"Дочки-матери" - игра в правду...

топ 100 блогов kino_sssr24.04.2023 Если ты выросла в детском доме, куда попала сразу после рождения...

И если девочка ты старательная и ответственная, теперь уже совершеннолетняя, и не только учишься в училище, но и работаешь в цехе газорезки...

То ты рано поняла, что сама отвечаешь за себя, за свои поступки и свою жизнь, а жаловаться некому.

Дочки-матери - игра в правду...
Ольга (Любовь Полехина), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)

Промышленный Урал, суровая природа, не самое приветливое окружение, завод, рабочая общага - поневоле станешь решительной и не допустишь в свою жизнь ни сантиментов, ни мягкосердечия.

И вдруг узнаёшь, что в Москве живет твоя мать!

Хочешь метнуться сразу, но решаешь, что должна стать самостоятельной - зарабатывать и содержать себя полностью. Чтобы мама не подумала, что собираешься на ее шею сесть, еще чего!

И вот, наконец, можно ехать - увидеть, встретиться, посмотреть в глаза.
Но... встретились, поговорили, оказалось - ошибка, глупая и неожиданная.

Совсем чужая семья - супруги и две их дочери, манерные девицы, для которых ты то ли провинциальная дуреха, то ли аферистка. Глава семьи Вадим - преподаватель в институте, много лет пишет диссертацию, рефлексирует, философствует, капризничает. Дивный, дивный Смоктуновский, как он органичен в этой роли, ну просто не отвести глаз - тонкие пальцы, кудри, позы...

Дочки-матери - игра в правду...
Елена Алексеевна (Тамара Макарова), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)

Жена его Елена - милая и приветливая, быстро гасит вспыхивающие конфликты, этакий тактичный и деликатный буфер, на котором держится всё: домашние дела, настроение мужа, хотелки дочек, общий психологический климат семьи.

Елена преподает танцы в балетной студии, работу свою обожает, сама тоже держится очень прямо, движения плавные и выверенные. И она производит впечатление человека, которому очень многое было дано судьбой в плане способностей и талантов, но он добровольно запер себя на маленькой территории с высоким забором, где лишь требовательный муж, избалованные дочери да скромная должность в самодеятельной студии...

Актриса Тамара Макарова и в жизни была такой - изысканные манеры, гордая осанка, мудрый взгляд, до преклонных лет настоящая красавица, однако всегда будто в тени знаменитого мужа, позади на полшага.

Всегда готовая откликнуться на чужую беду, тонко чувствующая Елена заинтересовалась историей девушки, чья мать зачем-то оставила в детском доме адрес едва знакомых людей. Захотела как-то помочь - и в самом деле, Оля приехала аж из Свердловска, маму ищет, жалко ведь девочку.

Елене импонируют сдержанность и умение девушки держать себя в руках, Оля быстро завоевывает ее симпатию. Муж индифферентен, ему не интересно ничего, кроме себя любимого.

И вот мать допускает нелепую ошибку - выливает на Олю свои переживания из-за мужа. Слабохарактерный, беспомощный, постоянно нуждающийся в поддержке и опоре... Видимо, нет у бедной женщины близких подруг-ровесниц, с которыми можно было бы обсуждать такие личные вещи.

А Оля, будучи прямой как шпала, в ответ тут же высказывает свое мнение о том, что ее совершенно не касается, да еще прибавляет - я всё в глаза говорю!

Дочки-матери - игра в правду...
Аня и Галя (Светлана Смехнова и Лариса Удовиченко), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)

Она вообще с каждой минутой всё решительнее заявляет о себе в этом доме, о своих взглядах и оценках, причем ни минуты не сомневается, что ее мнение единственно верное. Девочки Аня и Галя, названные так в честь великих балерин Улановой и Павловой, пытаются одергивать гостью, но та поистине непробиваема.

Тут еще ненадолго, проездом является старинный друг семьи - как же прекрасен Герасимов в этой маленькой роли! - его здесь давно и преданно обожают, однако Ольга на чьи-то там мнения сроду не велась, ей нужно составить собственное.

Дочки-матери - игра в правду...
Пётр Никанорович (Сергей Герасимов), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)

А вот уже новые гости взамен убежавшего Петра - столичная молодежь, модные мальчики и девочки, очень интересные Ольге. Еще бы - это не рабочие парни-девчата, не ПТУшники с Урала...

Накрытый стол, музыка, танцы - но Оле не до того, у нее беседа с Вадимом. Он всё ерничает, всё насмешничает в разговорах с ней, стишки какие-то декламирует - непорядок, следует поставить фон-барона на место. И рабочая девушка, спортсменка-комсомолка выкладывает мужчине всё, чем поделилась с ней его жена. Мямля, размазня, а корчит из себя...

И вот взрослый человек, неглупый и солидный выслушивает от посторонней девицы то, о чем он и сам, конечно, знает, но чтобы вот так - беспардонно, запросто, в лоб?!

Потом она со своей фамильярностью влезает в отношения молодых людей - и вот уже все разбежались, а Оля искренне не понимает, что такого ужасного она сделала.

Но даже Елена, до сих пор такая мягкая и приветливая, дает понять, что пора бы и честь знать. Ей пришлось бегать по вечерним улицам в поисках мужа, который, потрясенный, пошел бродить среди ветра и метели, а ведь он не здоров.

Дочки-матери - игра в правду...
Вадим Антонович (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Дочки-матери" (1974)

Однако пришлось вновь впустить прямолинейную комсомолку в дом - она явилась к Елене на работу и стала говорить, что улетать-то ей завтра, но вы не беспокойтесь, я устроюсь, ах что вы, я сама... На самом деле это обычная практичность рабочей девушки, привыкшей экономить каждый рубль - зачем тратиться, если можно еще раз попользоваться добротой такой наивной тетки?

Уж тут-то можно бы и прикусить свой длинный язык, но решительной и бескомпромиссной рабочей девушке неймётся... Сестры с трудом терпят ее одиозные высказывания - и вот она наконец уезжает, ура. Предварительно Оля будит всю семью, нужно ведь со всеми попрощаться, так полагается. Семья, шепча что-то типа "о господи, наконец-то", может вновь уснуть - кроме матери. Та выходит провожать гостью на такси, желает ей найти наконец мать.

Явившись в Свердловск, правдолюбка наша зачем-то врёт всем окружающим, что нашла свою мать. И уж такая она дивная женщина, и папа большой человек, а уж сестры-то какие замечательные! И живут-то так прекрасно, что лучше и не надо.

Можно понять - Ольга привыкла всегда и во всем быть первой и самой лучшей, как можно признаться, что прекрасные люди не имеют к ней никакого отношения? Почему же они отпустили ее обратно в общагу - а это она сама так решила, сама себе хозяйка.

Ну и завертелась опять комсомольская жизнь, активная и насыщенная, и вновь Оля впереди всех, командует, выступает.

А потом нашла она наконец свою мать. И вновь отправилась на вокзал.

Явившись как снег на голову, Оля наверняка с порога начнет распоряжаться и критиковать, уж там-то она наконец насладится возможностью поучить жизни свою непутевую мать. Правда, мамашку нельзя будет показать тем, кому врала о благополучной московской семье... Ну так можно ведь и не показывать.

И жить потом во лжи, крича с трибуны о том, что ложь - это плохо. Так и говорите всем прямо в глаза и в лицо)))

Автор - Елена Д.

Режиссёр фильма "Дочки-матери" Сергей Герасимов, сценарий Александра Володина.

#10фильмов #всемвесна

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Опачки. Издательство ЭКСМО планирует выпустить книгу «Янебоюсьсказать» с историями женщин, подвергшихся насилию, сообщил представитель ЭКСМО Агентству городских новостей «Москва». «Мы хотим создать серьезный проект, посвященный «Янебоюсьсказать», в основе которого будут переплетены ...
Жизнь в белЖЖ продолжает бурлить. И это очень радует. Прямо сейчас я расскажу вам, о чем писали белорусские блогеры с 15 по 21 июня сего года . В обзоре - немного путешествий (меньше, чем обычно), нашумевший пост Антона Мотолько об ОМОНе на джазовых вечерах в Минске, пост-предостережение, ...
Наверняка знают многие, что для просмотра чего-то откровенного надо подтвердить свой возраст 18+, особенно если это касается продукции "только для взрослых". Вот и я теперь могу смотреть что угодно в Интернете, включая порно. А всё дело в том, что именно сегодня исполнилось 18 лет с того ...
 Несколько месяцев назад в рамках пиар-компании  перед  очередными концертами  одна "выдающаяся" балерина прилюдно раздевалась в своём блоге.    Теперь появилась новая "звезда" Наталья Ветлицкая . Она привлекает другим - отборным ...
1) МОК следит за высказываниями израильских спортсменов в социальных сетях и допустит на Олимпиаду только тех из них, кто поддерживает военную операцию Израиля в секторе Газа. 2) - Давай никуда не пойдем? - Давай. - Хорошо-то как! - Обожаю тебя! 3) Самый длинный сон ...