Дневники Марии Башкирцевой
irinatrubacheva — 30.03.2016 Я захотела прочитать дневники Марии Башкирцевой еще когда читала дневники Лизы Дьяконовой. Помните такую девушку? Невероятно целеустремленную, размышляющую о смысле жизни, о равноправии женщин, преодолевшую кучу преград на пути к высшему образованию и погоревшую на любви к мужчине? Погибшую в 27 лет в горах. Есть версия, что это было самоубийство, но вот только что я прочитала протокол вскрытия (тут, ближе к концу) и согласна с тем, что это все-таки был несчастный случай.Так вот, Мария Башкирцева родилась на 14 лет раньше Лизы, в 1860 году, и она тоже вела дневник, который после ее смерти стал очень популярным. И она тоже очень рано умерла, в 23 года. По другой версии - в 25 (вроде как она убавляла себе годы, даже в дневнике). И тоже много писала о смерти, то ли предчувствуя, то ли призывая ее.
Дневники Марии и Лизы даже публикуют иногда под одной обложкой.
Хотя Лиза Дьяконова навряд ли была бы в восторге от такого соседства. Ведь она сама в юности прочитала уже опубликованный и дико модный в те времена дневник Марии, и вот так его припечатала в своем дневнике:
"Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! «Я» — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.
А и правда, не завидовала ли Лиза Маше? Ее успеху и таланту? Начнем читать.
С первых же страниц я понимаю, что Лиза была права. Дневник Мария начинает вести с 12-летнего возраста, и сразу же тысячами оттенков начинает переливаться ее "Я": Я самая красивая, я самая умная, я достойна самого лучшего, я буду знаменитой!" Но ладно, может быть это все по детской наивности и неумению выразить свои мысли?..
Если Лиза была из небогатой семьи, то Мусю (так ее звали в семье) можно назвать по нынешним временам дочерью если не олигарха, то как минимум миллионера. Девочкой, родившейся с серебряной ложечкой во рту. Не знавшей отказа ни в чем. Обласканной, обожаемой родителями, особенно, матерью. Плюс ее обожала тетка, которую она тоже называла мамой. Она же своих родственников слегка презирала и строила. Как скажет - так и будет. Любые наряды, любые капризы, любые путешествия, любые учителя любых искусств - все возникало по одному щелчку пальцев. Жили они в основном в Париже, под вальсы Шуберта и хруст французской булки. А отец жил в России: он на несколько лет расстался с матерью, а потом они снова сошлись.
Маша - очень способная девочка. Много читает, учит языки, играет на разных инструментах, берет уроки рисования и пения. И все - только по своему желанию, а точнее - прихоти. Она лихорадочно ищет, в чем может прославиться. Она пишет дневник для потомков, которые будут читать о ней как о великой женщине. Она постоянно любуется собой, описывает свою внешность, наряды. Ощущение, что, что бы она ни делала, она все время как будто смотрит на себя в зеркало. Наверное, в наше время она постоянно делала бы селфи и выкладывала в инстаграм. Но в те времена приходилось довольствоваться дневником. Ее забавляют знаки внимания со стороны молодых людей, ей нравится очаровывать, давать надежду, играть с ними и оставлять в дураках:
"Я вижу в себе какое-то божество и не допускаю, чтобы такой человек, как Ж., возымел идею мне понравиться. Я едва-едва могла бы общаться как с равным – с каким-нибудь королем. Я смотрю на людей с такой высоты, что кажусь им весьма милой, потому что нельзя даже презирать людей, которые находятся так низко. Я смотрю на них как заяц на мышей".
И это в 12-13 лет. Или вот ей еще захотелось, чтобы известный скульптор слепил ее: "Это будет стоить двадцать тысяч франков. Это дорого, но зато прекрасно. Я сказала ему, что очень люблю себя".
Она издалека влюбляется в герцога, который с ней даже ни разу не разговаривал. Выбор объекта воздыханий обусловлен богатством и титулом этого человека - она хотела бы быть герцогиней. Затем в нее влюбляется племянник кардинала, и ей это тоже льстит. Но родители юноши против их брака и грозятся оставить его без состояния, и он как-то постепенно
Лет в 15 она едет в гости к отцу, в Россию. В деревню, в глушь. Там она, конечно же, производит у местного общества фурор. Она может разговаривать на самые сложные темы, от искусства до политики, ей палец в рот не клади, она остроумна и раскована. И богата. И в нее там сразу все влюбляются, что ее забавляет, но и утомляет. В деревне же скучно. Все только едят, гуляют да в карты играют. Чем бы еще заняться? Можно фейерверки запускать. Или погулять по селу. А заодно:
«Мы сели перед шинком, вызвали скрипача и дурачка, чтобы заставить его плясать». Развлечение - супер, особенно, для девушки, считающей себя самой умной.
А вот еще занятия:
"Э. выписал для моего удовольствия кегли, крокет и микроскоп с коллекцией блох". Боже мой, как скучна была жизнь без интернета!) Ну что, на блох посмотрели и снова - скукотень. И тут Марии приходит идея - наряжусь-ка я крестьянкой! Сказано - сделано, вызвана портниха с тканями и наряд пошит!
Она прогулялась по селу в сопровождении влюбленных юношей, и крестьяне ее не узнавали! А папА был в таком восторге!
Вот у него дочь затейница!
Один из поклонников влюбляется в Марию совершенно всерьез, и она заставляет его рассказывать о своих чувствах, чтобы понять, что такое любовь. Под конец он чуть ли не в слезах говорит ей:
- Вы можете любить только по капризу… Сегодня – человека, завтра – платье, послезавтра – кошку…
Ее этот ответ вполне удовлетворяет. Ей нравится, что ее считают такой.
Ну, что еще отчебучивает наша дочь олигарха? Например, как-то ее настолько достали родственники, что она наорала на них и "потопила в море столовые часы". Потом она смеялась даже, хотя часы жалко, красивые были.
Ну и - мысли о смерти. Но это совсем не то, что было у Лизы. У Лизы было несчастливое детство, отвратительная мать, в целом тяжелая психологическая обстановка плюс пытливый ум и желание знать ответы на все самые страшные и неразрешенные вопросы человечества. И характер, склонный к депрессиям. Призывание же смерти у Муси напоминает жаление пресыщенной представительницы золотой молодежи, которой доступно все в этой жизни, умереть всем назло, потому что ее не оценили, неправильно поняли и вообще!.. Истерический характер, экзальтированный.
В общем, надоело ей все и поехала она опять за границу. В Рим, в Ниццу, в Париж. Очень Рим она любила, и хотела бы в нем умереть. Но умрет она в Париже. Между делом она помирила маму с папой, а точнее - попросту вызвала папу из России, и свела с ним маму - мирись-мирись и больше не дерись. Кто же откажет любимой дочери? Хотя через несколько лет папа все равно увеивается в Россию.
Так, а как же слава? Ей 18 лет, а она еще никто! Отчаяние! А между тем Маша прекрасно поет. И она устраивает небольшой карнавал, являясь к известному учителю пения в образе скромной девушки, подопечной одной из своих родственниц. Потому что если сразу сказать, кто она - он будет нахваливать ее только потому, что она богата. (Почему-то тут мне вспомнилась певица Алсу) И вот этот учитель "бедную девушку" вполне оценил и сказал, что при должном старании у нее будет успех. Какое-то время окрыленная Мария занималась пением, но потом у нее начинаются проблемы с голосом и она в отчаянии оставляет свои занятия.
Маша вообще с детства довольно болезненна, и при этом с поведением - назло бабушке уши отморожу! Что, как вы понимаете, не приведет ни к чему хорошему. Она никогда не бережет себя, не лечится, не выполняет рекомендаций врачей и даже врет им: Нет, у меня ничего не болит, у меня все прекрасно, ах, отстаньте! Как вы мне все надоели!
Собак она любит больше, чем людей. Они так преданно смотрят в ее красивые глазки и не говорят глупостей.
В общем ее начинает разъедать внутренняя неудовлетворенность. Ведь она мечтала прославиться на весь мир, стать знаменитой, великой, выйти замуж за принца! "Только принца нет, где ж он подевался? Я не поняла" (это из песни, а не из дневника)) Нереализованные амбиции заставляют ее бросаться из любви к себе в ненависть. Я никто, ничто, мне лучше умереть! И тут она вспоминает о том, как она любила рисовать и даже брала уроки. Она решает срочно поступить на женские художественные курсы! И стать там самой лучшей! Стать великой художницей! Практически мгновенно!
С этого момента начинается история Марии Башкирцевой - известной художницы конца 19 века. Ее картины висят в Лувре, в Русском музее и других. Ее именем во Франции названа престижная премия, которую ежегодно вручают самым талантливым молодым художникам. Она нащупала свой нерв, свой талант, свой смысл жизни. И, может быть, благодаря искусству она перестанет, наконец, быть такой несносной эгоисткой? Хотя времени на это у нее уже совсем мало. В следующем посте обещаю рассказать!
|
</> |