Дорогим россиянам – дорогую еду
p_syutkin — 11.04.2020Ни дня без новой победы. С небывалым воодушевлением российский народ воспринял очередное завоевание нашего величайшего геостратега. Отныне и так не имеющая аналогов потребительская корзина обычного россиянина станет еще более весомой в рублях.
Но чтобы соотечественники не надорвались от безмерной радости, процесс этот решено проводить в жизнь постепенно. И мудрое руководство задумалось о том, чтобы начать регулирование цен. Их так на кафедре политэкономии социализма учили. И это, я считаю, правильно. Раньше начнем, быстрее кончим.
Вчера объединяющая крупнейшие в России сети магазинов Ассоциация компаний розничной торговли предупредила о негативных последствиях предложенного “Единой Россией” законопроекта о регулировании цен на продукты. Регулирование наценки в рознице грозит стране дефицитом товаров и остановкой предприятий, говорится в сообщении ассоциации, размещённом на её сайте.
Накануне идею заморозить цены на продукты и предметы первой необходимости в период эпидемии коронавирусной инфекции поддержал премьер-министр России Михаил Мишустин. Он сделал это в ходе встречи с думской фракцией “Единой России”. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил на ней, что торговые сети “просто забирают у людей то, что они сейчас получат в виде помощи" и что "этот беспредел необходимо остановить”.
Торговые сети утверждают, что наоборот минимизируют наценку. Но это помогает лишь притормозить рост цен, который, утверждают в ассоциации, только продолжится. “Объективное повышение отпускных цен уже приводит и будет приводить к постепенному росту цен на полках магазинов”, – говорится в их сообщении.
Замораживание цен уже применялось на российском рынке: тогда выяснилось, что именно "замороженные" продукты дорожают быстрее остальных. В 2007 году правительство договорилось с производителями и торговыми сетями о фиксировании цен на молоко, масло, хлеб и яйца. В результате именно эти продукты дорожали быстрее других: прирост цен в ноябре 2007-го – марте 2008 года составил 14,6 процента по "замороженным" товарам против 11,8 процента по продовольствию в целом.
На этой неделе несколько крупнейших ретейлеров предупредили о росте цен на 5–20 процентов из-за сложностей бизнеса в связи с эпидемией. Сильнее всего, по их расчетам, подорожают консервы, кофе, чай и какао, на 15% – макаронные изделия.
Поставщики риса и подсолнечного масла уведомили сеть X5 Retail Group о росте отпускных цен на 50%. О том, на что еще поставщики хотят поднять цены, Business FM рассказала представитель X5 Retail Group Анастасия Дуленкова.
«От 10-15% на мясные консервы и макароны до 50% на рис и подсолнечное масло. За последние две недели поставщики муки увеличили свои отпускные цены на 12,4%. Рис и перловка подорожали в закупке на 21,6% и 11,2%».
Ретейлеры пытаются нивелировать рост цен на полке в том числе за счет снижения своей маржи, а по некоторым товарам и вовсе отказываясь от своей наценки. На часть социально значимых товаров наценку обнулили в том числе Х5 Retail Group, «Магнит» и Metro. Чаще всего в перечень таких товаров входят кофе, чай, специи, консервы, макароны, хлебобулочные изделия, мясо и рыба — разумеется, из самой низкой ценовой категории.
Но вернемся к поставщикам. Откуда рост цены на 15% или даже 50%? Точного ответа по каждой категории нет пока даже у торговых сетей. Как раз сейчас они и запрашивают у поставщиков обоснование. Но если просто порассуждать. Хорошо, доллар стоил 65, а сейчас 75. То есть рубль упал на 15%. Но при чем тут гречка, мука и подсолнечное масло? На самом деле у России нет ничего полностью своего, говорит генеральный директор агентства Fruitnews Ирина Козий.
«От семян и посадочного материала, который завозится практически весь из-за рубежа, до оборудования, каких-то расходных материалов, минерального питания, то есть удобрений, средств защиты растений. Даже для тех удобрений и средств защиты, которые производятся в России, большинство компонентов все равно импортируются, и, соответственно, курс рубля у нас влияет на себестоимость практически всей плодоовощной продукции вне зависимости от того, импортируется ли готовый продукт или производится здесь. То есть такого, чтобы что-то мы могли выращивать полностью своими силами и не привязывать к мировому рынку, у нас просто нет».
Наши власти, когда говорят о регулировании цен, то ли забывают, то ли делают вид, что не помнят, что продукты не просто так попадают на прилавки магазинов. Их надо упаковать, привезти, разгрузить, разложить по полкам. Оплатить бензин, налоги, арендную плату, коммунальные платежи, труд работников, опять же, налоги на этот труд. И все это отражается на конечной цене.
|
</> |