Добровольна ли расширенная ОПК?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Сейчас не стоит задача обязательного преподавания с 1-го по 11-й классы".
Таким образом, ни о каком обязательном преподавании ОПК в каждом классе речи не идёт, но это вряд ли остановит ту волну грязи, которая вновь поднялась в наших СМИ по этому поводу против Церкви. Как говорится, «журфак» вновь показал своё истинное лицо. Однако печальнее всего во всей этой истории то, что на сей раз к представителям «свободных журналистов» присоединился и отец Андрей Кураев, который некогда имел прямое отношение к разработке курса ОПК".
https://rusk.ru/newsdata.php?idar=76592
***
Что ж, вчитаемся в представленный в РАО документ:
"На изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 1–4 классах ориентировочно отводится 102 часа. Количество учебных часов в урочной форме может быть увеличено по решению образовательной организации в рамках ресурсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений по решению образовательной организации.
В 1–3 классах учебный предмет (курс) входит в часть учебных планов, формируемую участниками образовательных отношений, может изучаться в 1 классе во внеурочной форме, во 2–4 классах в урочной форме (1 час в неделю, 102 часа)".
Кто является субъектом выбора и решения? "Решение образовательной организации", то есть - школы.
В современной школе есть базовый ученый план. Но значительная часть часов отдается на выбор самой школе.
О дальнейшем можно прочитать тут:
http://eduinspector.ru/2015/01/09/3539/
Также важно понимать, что эта школьная компонента может быть потрачена на изучение базовых дисциплин:
«Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, которое может быть использовано на: 1) увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; 2) введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; 3) внеурочную деятельность" http://edu.crowdexpert.ru/plan
Обратите внимание: в данном случае слово "обязательный" относится не выбору учеников или родителей, а к той образовательной услуге, которую школа обязана предоставить.
Теперь представим, что некая школа "избрала" ОПК в демидовской версии. То есть запустила проект, рассчитанный на 11 лет. Закупила учебники, подготовила наглядные пособия и педагогов. Вероятно, даже взяла на ставку специально подготовленного преподавателя ОПК. Но дети и родители на середине пути, скажем, в 7 классе, вдруг потребовали: хотим больше информатики, а ОПК с нас достаточно. Как тут прервать "учебный процесс" на половине, не достигнув обозначенных "компетентностей"?
Какова возможность и каков механизм выхода из начавшегося процесса? Не предложат ли таким детям просто поискать другую школу?
***
"На изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 5–9 классах ориентировочно отводится от 175 часов минимально (1 час в неделю, 35 учебных недель в каждом классе), до 350 часов оптимально (2 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе). Количество учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 5–9 классах в урочной форме, может определяться по решению образовательной организации в рамках ресурсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений".
Для справки: всего 5-9 классах 5 100 часов;
из них "часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений" - 1224;
то есть ОПК (350 часов) претендует на четверть из них.
На историю при этом в те же годы в базовом плане выделяется 374 часа, физику - 238, биологию - 228, химию - 136, информатику - 102.
***
"На изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 10–11 классах ориентировочно отводится от 70 часов минимально (1 час в неделю, 35 учебных недель в каждом классе) до 140 часов оптимально (2 часа в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
Количество учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета (курса) «Православная культура» в 10–11 классах в урочной форме, может определяться по решению образовательной организации в рамках ресурсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений".
***
Все это было бы нормально, если бы на дворе были 90-е годы. Я тогда писал, что честно было бы, если бы у школ было свое лицо, ясно обозначенное уже на входе, и родители выбирали - отдать ребенка во французскую спецшколу, математическую, спортивную или православную.
Из книги "Школьное богословие":
"Я вырос на пустыре на московской окраине. По краям этого пустыря стояли четыре спецшколы: французская, английская, математическая и спортивная.
Предложение о введении «ОПК» как школьного факультатива (то есть предмета по выбору школы, а не московского министерства) означает всего лишь следующее: а можно ли рядом с этими школами построить пятую, которая была бы – русской?
Она могла бы носить название «школа русской традиционной культуры», «школа с углубленным изучением основ православной культуры».
Если есть школы с углубленным изучением культуры итальянской или турецкой, то отчего не может быть государственных школ, изучающих православно-русскую культуру?
Отчего сразу пробуют эту русскость нейтрализовать и растворить в «общечеловечестве»?"
Но одно дело - настаивать на реализации своего права, а другое дело - использовать админресурс для понуждения остальных к следованию за твоим выбором.
Французское посольство, спортивные организации или математики не давят на губернаторов и мэров с требованием увеличить число "их" школ. А нынешние епископы - давят. И политический климат в стране отчего-те делает мэров уступчивыми перед настояниями именно епископов. Вот поэтому я не уверен, что директора школ, принимающие окончательные решения о распределении своих временных ресурсов, будут более внимательны к голосам родителей и детей, а не чиновников. По крайней мере в ряде областей.
Я по прежнему готов защищать права своих единоверцев и свою веру. Но я не готов ее навязывать. Но "православным сталинистам" с РНЛ этого не понять.
о содержании программы ОПК тут:
http://diak-kuraev.livejournal.com/1422165.html
о том, что напрягло экспертов УМО, тут:
"Это первый случай, когда федеральным экспертам предлагают дать оценку элективному курсу,— говорит собеседник "Ъ" из консультантов УМО.— Для понимания: это как потребовать от учителей пользоваться едиными федеральными программами для всех школьных кружков — от кройки и шитья до робототехники. То есть конкретно этот курс почему-то очень важен для чиновников". Он уточняет, что, хотя выбор конкретного курса внутри "Основ духовно-нравственной культуры народов России" и является делом школы, "в реальности все будет зависеть от политики Минобрнауки, а в регионах еще и от давления местных епархий".
http://www.kommersant.ru/doc/3156063
http://www.kommersant.ru/doc/3156063
|
</> |