"Дочки-матери" - игра в правду...
kino_sssr — 24.04.2023 Если ты выросла в детском доме, куда попала сразу после рождения...И если девочка ты старательная и ответственная, теперь уже совершеннолетняя, и не только учишься в училище, но и работаешь в цехе газорезки...
То ты рано поняла, что сама отвечаешь за себя, за свои поступки и свою жизнь, а жаловаться некому.
Ольга (Любовь Полехина), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)
Промышленный Урал, суровая природа, не самое приветливое окружение, завод, рабочая общага - поневоле станешь решительной и не допустишь в свою жизнь ни сантиментов, ни мягкосердечия.
И вдруг узнаёшь, что в Москве живет твоя мать!
Хочешь метнуться сразу, но решаешь, что должна стать самостоятельной - зарабатывать и содержать себя полностью. Чтобы мама не подумала, что собираешься на ее шею сесть, еще чего!
И вот, наконец, можно ехать - увидеть, встретиться, посмотреть в глаза.
Но... встретились, поговорили, оказалось - ошибка, глупая и неожиданная.
Совсем чужая семья - супруги и две их дочери, манерные девицы, для которых ты то ли провинциальная дуреха, то ли аферистка. Глава семьи Вадим - преподаватель в институте, много лет пишет диссертацию, рефлексирует, философствует, капризничает. Дивный, дивный Смоктуновский, как он органичен в этой роли, ну просто не отвести глаз - тонкие пальцы, кудри, позы...
Елена Алексеевна (Тамара Макарова), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)
Жена его Елена - милая и приветливая, быстро гасит вспыхивающие конфликты, этакий тактичный и деликатный буфер, на котором держится всё: домашние дела, настроение мужа, хотелки дочек, общий психологический климат семьи.
Елена преподает танцы в балетной студии, работу свою обожает, сама тоже держится очень прямо, движения плавные и выверенные. И она производит впечатление человека, которому очень многое было дано судьбой в плане способностей и талантов, но он добровольно запер себя на маленькой территории с высоким забором, где лишь требовательный муж, избалованные дочери да скромная должность в самодеятельной студии...
Актриса Тамара Макарова и в жизни была такой - изысканные манеры, гордая осанка, мудрый взгляд, до преклонных лет настоящая красавица, однако всегда будто в тени знаменитого мужа, позади на полшага.
Всегда готовая откликнуться на чужую беду, тонко чувствующая Елена заинтересовалась историей девушки, чья мать зачем-то оставила в детском доме адрес едва знакомых людей. Захотела как-то помочь - и в самом деле, Оля приехала аж из Свердловска, маму ищет, жалко ведь девочку.
Елене импонируют сдержанность и умение девушки держать себя в руках, Оля быстро завоевывает ее симпатию. Муж индифферентен, ему не интересно ничего, кроме себя любимого.
И вот мать допускает нелепую ошибку - выливает на Олю свои переживания из-за мужа. Слабохарактерный, беспомощный, постоянно нуждающийся в поддержке и опоре... Видимо, нет у бедной женщины близких подруг-ровесниц, с которыми можно было бы обсуждать такие личные вещи.
А Оля, будучи прямой как шпала, в ответ тут же высказывает свое мнение о том, что ее совершенно не касается, да еще прибавляет - я всё в глаза говорю!
Аня и Галя (Светлана Смехнова и Лариса Удовиченко), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)
Она вообще с каждой минутой всё решительнее заявляет о себе в этом доме, о своих взглядах и оценках, причем ни минуты не сомневается, что ее мнение единственно верное. Девочки Аня и Галя, названные так в честь великих балерин Улановой и Павловой, пытаются одергивать гостью, но та поистине непробиваема.
Тут еще ненадолго, проездом является старинный друг семьи - как же прекрасен Герасимов в этой маленькой роли! - его здесь давно и преданно обожают, однако Ольга на чьи-то там мнения сроду не велась, ей нужно составить собственное.
Пётр Никанорович (Сергей Герасимов), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)
А вот уже новые гости взамен убежавшего Петра - столичная молодежь, модные мальчики и девочки, очень интересные Ольге. Еще бы - это не рабочие парни-девчата, не ПТУшники с Урала...
Накрытый стол, музыка, танцы - но Оле не до того, у нее беседа с Вадимом. Он всё ерничает, всё насмешничает в разговорах с ней, стишки какие-то декламирует - непорядок, следует поставить фон-барона на место. И рабочая девушка, спортсменка-комсомолка выкладывает мужчине всё, чем поделилась с ней его жена. Мямля, размазня, а корчит из себя...
И вот взрослый человек, неглупый и солидный выслушивает от посторонней девицы то, о чем он и сам, конечно, знает, но чтобы вот так - беспардонно, запросто, в лоб?!
Потом она со своей фамильярностью влезает в отношения молодых людей - и вот уже все разбежались, а Оля искренне не понимает, что такого ужасного она сделала.
Но даже Елена, до сих пор такая мягкая и приветливая, дает понять, что пора бы и честь знать. Ей пришлось бегать по вечерним улицам в поисках мужа, который, потрясенный, пошел бродить среди ветра и метели, а ведь он не здоров.
Вадим Антонович (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)
Однако пришлось вновь впустить прямолинейную комсомолку в дом - она явилась к Елене на работу и стала говорить, что улетать-то ей завтра, но вы не беспокойтесь, я устроюсь, ах что вы, я сама... На самом деле это обычная практичность рабочей девушки, привыкшей экономить каждый рубль - зачем тратиться, если можно еще раз попользоваться добротой такой наивной тетки?
Уж тут-то можно бы и прикусить свой длинный язык, но решительной и бескомпромиссной рабочей девушке неймётся... Сестры с трудом терпят ее одиозные высказывания - и вот она наконец уезжает, ура. Предварительно Оля будит всю семью, нужно ведь со всеми попрощаться, так полагается. Семья, шепча что-то типа "о господи, наконец-то", может вновь уснуть - кроме матери. Та выходит провожать гостью на такси, желает ей найти наконец мать.
Явившись в Свердловск, правдолюбка наша зачем-то врёт всем окружающим, что нашла свою мать. И уж такая она дивная женщина, и папа большой человек, а уж сестры-то какие замечательные! И живут-то так прекрасно, что лучше и не надо.
Можно понять - Ольга привыкла всегда и во всем быть первой и самой лучшей, как можно признаться, что прекрасные люди не имеют к ней никакого отношения? Почему же они отпустили ее обратно в общагу - а это она сама так решила, сама себе хозяйка.
Ну и завертелась опять комсомольская жизнь, активная и насыщенная, и вновь Оля впереди всех, командует, выступает.
А потом нашла она наконец свою мать. И вновь отправилась на вокзал.
Явившись как снег на голову, Оля наверняка с порога начнет распоряжаться и критиковать, уж там-то она наконец насладится возможностью поучить жизни свою непутевую мать. Правда, мамашку нельзя будет показать тем, кому врала о благополучной московской семье... Ну так можно ведь и не показывать.
И жить потом во лжи, крича с трибуны о том, что ложь - это плохо. Так и говорите всем прямо в глаза и в лицо)))
Автор - Елена Д.
Режиссёр фильма "Дочки-матери" Сергей Герасимов, сценарий Александра Володина.
|
</> |