Добровольна ли расширенная ОПК?

топ 100 блогов diak-kuraev03.12.2016 "По словам представителя Синодального отдела, согласно проекту, предполагается введение предмета по ОПК в сетку часов по выбору школ, учащихся и их родителей.

«Сейчас не стоит задача обязательного преподавания с 1-го по 11-й классы".
Таким образом, ни о каком обязательном преподавании ОПК в каждом классе речи не идёт, но это вряд ли остановит ту волну грязи, которая вновь поднялась в наших СМИ по этому поводу против Церкви. Как говорится, «журфак» вновь показал своё истинное лицо. Однако печальнее всего во всей этой истории то, что на сей раз к представителям «свободных журналистов» присоединился и отец Андрей Кураев, который некогда имел прямое отношение к разработке курса ОПК".

https://rusk.ru/newsdata.php?idar=76592

***
Что ж, вчитаемся в представленный в РАО документ:

"На изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 1–4 классах ориентировочно отводится 102 часа. Количество учебных часов в урочной форме может быть увеличено по решению образовательной организации в рамках ресурсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений по решению образовательной организации.
В 1–3 классах учебный предмет (курс) входит в часть учебных планов, формируемую участниками образовательных отношений, может изучаться в 1 классе во внеурочной форме, во 2–4 классах в урочной форме (1 час в неделю, 102 часа)".


Кто является субъектом выбора и решения? "Решение образовательной организации", то есть - школы.
В современной школе есть базовый ученый план. Но значительная часть часов отдается на выбор самой школе.
О дальнейшем можно прочитать тут:
http://eduinspector.ru/2015/01/09/3539/

Также важно понимать, что эта школьная компонента может быть потрачена на изучение базовых дисциплин:

«Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, которое может быть использовано на: 1) увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; 2) введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; 3) внеурочную деятельность" http://edu.crowdexpert.ru/plan

Обратите внимание: в данном случае слово "обязательный" относится не выбору учеников или родителей, а к той образовательной услуге, которую школа обязана предоставить.

Теперь представим, что некая школа "избрала" ОПК в демидовской версии. То есть запустила проект, рассчитанный на 11 лет. Закупила учебники, подготовила наглядные пособия и педагогов. Вероятно, даже взяла на ставку специально подготовленного преподавателя ОПК. Но дети и родители на середине пути, скажем, в 7 классе, вдруг потребовали: хотим больше информатики, а ОПК с нас достаточно. Как тут прервать "учебный процесс" на половине, не достигнув обозначенных "компетентностей"?

Какова возможность и каков механизм выхода из начавшегося процесса? Не предложат ли таким детям просто поискать другую школу?


***
"На изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 5–9 классах ориентировочно отводится от 175 часов минимально (1 час в неделю, 35 учебных недель в каждом классе), до 350 часов оптимально (2 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе). Количество учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 5–9 классах в урочной форме, может определяться по решению образовательной организации в рамках ресурсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений".

Для справки: всего 5-9 классах 5 100 часов;
из них "часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений" - 1224;
то есть ОПК (350 часов) претендует на четверть из них.

На историю при этом в те же годы в базовом плане выделяется 374 часа, физику - 238, биологию - 228, химию - 136, информатику - 102.

***
"На изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 10–11 классах ориентировочно отводится от 70 часов минимально (1 час в неделю, 35 учебных недель в каждом классе) до 140 часов оптимально (2 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
Количество учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 10–11 классах в урочной форме, может определяться по решению образовательной организации в рамках ресурсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений".

***
Все это было бы нормально, если бы на дворе были 90-е годы. Я тогда писал, что честно было бы, если бы у школ было свое лицо, ясно обозначенное уже на входе, и родители выбирали - отдать ребенка во французскую спецшколу, математическую, спортивную или православную.


Из книги "Школьное богословие":

"Я вырос на пустыре на московской окраине. По краям этого пустыря стояли четыре спецшколы: французская, английская, математическая и спортивная.
Предложение о введении «ОПК» как школьного факультатива (то есть предмета по выбору школы, а не московского министерства) означает всего лишь следующее: а можно ли рядом с этими школами построить пятую, которая была бы – русской?
Она могла бы носить название «школа русской традиционной культуры», «школа с углубленным изучением основ православной культуры».
Если есть школы с углубленным изучением культуры итальянской или турецкой, то отчего не может быть государственных школ, изучающих православно-русскую культуру?
Отчего сразу пробуют эту русскость нейтрализовать и растворить в «общечеловечестве»?"

Но одно дело - настаивать на реализации своего права, а другое дело - использовать админресурс для понуждения остальных к следованию за твоим выбором.

Французское посольство, спортивные организации или математики не давят на губернаторов и мэров с требованием увеличить число "их" школ. А нынешние епископы - давят. И политический климат в стране отчего-те делает мэров уступчивыми перед настояниями именно епископов. Вот поэтому я не уверен, что директора школ, принимающие окончательные решения о распределении своих временных ресурсов, будут более внимательны к голосам родителей и детей, а не чиновников. По крайней мере в ряде областей.

Я по прежнему готов защищать права своих единоверцев и свою веру. Но я не готов ее навязывать. Но "православным сталинистам" с РНЛ этого не понять.

о содержании программы ОПК тут:
http://diak-kuraev.livejournal.com/1422165.html

о том, что напрягло экспертов УМО, тут:

"Это первый случай, когда федеральным экспертам предлагают дать оценку элективному курсу,— говорит собеседник "Ъ" из консультантов УМО.— Для понимания: это как потребовать от учителей пользоваться едиными федеральными программами для всех школьных кружков — от кройки и шитья до робототехники. То есть конкретно этот курс почему-то очень важен для чиновников". Он уточняет, что, хотя выбор конкретного курса внутри "Основ духовно-нравственной культуры народов России" и является делом школы, "в реальности все будет зависеть от политики Минобрнауки, а в регионах еще и от давления местных епархий".
http://www.kommersant.ru/doc/3156063
http://www.kommersant.ru/doc/3156063

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кажется, меня спалили. Ведь так хорошо маскировался, за листьями прятался. Вроде приличные люди. Но бережёного кота Бог бережёт. Я ещё ничего такого не сделал! Но лучше пойду. Фетхие, ...
Сама новость: http://www.kommersant.ru/doc/2677614 Как какой-то угрожающий власти политик Б.Е. Немцов не выделялся, слишком у него были слабые организационные возможности и способности (по моему конечно), но вот знал он очень много и как бывший губернатор и вице-премьер, и как многолет ...
Т.н. пенсионная реформа, а точнее пенсионный грабеж работающих россиян начался с обмана большого и малого. Большой обман заключался в том, что глава правящей группировки Владимир Путин все 18 лет своего правления неоднократно обещал, что повышения пенсионного возраста при нем не будет: ...
Люблю сюда заходить. Смотрим. Я вот думаю - какая разница? Между осетровой икрой и икрой осетровых рыб. Какая осетровее? Там у этого икорного шкафчика девушка должна стоять - чтоб давать дегустировать. Но в этот день она вопиюще манкировала своими обязанностями - и икра осталась в ...
1. Детеныш альпаки с мамой. (Joseph Rescinito) 2. Два совенка, вылупившихся из яиц за несколько недель до того, как была сделана эта фотография. (Irawan Subingar) 3. Самка морского льва как будто целует своего новорожденного детеныша на ...