Достучаться до ЕС
novayagazeta — 29.08.2015 Может ли что-то изменить массовая гибель беженцев-нелегалов в центре Европы.Австрийский автобан, полиция на месте массовой гибели беженцев. Фото: EPA
Размер трагедии беженцев на австрийском автобане Европу шокировал — 71 погибший, в том числе четверо детей. Все задохнулись в кузове рефрижератора. Все, предположительно, были выходцами из Сирии и пытались нелегально попасть в Германию, чтобы попросить политического убежища.
Впервые на территории Евросоюза случилась массовая гибель
беженцев. До австрийской трагедии балканский трафик мигрантов, в
отличие от средиземноморского маршрута, обходился без человеческих
жертв. Морская же переправа на утлых суденышках от ливийского
берега до Италии давно заработала печальную славу «дороги смерти» —
утонувшие и пропавшие без вести исчисляются
тысячами.
Полиция Австрии в кооперации с венгерскими коллегами оперативно установила, что грузовик, ранее принадлежавший словацкой фирме мясопродуктов, был в прошлом году продан и позже перерегистрирован в Венгрии на имя румынского гражданина. Уже на следующий день после трагедии задержали семь человек, из них троих оставили под арестом — венгра и двух граждан Болгарии. Представители полиции полагают, что это далеко не последние аресты, поскольку речь идет о разветвленной международной сети преступников, специализирующихся на нелегальной переброске беженцев из азиатских стран в Центральную Европу.
Контрабандная доставка нелегалов представляет собой
сверхдоходный бизнес. Так, на африканском побережье местные дельцы
за место в лодке берут от 500 до 800 евро. Путь из Турции в Европу
через Балканы оценивается еще дороже. В Измире, например, мигрантам
предлагают услуги по нелегальной доставке до Германии за 2400
долларов. О размахе подпольного бизнеса свидетельствует своего рода
рекламный проспект, который детально расписывает способы доставки, вид транспорта и
расценки на каждом этапе балканского трафика.
Читайте также: Беженцы стали для Европы проблемой №1. Всплеск
балканского трафика нелегалов застал врасплох
Надо сказать, что полиция европейских стран не сидит сложа руки. В
Сербии за последние дни 160 таксистов лишились лицензии за
перевозку беженцев через венгерскую границу. Практически ежедневно
на дорогах Австрии и Германии полицейские останавливают для
проверки десятки различных грузовиков и микроавтобусов с
мигрантами. Только в Баварии за первое полугодие было
зарегистрировано почти 1300 случаев нарушений, связанных с
нелегальной миграцией. В австрийских тюрьмах, дожидаясь суда, сидят
около 300 перевозчиков нелегалов. Но, как справедливо заметил глава полицейского департамента
австрийской земли Бургенланд, где была выявлена страшная находка,
каждый грузовик не проверишь — их только по ставшему местом
преступления автобану А4 ежедневно следует более 3 тысяч. А на
рефрижераторе перевозка беженцев для полиции — впервые в
практике.
И в самом деле, вряд ли возможно решить все проблемы нелегальной миграции только полицейскими мерами. Однако политические усилия в рамках Евросоюза пока явно недостаточны, чтобы выработать единый пакет действий.
Италия и Греция, не имея достаточных финансовых возможностей, фактически устранились от первичной регистрации беженцев («закрыв глаза», пропускают их дальше, вглубь старой Европы). Венгрия наряду с возведением пограничных сооружений на границе с Сербией ужесточает собственное миграционное законодательство. По-прежнему сохраняются острые разногласия по вопросу квот на мигрантов: Польша, Чехия, страны Балтии вообще отказываются их принимать, Словакия согласна пустить несколько сот человек, но только христианского вероисповедания…
Беженцы под присмотром полиции на границе с Македонией. Фото:
EPA
Данная ситуация вызывает критику в адрес европейской бюрократии не только со стороны общественного мнения. Так, верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутьеррес назвал ныне действующую в Европе систему по работе с мигрантами полностью бесполезной. Те 300 тысяч беженцев, что прибыли с января на европейский континент, по его мнению, вполне возможно избыточны для таких стран, как Греция, Сербия или Македония, однако, с учетом совокупного населения ЕС в 510 миллионов, эта цифра относительно невелика.
Тем временем азиатский поток беженцев через Турцию продолжает нарастать, на македонской и венгерской границах тысячи отчаявшихся людей ищут малейшую возможность продолжить свой непростой путь к заветной цели. И никто не дает гарантии, что австрийская трагедия не повторится.
Александр Чурсин
Фото: EPA
|
</> |