Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

топ 100 блогов irinatrubacheva31.03.2016 Начало здесь.

Итак, Мария Башкирцева определилась. Она станет великой художницей. О, как много времени было потеряно! Ей уже 19 лет, а она только начинает!
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

В Париже она поступает на женские художественные курсы. Всех однокурсниц она заранее считает своими соперницами, она должна их победить! Да, они занимаются уже год или даже больше, а она только пришла, но тем сильнее ее желание стать лучшей. Однокурсницы же смотрят на нее с недоверием, как на богатую капризную девчонку, которой вдруг захотелось рисовать, и обсуждают между собой, затихая при ее появлении. Она плевать на них хотела, она выше сплетен.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Вообще она с детства много рисовала, и даже брала уроки, но только сейчас все стало очень серьезно, по-взрослому. И Муся всю страсть свою, всю жажду славы засадила в живопись, не отвлекаясь больше ни на что. Несколько месяцев она жила в режиме: рисование с 8 утра до 8-ми вечера (а то и дольше), с небольшим перерывом, и жаловалась, что времени мало. Она придумывала, как сократить время на дорогу в мастерскую, на питание, откуда еще вырвать минуты. И через месяц уже был результат. Преподаватель, увидев, как много она успевает нарисовать всего за час, воскликнул:
- Это все за час? Да она какая-то неистовая!


В 19 лет она пишет: "В 22 я буду знаменитостью или умру". Вне известности она свою жизнь не представляет.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Своей главной соперницей она назначает девушку по фамилии Бреслау. Ниже две ее работы.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Она люто ей завидовала, и при этом восхищалась, понимая, что у Бреслау настоящий талант:
"Бреслау так хорошо написала женскую щечку, что я хочу ее поцеловать". Эта художница действительно стала знаменитой, она часто рисовала девушек, а моделью была ее подруга, поклонница и, наверное, любовница, с которой она познакомилась тут же в студии и прожила всю жизнь. Мне ее работы напоминают Ренуара и кажутся нарисованными цветными карандашами. Очень нежные.

Картины Марии становятся все лучше. Рука все уверенней. Трудолюбие у нее огромное. Искусство все больше поглощает ее, и это не то что бы меняет ее в лучшую сторону, но заставляет расставлять акценты по-другому. Яканье уменьшается. В ее жизни появляется нечто не менее значительное, чем она сама.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
"Вне моего искусства, за которое я взялась из честолюбия и каприза, которое я продолжала из тщеславия и упорства, а теперь обожаю, вне этой страсти – ибо это подлинная страсть! – у меня или нет ничего, или самое ужасное существование!"

Хотя и о себе она не забывает, невидимое зеркальце всегда при ней:
"Я такая беленькая, свежая и красивая, что сама удивляюсь. Глаза оживленные и блестящие; даже контур лица кажется красивее и тоньше. Жаль только, что все это в такое время, когда я никого не вижу."
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Выглядит она свежо, но на свои болезни продолжает упорно забивать. Не лечится, не ездит на курорты, не принимает лекарства. Постепенно к ней в организм пробираются бронхит, туберкулез, воспаление легких. Чахотка. Ей скучно об этом писать. Несмотря на свои истерические призывы к смерти, она просто не понимает до конца, как быстро может умереть. Она думает, что со своими болезнями умрет лет в 30, или в 40, а до этого момента успеет осуществить все задуманное. И даже выгодно выйти замуж.

Она нравится многим, и в редкие моменты, когда появляется на балах и мероприятиях, обязательно ранит чье-то сердце, а потом за ней долго еще волочатся несколько поклонников, а она лишь смеется над ними, доводя до исступления. Самого богатого, самого знаменитого, да чтоб еще и не портивен был, она все никак не встречает. Да и некогда ей.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Ежегодно в Париже проводится Художественный Салон, куда и Мария выставляет свои работы. И однажды побеждает! Для нее это крайне важно! О ней говорят! Она становится знаменитой! И это только начало!

Врачи и родственники продолжают ей твердить про здоровье. Мать и тетя с ума сходят, предлагая народные средства, гадалок и знахарок, чем доводит Мусю до истерики. Ей становится по-настоящему страшно только когда она начинает терять слух. Это осложнение от болезни, и, возможно, слух никогда не восстановится, или даже она полностью оглохнет.
Да еще и глаза начинают болеть, и она не может рисовать столько, сколько хотела бы. Она понимает, что становится инвалидом и ничего не может с этим поделать. И дыхание смерти уже где-то рядом, и жажда жизни все сильнее: «Но я все-таки хочу идти, с закрытыми глазами и протянутыми вперед руками, как человек, которого готовится поглотить бездна».

Но как только ей становится немного лучше и слух почти восстанавливается, прежняя Муся возвращается. Правда, она пытается беречься, в своей манере: "Я сделала себе плащ с монашеским капюшоном для мастерской, когда приходится занимать место у окна, откуда адски дует. Я плакала под этим капюшоном так, что добрая З., которая подошла посмотреть, не шучу ли я, была совсем поражена". Она оплакивает себя, свою несчастную жизнь. А потом фотографируется в студии.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
И что-то она понимает про себя. Например, вспоминает, как в детстве, не знавшая ни в чем отказа, впервые отправилась в путешествовие по железной дороге. Как разместилась в купе и заняла своими вещами еще два места. И сказала вошедшему пассажиру с апломбом: "Эти места заняты". А тот позвал кондуктора, и кондуктор убрал все ее вещи и освободил место для пассажира. "Это было мое первое знакомство с действительностью".

Однажды Мария знакомится с художником Жюлем Бастьен-Лепажем, картины которого обожает. Вот эту, например:
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Сам же художник производит на нее приятное, хоть и неожиданное впечатление:
"Бастьен-Лепаж очень мал ростом, белокур, причесан по-бретонски. У него вздернутый нос и юношеская бородка. Я страшно высоко ставлю его живопись, но на него нельзя смотреть как на учителя, с ним хочется общаться как с товарищем, но картины его стоят тут же и наполняют зрителя изумлением, страхом и завистью".
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Начинается их общение, Мария в восторге: "Я просто без ума от него. Гений – что может быть прекраснее! Этот невысокий, некрасивый человек кажется мне прекраснее и привлекательнее ангела. И с какой удивительной простотой он говорит!"
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Действительно, красивые картины. Какие лица и движения!

И сама Мария уже созрела до сложных композиций и многофигурных картин. Такой стало полотно "В студии".
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Предполагаю, что здесь она изобразила как раз ту студию, в которой училась. Множество художниц рисуют мальчика на сцене. Где же сам Мария? Думаю, она блондинка в голубом. Не отвлекается ни на что, кроме искусства, самая красивая, выше разговоров и сплетен. Такой она себя и ощущала.

На этом фото она выглядит не такой уж юной, хотя многие отмечали, что она казалась младше своих лет. Фотография и жизнь - все же разные вещи.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Критик Франсуа Копе описывал свою встречу с ней так:
"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого-нибудь часа - и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием всё видеть и всё знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. На мои поздравления она отвечала мне мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах, в своем отчетливом желании славы. Чтобы посмотреть другие ее работы, мы поднялись в мастерскую. Мне уже пора было удалиться - и странно, я испытывал в эти минуты какую-то скрытую тревогу, какой-то страх - я не решаюсь сказать: предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки, мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом, и какой-то тайный голос как бы шептал мне: "Слишком много зараз!" Это было действительно слишком".

Она много общается с Бастьеном-Лепажем, он подсказывает ей что-то, разъясняет, хвалит ее картины, благосклонно принимает ее восторженные отзывы. Кажется, она почти влюблена в него. А потом все начинают говорить - нет, не что у них роман, гораздо хуже! - что он пишет за нее картины! Действительно, что-то похожее есть. Но пишет она сама!
Это охладило ее пыл в отношении Лепажа.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Одна из самых известных картин Марии Башкирцевой - "Зонтик". Она не придавала ей большого значения. Просто портрет.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
В новогоднюю ночь накануне 1984 года она загадывает единственное желание - Славы! В этом году она умрет.
Но ее энергией в этом же последнем году можно было бы осветить целый город, например, Париж. Как заведенная пишет картины - это раз. Планов громадье - это два. У нее постоянно в голове сюжеты, она их видит везде, ищет натуру и натурщиков. Кроме того, она вступает в кокетливую переписку с Ги Де Мопассаном, самым модным на тот момент французским писателем и страшным бабником. Она, представляясь незнакомкой, бомбит его смесью обещаний и цитат из великих, демонстрируя свою эрудицию и ум. Мопассан страшно заинтригован, но она так долго не соглашается с ним встретиться, что он решает, что она - просто мужик, какой-нибудь учитель гимназии, который издевается над ним, и хамит ей в последнем письме. После чего Мария прерывает переписку. По другой версии - Мария на самом деле встречается с ним и они становятся любовниками. Но я думаю, что нет. Она бы не стала. Она была уже слишком больна, слишком занята искусством и слишком высоко себя ценила, чтобы отдаться вот так, без замужества, какому-то бабнику, пусть и знаменитому.
Также она пишет Эмилю Золя, но тот не отвечает ей, видимо, принимая за обычную поклонницу. В общем, она пытается сплести сеть знакомств из самых известных людей своего времени. Но ничего не успевает.
Параллельно заболевает Бастьен-Лепаж, у него рак. Она приходит к нему, сидит с ним, говорит с ним, жалеет его. Не любит, но жалеет. А потом ей самой становится так плохо, что уже сам Лепаж приезжает к ней. Его вносит на руках его брат. И они сидят друг напротив друга с Марией до шести часов кряду. Точнее, он сидит или полулежит, а она лежит в кровати, вся в белых кружевах. И он говорит, что это так красиво, что он хотел бы написать ее.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Это его картина. Тут не Мария, но похоже.

А это ее последняя картина - "Весна", недописанная. Вскоре она умрет, а Бастьен-Лепаж переживет ее на две недели.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение
Ну, что еще добавить? Вот вам жизнь и судьба. Своими ручками сделанная.

После смерти Мария Башкирцева прославилась, в первую очередь, благодаря своему дневнику. И ранняя смерть на взлете ей тоже добавила славы. А в великую художницу она не успела вырасти. Теперь уже никто не скажет, что было бы, если бы. Но успела она и правда очень много.
Дневники Марии Башкирцевой. Продолжение

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вчера посмотрел «Дюнкерк» – самый последний и десятый по счету фильм Кристофера Нолана за его 19-летнюю карьеру. Что вам сказать ... ... мне показался этот фильм странным. Если сравнивать его например с фильмом Спилберга "Спасти рядового Райена" - Нолан проигрывает однозначно. Не ...
Надоел мусор во дворе? ЖЭК не выполняет свою работу? Жена жалуется на сломанные качели, к которым с ребенком просто подходить даже опасно? И чего сидим, кого ждем? Есть очень удобный сервис, позволяющий решать все эти проблемы оперативно, эффективно, а, главное, дистанционно – портал «Н ...
Женщины по своей сути слабые и ненадежные, такого мнения придерживался известный философ Блаженный Августин. Да, за такое нелестное высказывание он ...
В прошлые выходные я устроил очередной забег по филиалам Русского музея, чтобы посмотреть проходящие там временные выставки. Начал я со Строгановского дворца, где представлена выставка скульптора Леонида Колибабы, одного из представителей Деревни художников в Озерках. Выставка ...
Зачем мы обманываем себя? На вызов, брошенный Турцией, нет ответа. Любой из вариантов только оттягивает решение вопроса, в итоге либо затрудняя его, либо вовсе делая невозможным. Все предлагаемое в блогосфере никак не решает вопрос;  и в итоге работает против нас, только с отсрочкой ...