Дом Наркомфина
soul-of-house — 30.01.2022
Сходила на экскурсию в Дом Наркомфина с Галей Минаковой
(экскурсия от Москвы глазами инженера -
https://engineer-history.ru/tour/vozvraschenie-legendy-dom-narkomfina).
Меня интересовали в первую очередь вопросы реставрации, и я многие
ответы получила. Но в целом меня опять мучают мысли о том, что
архитектура никак не попадает в своё время. То отстает, то пытается
опередить. И иногда реально опережает… есть ли вообще здания,
построенные в здесь и сейчас и какое-то время это сохранявшие? (Не
считая Античности и Готики, конечно, да и всякой народной).
Главным образом пошла на экскурсию, чтобы разобраться,
насколько хорошую реставрацию сделали. Потому что я-то знаю вполне
себе страшные истории про сложности с реставрацией авангарда. И
когда я про них начинаю рассказывать, то мне сразу тыкают
Наркомфином. Вот они же сумели!
Да. Сумели. Но тут много факторов, и можно говорит что дому
Наркомфина повезло. Очень повезло.
1. Это не рядовой дом. Это дом министерства. Соответсвенно
уровень работ был выше среднего. Это подтверждается кучей фактов, о
которых рассказывала Галя, типа того, что всего две колонны (из
нескольких десятков) потребовали замены. Это про качество
выполнения работ. Не материалы и технологии, которые могут
совпадать с другим авангардом, а именно более качественное
производство работ - например, лучшая герметизация этих самых
колонн.
На картинке - не сгнивший соломит - защита колонн. Но и сам видимо
не мок. Вероятно вытащен не самый плохой кусочек, но я вообще его в
таком качестве не видела.
1а. Вторая причина качественно проведенных работ, кроме того
что это министерские квартиры, от министерства это курировал
человек (то есть по сути - представитель заказчика), который любил
архитектуру, хотел быть архитектором, написал книгу об архитектуре
- Николай Милютин - нарком финансов с 1924 по 1929 год. Поверьте -
понимающий заказчик это очень хорошо и редкость - он не гонит
сроки, он не требует сэкономить и тд.
2. Дом дождался правильного стечения обстоятельств. Его могли
настроить/перестроить/реконструировать так, что многое погибло бы.
Могли и снести в какой-то момент. Фоток исторических у меня нет, но
можно погуглить вид до реставрации.
Да, частично это вытекло из пункта один - качество основной
конструкции, но могли появиться деньги раньше для
снести/перестроить.
3. За организацию реставрации взялся человек, который решил
отнестись к этому как к делу жизни - Алексей Гинсбург. Который при
этом сам архитектор. То есть он а)видел в этом ценность и умел с
этим работать. б)сумел донести это до инвестора в) взял в свои руки
и г) нашел дополнительную поддержку в правительстве Москвы.
Каждый из этих пунктов мог отсутствовать.
То есть дом - удивительный везунчик.
Но самое прекрасное - это виды с крыши... Только ради них стоит
пойти на экскурсию. Так, конечно, не пустят.
(на переднем плане таунхаусы Американского посольства)
Надо, пожалуй, туда еще летом и днем попасть.