"Домотканое, кондовое село"

топ 100 блогов new_vodokachkin22.06.2021

Путешествуя трамваем на работу и обратно (разумеется, плюя при этом на масочный режЫм и весь этот ихний дурацкий ковид), ваш скромный повествователь сподобился наконец полностью прочесть архилюбопытную книгу, с которой до этого был знаком лишь фрагментарно.


Речь о "Письмах из деревни" за авторством нетипичного барина Энгельгардта Александра Николаевича. Книга, конечно, своеобразная - массовый сегодняшний читатель, которому вынь да положь всякий экшн, всякую "жесть" и прочее щекотание нервов, умрет от скуки на первых же страницах. Никакого вам сюжета, больше всего похоже на этакий бложек, только в бумажной форме. Но я все-таки читатель не совсем стандартный, потому не просто "асилил", а прочел с реальным интересом.
Дальше незамысловать процитирую ряд моментов, по разным причинам запомнившихся и привлекших внимание (почему именно, в каждом случае, разбираться откровенно в лом, признаюсь откровенно).

"Я встречал здесь помещиков, – про барынь уж и не говорю, – которые лет 20 живут в деревне, а о быте крестьян, о их нравах, обычаях, положении, нуждах никакого понятия не имеют; более скажу, – я встретил, может быть, всего только трех-четырех человек, которые понимают положение крестьян, которые понимают, что говорят крестьяне, и которые говорят так, что крестьяне их понимают."

- так-так-так, это насчет тиражируемого мифа о единстве общества в РКМП, каковое единство якобы подрывали разные злонамеренные жЫдомасоны и окончательно доломали кровавые большевики на деньги немецкого генштаба. Вот вам единство и взаимопонимание во всей красе!

"...Скоро я убедился, что говорить с помещиками о хозяйстве совершенно бесполезно, потому что они большею частью очень мало в этом деле смыслят. Не говорю уже о теоретических познаниях, – до сих пор я еще не встретил здесь ни одного хозяина, который бы знал, откуда растение берет азот или фосфор, который бы обладал хотя самыми элементарными познаниями в естественных науках и сознательно понимал, что у него совершается в хозяйстве, – но и практических знаний, вот что удивительно, нет."
- напомню: это пишет вполне себе помещик, барин и все такое, а вовсе не озлобленный нигилист, изо всех сил стремящийся очернить Хозяев Земли Русской(tm). Пишет про своих же, можно сказать, братьев по классу, и пишет честно - а это дорогого стоит!

"Крестьяне живут отдельными дворами, и каждый двор имеет свое отдельное хозяйство, которое и ведет по собственному усмотрению. Поясню примером: в деревне, лежащей от меня в полуверсте, с бытом которой я познакомился до тонкости, находится 14 дворов. В этих 14-ти дворах ежедневно топится 14 печей, в которых 14 хозяек готовят, каждая для своего двора, пищу. Какая громадная трата труда, пищевых материалов, топлива и пр.! Если бы все 14 дворов сообща пекли хлеб и готовили пищу, то есть имели общую столовую, то достаточно было бы топить две печи и иметь двух хозяек. И хлеб обходился бы дешевле, и пищевых материалов тратилось бы менее. Далее, зимою каждый двор должен иметь человека для ухода за скотом, между тем как для всего деревенского скота было бы достаточно двух человек
Крестьянская община, крестьянская артель — это не пчелиный улей, в котором каждая пчела, не считаясь с другою, трудолюбиво работает по мере своих сил на пользу общую. Э! если бы крестьяне из своей общины сделали пчелиный улей — разве они тогда ходили бы в лаптях?"

- "Колхозы придумали большевики для ограбления и погубления Трудолюбивого Русского Крестьянства!", ага... Умные люди, как свидетельствует только что приведенная пара цитат, в этом направлении размышляли задолго до.

Колоритно про самооборонщЕГов российской глубинки в позапрошлом веке:

"Потом я увидал, что здесь зимой почти каждый ездит вооруженным для «случаю». Господа побогаче по преимуществу возят с собою револьверы. Мелкие господа, приказчики, старосты, дворовчики, крестьяне, у которых есть ружья, возят или носят с собою ружья, а у простого мужика или топор за поясом, или дубина в руках: каждый, в особенности зимой, отправляясь куда-нибудь один, берет с собой про запас что-нибудь. Не подумайте, чтобы у нас было непокойно; ни об убийствах, ни о грабежах, ни о крупных воровствах — конокрадство появилось только в последнее время — в наших местах не слышно. А между тем каждый имеет при себе «запас для случаю», неровен час, зверь или злой человек наскочит. Конечно, прежде всего зверя боятся, но и «случай» всегда имеют в виду, и каждый смотрит подозрительно на всякого встречного, точно ожидает в нем встретить разбойника. Я думаю, однако, что оружие огнестрельное, например, ружье, револьвер, в смысле его применения, вещь бесполезная и что дубина в сильных руках гораздо лучше; но ружье имеет значение для «страху»: все-таки не так сунется, если видит в руках ружье или другой какой-нибудь запас. Применить к делу револьвер редко может встретиться надобность, потому что у нас нет специалистов по части грабежей, нет людей, которые занимались бы этим делом, как настоящие разбойники, и поджидали проезжающих на дорогах. Конечно, бывают и убийства и грабежи, но большею частью случайно, без заранее обдуманной цели, и обыкновенно совершаются выпивши, часто людьми в обыденной жизни очень хорошими."

- впрочем, это все ж таки европейская часть РИ, не Сибирь какая-нибудь с варнаками в дебрях "глухой неведомой тайги"...

"Кажется, и жить бы нельзя при таком бесчисленном множестве всякого начальства, но жить можно, если узнать, в чем фортель: ничего больше не нужно, как только самому становиться на время начальником ... Представьте себе положение русского человека, когда он в каком-нибудь частном случае не будет знать — начальство он или нет?"

- что-что, а это за семь советских десятилетий не сошло на нет, в течение же постсоветских тридцати лет и вовсе вернулось, как говорится, во весь рост.

Примечательного в энгельгардтовых письмах еще до фига и более, поскольку автор их отличался наблюдательностью и вниманием к любой мелочи.

Ну, и лично меня, признаться, довольно-таки удивило упоминание казуистического коровьего самотравмирования:

"У нас ежегодно на пустошах штук 5 или 6 коров отрывают хвосты: начнет хвостом отмахиваться от оводов, зацепится за дерево, пастух не заметит и утонит стадо, корова рвется, рвется, оторвет хвост (так потом на деревьях хвосты и находят) и прибежит домой вся в крови, без хвоста"

- все-таки далек от подобных деревенских реалий потомок мастеровой заводской династии, сиречь я.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Господа оппозиционеры, вы либо крест снимете, либо трусы наденьте как говорится… Запись опубликована Lenin Kerrigan . Вы можете оставить комментарии здесь или здесь . ...
Окно в Париж закрывается. Моё фото на загранпаспорт. Нет. Не ...
"Священник" ПЦУ Косяченко. Фото: Фейсбук Косяченко Комментируя симпатию верхушки Украины к иудаизму, клирик ПЦУ призвал граждан Украины принять эту религию, «а дальше будет видно». «Священник» Василий Косяченко призвал граждан Украины принять иудаизм, поскольку симпатии к этой ...
Доброго времени суток, друзья. Итак, зачётные задания под катом. Я старался в основном придерживаться регламента ИЧБ. Никогда не уверен точно, надо ли указывать препинаки внутри крыла. Обычно не указываю. Обещаю не придираться к препинакам, если только они не искажают/теряют смысл ...
.  Не правда ли они очень похожи: Михаэль Шумахэр и Лоуренс Аравийский?! А еще больше схожи  судьбы этих двух  звезд последнего столетия. Таким же похожим был и слепой случай, оборвавший их яркую жизнь. Срок его службы в ВВС истек в феврале 1935 года, а 19 мая того же ...