изобразив на знаменитом конном портрете... задом и с огромным бантом, увеличивающим визуально и без того немалое седалище фаворито. Что самое интересное - дон Гаспар-то и вытащил дона Диего из Севильи ко двору, где покровительствовал талантливому живописцу как земляку-андалузцу. Так что злопамятным Оливарес не был - хотя и снисходительным тоже, не простив дону Франсиско де Кеведо его подметного стиха (подложенного под салфетку королю) с жесткой критикой политики привадо, из-за чего поэт попал в застенок, из которого смог выбраться только после падения своего врага.

Тот самый портрет (кликабелен)
Наряду с этим граф-герцог на голову (а то и две) превосходил многих из своих современников, особенно при дворе и в административной системе, будучи прекрасно (как уже было указано - по-итальянски) образован, фантастически работоспособен (его энергии и выносливости хватало на двоих - за самого себя и за короля) и обладая талантом мобилизовывать все доступные силы и ресурсы ради достижения одной конкретной цели. Хамство и наглость в политике оборачивались тем, что Оливарес не боялся никого - ни аристократов, ни церкви, ни уж тем более иностранных врагов (среди которых был и сам великий и ужасный кардинал де Ришельё!), что они все ему и поспешили припомнить после падения. И если испанская империя всё-таки с треском и шумом рухнула при Рокруа, похоронив Золотой век под обломками былого величия - сие не есть заслуга графа-герцога. Напротив - его стараниями сей прискорбный момент наступил лет на 20 позже...
Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.
|
</> |