Дрожащая струна

топ 100 блогов krapivin_ru12.05.2010 Идея написать этот пост была давно, но как-то все думала, а вдруг показалось.. а зачем? Так трусами нас делают сомнения. И все откладывала, и уговаривала себя.
Но поездка в Тюмень все расставила по своим местам, и снова не обошлось без «Белых башен Родины».



А начиналось все вполне мирно. В гости пришел Лешик, и мама радостно возвестила, что тетя привезла книжки Крапивина, очень и очень красивые, «Беги, посмотри». Все комментарии Лешика и его вопросы по поводу данного двухтомника достойны отдельного поста. А пока мы, мило устроившись в одном кресле, листаем книгу. И вдруг нам попадается картинка, где мальчик катит обод от бочки. Милая такая картинка в зелено-желтом исполнении. Однако Лешик уже ушки навострил, а я все еще пребываю в безмятежности.
- Что это?
- Это понимаешь, такая игрушка у мальчишек раньше была…
Объясняю про деревянные бочки, про обод, про цеплялку, которой все это катится. И ребенок соскакивает с кресла и встает напротив меня и берет меня за лицо. Есть у Лешки такая манера, когда он хочет сказать что-то очень важное он берет тебя за лицо руками и поворачивает к себе. Ладошки, словно маленькие шоры, а ты смотришь только в Лешины глаза. И он спрашивает:
- Тетя, а ты помнишь? – и глазищи у него такие темные и тревожные. Он смотрит словно мне в душу, и внутри него все натянуто, кажется, тронь, и какая-то струна внутри оборвется.
Я тяжело вздыхаю, и отвечаю:
-Колесо Васи Перепелкина?! Конечно, помню.
И Лешка успокаивается, прижимается к боку как маленький котенок, и мы уже листаем книгу в поисках фотографии, трехколесного велосипеда, отпавшее колесо которого и было Мару. И больше мы уже ни о чем не говорим, а о чем говорить, если тетя помнит про колесо, то значит и понимает ВСЕ, что скрывается за этим. А тетя понимает, и ноша такого понимания тяжела, но скинуть ее нельзя.
Я была свято уверена, что начинать знакомство с книгами Владислава Петровича, шестилетнему ребенку надо со сказок типа «Чоки-чок» и «Серебристое дерево с поющим котом», или реальных вещей аля Джонни Воробьев и оруженосец Кашка. Но все планы имеют обыкновение рано или поздно рушиться. Мои взгляды с Лешиком на сказки Крапивина не сошлись на Тополиной рубашке. Если для меня это одна из любимых сказок, то для Лешика показались страшными на сон грядущий ржавые ведьмы, а мама эту книгу не читала, и объяснить ничего не смогла. Моя составленная программа дала трещину, а так как я в другом городе то мама вытянула «Колесо Перепелкина». В свое время ей эта книга понравилась. Я конечно слегка содрогнулась получив смс, о том ЧТО читает бабушка любимому внуку. И осторожно поинтересовалась, не рановато ли для него будет вся эта многомерность, возвращение во времени и т.д.? Оказалось не рановато, в многомерность ребенок просто влетел, и фокусы со временем его не смутили. Смутило только одно слово резонанс. Но бабушка резво объяснила его значение и события развивались дальше. А про рассуждения Лешика о резонансе мне уже рассказали вечером в пятницу. Порадовавшись, какой же мой племянник умный и поразившись его глубокому пониманию резонанса. Я благополучно забыла о разговоре.
Но вот в один из вечеров, когда я пришла с работы и просто закрыла глаза, чтобы выйти за рамки суеты, мне представилась абсолютно крапивинская картина: мальчик сидит один среди звезд. Он просто висит в этом пространстве, и такой он одинокий и беззащитный в этом огромном мире, и среди этих звезд нет ни одного Яшки, просто холодный свет. И меня просто тряхнуло как током от этого одиночества. До меня дошло, что такое глубокое понимание резонанса моим племянником объясняется одним простым фактом – он одинок. Он выстрадал это понимание. Это осознание было просто кошмарным, как удар током и ушат холодной воды и полная беспомощность, потому что ты понимаешь, ты бессильна против этого одиночества. Да есть родители и тетя и бабушки и дедушка, и даже прадедушка. И все тебя любят, а ты все равно одинок. Потому что они все как желтые и красные шары, для маленького белого шарика.
За несколько минут передо мной пронеслось все творчество Крапивина, начиная от Фаддейки, сидящего на колокольне и Стасика Скицына и заканчивая полосатым жирафом Аликом, который в этом моем перевороте поставил решающую точку. Я всегда считала большой глупостью утверждение, что все крапивинские герои – они глубоко страдающие дети, ушибленные одиночеством и т.д. и т.п. А тут я просто растерялась: НЕУЖЕЛИ ЖЕ ЭТО ПРАВДА? После долгих раздумий, мне подумалось, что дело собственно говоря в другом…
Не надо было долгих споров на Голубятне и критики не надо было. Нужен был просто один маленький мальчик, который пришел и открыл мне еще одну грань крапивинских книг.
Одинок любой человек в этом мире. Если верить экзистенциальной философии, это вообще одна из основ нашего бытия. Но одиночество взрослого и ребенка, это две большие разницы. Большинство взрослых привыкают к своему одиночеству, учатся прикрывать его разной мишурой и суетой, и, в конце концов, меняют свою дрожащую струну, на замечательную люстру. А ребенок…почему то когда я говорю о детском одиночестве представляется эдакая дрожащая струна, нерв. Ребенок осознает свое одиночество не сразу, а когда осознает, он даже не всегда понимает, что это такое и не может объяснить эти чувства. Одиночество ребенка как дрожащая струна, как некий прибор, благодаря которому он чувствует душу всего живого. Поэтому он не может задавить гусеницу или книма, спасает котенка, и остро ощущает боль другого. Только когда внутри тебя есть вот такая дрожащая струна, ты можешь почувствовать резонанс, ты сможешь дружить. Когда сквозь все расстояния и преграды ты сможешь протянуть руку своему другу и заглянуть ему в глаза. И ему станет теплее. И кому-то из детей везет, для них таким другом становятся книги Крапивина, да и сам Владислав Петрович. Ведь я помню первое недоумение Лешика, что кто-то вот так раскрыл его душу и понял все его радости и печали, но этого мало, Владислав Петрович еще и протягивает руку и ведет тебя дальше по Дороге. И с ним уже не так страшно, с ним надежно, потому что он дарит тебе сказку, которая побеждает любые слезы.
Но после разговора с Лешиком про колесо Перепелкина, мне вдруг подумалось, что когда твоя душа вот такая дрожащая струна, это требует очень больших сил жить вот так. Воспринимать жизнь, словно ты один большой нерв, и протягивать руку помощи каждому, и мучиться, что кому-то не успел протянуть эту руку помощи. И…здесь очень много можно писать, но если ты не почувствовал этого дрожания, то тебе не понять, а если чувствуешь эту струну в своей душе, то осознаешь все, и зачем же тогда слова.
И потому мне хочется сказать Владиславу Петровичу БОЛЬШОЕ СПАСИБО, за ту дрожащую струну, которая есть в его душе, и которая помогает всем нам в жизни. Ведь всем на Голубятне повезло, мы знакомы с творчеством Крапивина. Просто не всегда мы можем осознать это свое счастье.
Я до сих пор не знаю, нужен ли был этот пост. Но в любом случае спасибо за то, что прочитали.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предыдущий пост Дальнейшие свои рассказы о поездке в Китай я буду вести уже из менее широких обстоятельств, поскольку лето мы проводим не в столице. Посты, надеюсь, будут покороче, а то один из предыдущих не влез под кат, как я ни ухитрялась его туда втиснуть. Итак. Катя настойчиво ...
Эту надпись на своей ложке сделал боец Красной армии, который не дожил до окончания войны без малого два года. Летом 43-го его взвод пал с оружием в руках под Ленинградом. Ложка найдена во время поисковых работ в 2017 году, тогда же найдены и останки солдат. Этот столовый прибор с ...
Будет очень обидно, если те - и так уже, увы, немногие - люди, с которыми здесь приятно общаться или которых интересно читать, уйдут. Переходить на всякие дримы-шмимы как-то ломает, а ФБ совершенно ужасен в своей дисфункциональности. Нет, я понимаю, что любой контакт с нынешними ...
Заодно уже- https://gelena-s.livejournal.com/1783924.html расскажу еще одну  историю,  про которую рассказала уже вот та самая старшая сестра свекрови.  Сама то свекровь даже про мать сохранила  только одно воспоминание.  Она говорила-  "помню точно, ...
А лёд и правда тонкий, местами полыньи глубиной сияют. А эти двое сидят себе... Зачем? Почему? Ну, не за рыбой же на ужин!.. ...