Джозеф Райт из Дерби. Вечный караваджизм - 1


Таисия Короткова. Технология, 2008
А за полчаса до этого я думал, что неплохо бы написать про Джозефа Райта из Дерби. Давно хотел, но никак руки не доходили. Я знал про него с юности, а, может, и с отрочества: советское искусствоведение не обходило стороной его творчество, может, потому, что воспевал людей труда и науки.
Здесь даю подборку его тенебросковых, караваджистских работ, хотя творчество Райта более широкое

Мастерская кузнеца, 1771

Академия в свете лампы, 1770

Алхимик, 1771

Мастерская кузнеца, 1772

Пленник Стерна, 1774
Здесь и модель вполне караваджистская - похожь на многочисленных святых Иеронимов.
Спустя несколько лет Райт пишет еще одну картину на тот же сюжет. (Поза никого не напоминает?)

Малая сцена в тюрьме, 1778-1780

Девушка, читающая при свете свечи, и юноша, выглядывающий из-за ее плеча, ок. 1760-1762

1767-1770
Спустя несколько лет письмо пытается прочесть какое-то мерзкий старикашка, похожий на постаревшего Платона Зубова

Два дерущихся мальчика с пузырем, ок. 1767-1770

Девочки, дрессирующие кошку, 1778-1780
От духа эпохи (рококо, в данном случае) никуда не уйти

Кузница, 1773

Опыт с птицей в воздушном насосе, 1768
Птичку жалко. И это на глазах у детей! Влепить бы эти учоным трёшечку. (На самом деле, нет)

Философ, объясняющий устройство Солнечной системы, 1766

Мираван, открывающий могилу своего предка, 1772
К 1780-м годам Джозеф Райт из интересного и необычного для своей эпохи караваджиста превращается в скучноватого неоклассика, по крайней мере, в сюжетных картинах.

Уильям и Маргарет из "Сокровищ древней английской поэзии" Перси, ок. 1785

Коринфская девушка, ок. 1784
Это легенда о рождении живописи